Духовно-нравственное воспитание дошкольников начинается с основ культур и традиций своего народа. Виртуальная экскурсия к тетушке Хадижат и поможет детям в этом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В гости к тетушке Хадижат»
Конспект занятия на тему: «Виртуальная экскурсия - «В гости к тетушке Хадижат» (средняя группа)
Задачи
Образовательные:расширять и систематизировать представления детей об использовании глины, познакомить с гончарным ремеслом, с элементами балхарской росписи (волнистые, прямые, зигзагообразные, параллельные линии, штрихи).
Развивающие: формировать представления о традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью глиняных предметов.
Воспитательные: воспитывать уважение к народным мастерам гончарного дела.
Материал: образцы (или репродукции) глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов). Национальный костюм для бабушки Патимат (лакский). Диск с записью дагестанской музыки на народных инструментах.
Предварительная работа:рассматривание керамических изделий, элементов балхарской росписи, знакомство с их названием. Чтение: «Умный балхарец», отрывок из книги Р. Гамзатова «Как гончары товар продавали».
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, вы любите путешествовать? Но иногда для этого нет возможности, и тогда это можно сделать при помощи просмотра слайдов, фотографий на большом экране. Такое путешествие называется виртуальным.
Я приглашаю вас всех в виртуальное путешествие в высокогорное селение Балхар к мастерице тетушке Хадижат. (На экране демонстрация ролика«Лакия». Звучит дагестанская музыка в исполнении оркестра народных инструментов).
Воспитатель:
- Мы прибыли в селение Балхар. А вот и тетушка Хадижат (быстро надевает
элементы лакского женского костюма).
Тетушка Хадижат:
- Здравствуйте, гости мои дорогие! Очень рада вашему приезду. Что вас интересует? Вы слышали о легенде про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой. Рассказать о ней?
«Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ), натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе, Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров».
- Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.
Ребенок: Мне говорили, что к вам в селение приезжают и иностранные гости.
Тетушка Хадижат: да, действительно, к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки, которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось, и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна помощь. Если вы в детском саду распишите тарелочки и кувшины, я подарю их гостям от вашего имени. Договорились?
- А что, ребята, вы знаете про балхарский промысел? Ну, например, какие предметы быта изготавливают у нас в Балхаре? (Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины). А как называется краска для росписи балхарских изделий? (Ангоб), элементы балхарской росписи (Растительные, геометрические, а также линии, штрихи).
Тетушка Хадижат: Давайте поиграем. Я буду бросать мяч, а вы – называть элементы балхарской росписи.
(Дети ловят мяч и называют виды: зигзаг, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаз)
Тетушка Хадижат: Вы, действительно, много знаете о нашем промысле. Прошу вас, проходите в мою мастерскую!
(Тетушка Хадижат показывает посуду из глины – дети рассматривают, вместе с тетушкой называют изделия: Урма - кувшин для воды с узким горлышком, Кикайму - приземистые кувшины с двумя ручками для масла,
Накришу - кувшины для сбивания масла, Кунари - в нем хранят родниковую воду, Урша – с ним ходят за водой).
Тетушка Хадижат:
- Может, вы и стихизнаете про гончарное искусство? (Дети читают стихи Р.Рашидова)
Тетушка Хадижат: - Молодцы!Ну а я вам дам послушатьмузыку Ширвани Чалаева «В ауле Балхар», а потом все станцуем «Балхарский танец» под музыку Магомеда Касумова.