Программное содержание: Создание условий к приобщению дошкольников к культурным ценностям донского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений. Воспитание чувства гордости, любви, бережного отношения к женщине - матери.
Звучит музыка (Казачка, казачка, в сердце ты моём), дети входят в зал, останавливаются в центре полукругом.
Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
И мы празднуем его, так как мы живем в казачьем крае. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!
Казачка 1:
Известно всем, что казак всегда обладал такими качествами, как мужество, отвага и неустрашимость, и по долгу службы часто бывал в военных походах. А тем временем за плечами казачек немалая доля заслуг. Об этом расскажут ребята:
Монтаж (дети читают стихи)
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке всех детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней.
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
До наших дней дошли сказанья
О славных прародительницах наших,
Отважно дом свой от набегов
Врагов коварных защищавших.
Прелестный образ казачки молодой
Воспет не раз поэтами в стихах.
С ее чарующей восточной красотой
Оставил след в восторженных сердцах!
Казачка 2: Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.
Казачка 1:
Уверена я, что наши мамы обладают таким же неукротимым нравом, преданностью семейному очагу,усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве.
И сегодня у вас есть замечательная возможность показать себя с самой лучшей стороны.
Казачка 2:
А участники у нас все как на подбор
Красивые, умные, веселые, да шумные
Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы!
Разрешите их представить!
«Хозяюшки Дона», «Донские казачки».
Прошу Вас расскажите о себе.
Команда 1 «Хозяюшки Дона»
Мы казачки не лентяйки
Мы умелые хозяйки.
Готовим, вяжем, вышиваем.
И усталости не знаем!
Команда 2 «Донские казачки»
Мы казачки молодые
Ох, девчата удалые
На Дону мы родились
Все на славу удались!
Казачка 1:
В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а чуть позже, когда мальчик становился старше, его сажали в седло и приучали к верховой езде.
1. Эстафета «Скачки на лошадях»
Казачка 2: как только юному казачку исполнялось 3 года, старший казак в семье мог подарить ребёнку первое оружие. И после этого его уже обучали всем премудростям рукопашного боя.
А есть среди вас, ребята, смелые да ловкие казачата? Кто из вас сможет отстоять натиск соперника?
2. «Бой булавами»
(Приглашается 2 мальчика, они взбираются на скамью и сражаются мягким модулем. Задача каждого - дольше удержаться на скамье).
Казачка 1: известно нам, ребята, что у мамы самые добрые, ласковые и трудолюбивые руки, они все умеют. А казачки издавна славились длинными и густыми волосами, и они умело плели косы себе и своим дочерям. А сегодня наши мамы хотят веем нам продемонстрировать своё умение в плетении кос.
3.Эстафета «Заплети косу»
(Играют 2 команды мам. Напротив, каждой команды лежат тренажёры «Заплети косу». Мамы плетут косы по очереди на скорость.)
Казачка2:
На Дону казаки да казачки есть, что не можно глаз отвесть,
А как частушки запоют, ноги сами в пляс идут.
Вашему вниманию, казачьи страдания!
Частушки
Казачка 1:
А сейчас мы узнаем, как наши современные мамы знают казачьи блюда.
4. «Казачьи блюда»
Казачка 2: Назовите названия казачьих блюд, в рецепт которого входят:
1рецепт - сухие яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм — узвар
Казачка 1: Славится наш край донской, самой большой рекой на территории европейской части России. Кто знает, как эта река называется? (Дон). У казака главным промыслом была ловля рыбы, а каких донских рыб вы знаете?
Ответы детей, мам.
5. Эстафета «Рыбалка»
(Играют 2 команды мамы с детьми. По очереди каждый участник с удочками прибегают к «Дону», ловят рыбу, складывают в ведёрко. Побеждает команда, которая за определённое время «наловит» больше рыбы).
Казачка 2:
отлично, а кроме того, что рыбу жарили, варили из неё уху, ещё ее солили. Все знакомы с этим процессом? Сначала рыбу засыпали солью, потом вымачивали в воде, а затем вывешивали на просушку. Мы сейчас тоже нашу рыбу будем вешать на верёвку.
Самые хозяйственные казачата и казачки приглашаются.
6. Эстафета «Засолим рыбу»
Участвуют две команды детей и мам. По одному участнику из каждой команды бегут к корзине, берут одну рыбешку, возвращаются к команде и вешают рыбу на прищепку к натянутой верёвке. Побеждает команда, которая быстрей справится с заданием.
Казачка 1:
Рыбы много наловили, вкусно рыбу засолили. А загадки отгадывать умеете?
Из муки ношу наряд,
А начинке каждый рад!
Сытный я, мясной продукт,
И обжорам лучший друг!
Мной питаться всем не лень,
потому что я... (пельмень)
Казачка 2: вот сейчас наши мамы проявят свою сноровку, и посоревнуются в лепке пельменей.
7. Эстафета «Пельмени»
Задача участниц «налепить» пельмени (открывают капсулу киндер-сюрприз, кладут в неё кусочек поролона, закрывают ее). Побеждает участница «слепившая» больше пельменей.
Казачка 1: Ох, молодцы наши мамочки, как быстро приготовили вкусный, сытный ужин.
Да только посмотрите, пельмени лепили – муки натрусили. Нужно бы воды наносить, да полы помыть.
8. Эстафета «С коромыслом по воду»
2 команды участниц надевают ведёрки на коромысло и идут к колодцу по воду. Выигрывает команда, участницы которой быстрее вернутся с водой.
Казачка 2: пока мы с вами отдохнём, а заодно и погутарим. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор:
Чувяки- тапочки, обувь
Цебарка - ведро
Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;
Баз – скотный двор;
Здорово дневали – здравствуйте.
Добре – хорошо.
Кочет – петух
Настольник - скатерть
Рушник - полотенце
Курень – круглый дом, на высоком фундаменте
Казачка 1: а вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились.
Пора и вам потрудиться.
Казачка 2: над дверями моей хаты висит подкова. Существует старинное казачье поверье: кто подкову найдет, тому она счастье принесет.
9. Игра «Передай подкову».
(Под музыку дети в кругу передают подкову, музыка останавливается, у кого подкова, тот танцует в кругу)
Казачка 1:
На завалинке, в светелке,
Или на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод:
Говорили, песни пели,
Иль водили хоровод.
Общая песня «Казачий Дон»
Казачка 2: Женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же новая праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно домашним, и общенациональным праздником. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!