kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В гости к Нарспи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт составлен с учетом возрастных особенностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В гости к Нарспи"»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «В гости к Нарспи».

Автор: Никитина Татьяна Моисеевна, музыкальный руководитель МБОУ ООШ д.Веселовка Федоровского района

Описание материала: Данный конспект занятия поможет педагогам решить задачи по обучению родному (чувашскому) языку, а также познакомить детей с элементами национального (чувашского) орнамента, с его смысловым, цветовым значением. Предложенная игровая схема построения образовательной ситуации поможет педагогам приобщить детей к материальным ценностям культуры народов родного края.
Цель:
Познакомить детей с элементами чувашского орнамента и со смысловым, цветовым значением;
Развивать у детей интерес к орнаментальному искусству чувашского народа, развивать фонетический слух, умения и навыки говорения в игровых ситуациях;
Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, послушайте, нам Саша Г. приготовила стихотворение.
(Чтение стиха «Кукамай» на чув языке)
Воспитатель. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей). 
Правильно, о бабушке и внучке.
(Раздается звонок телефона. Воспитатель берет трубку. Звучит голос Нарспи)
Нарспи. Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в гости к себе домой, в мою деревню. А добраться до меня вы сможете на ковре-самолете, который вам прислали мои помощники лесные жители.
Воспитатель. Спасибо, Нарспи за приглашение. Ребята, отправимся к Нарспи в гости? Но где же ковер-самолет? Да вот же он! (Разворачиваем ковер и садимся с детьми на него). 
Воспитатель. Устраивайтесь поудобнее, мы отправляемся к Нарспи в гости.
(Звучит космическая музыка, дети совершают «полет». Перед детьми предстает чувашская изба, украшенная вышивкой. На скамейке сидит Нарспи и вышивает). 
Воспитатель. Давайте, ребята, поздороваемся по-чувашски. (Здороваются по –чувашски)
Дети. Ыра кун, кеме юрать-и? (Добрый день! Можно к Вам зайти?)
Нарспи. Керер-керер, хана пулар. (Заходите, пожалуйста)
Нарспи. Сире менле ченеще? (Как Вас зовут?)
Воспитатель. Ку каман пурче? (Это чей дом?)
Илемпи. Пурче асаттепе асаннен. Эпе ку пуртре пуранатап. (Это дом моих дедушки и бабушки. Мы все вместе здесь живем)
Дети. Нарспи, где вы купили такой красивый наряд, красиво вышитые полотенца? 
Нарспи. Все, что вы видите, я сделала сама: вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой. 
Дети. Кто тебя всему этому научил? 
Нарспи. Мои бабушка и дедушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас.
Нарспи. Дети, хотите посмотреть, что у меня в заветном сундуке? (ответы детей). Нрспи достает из сундука вещи и называет их по-чувашски: ку кепе (это платье), ку тутар (это платок), ку сапун (это фартук), ку алшалли (это полотенце), ку масмак (это повязка на голову). Ребята, а вы знаете, что такое масмак? (ответы детей). Масмак-это головное украшение, т.е. головная повязка чувашских девушек. Повязка похожа на полоску с вышитыми узорами. Чуваши считали эту головную повязку вещью, которая связывала их с небесным миром. Масмак оберегал от болезней.
Что вы можете сказать об этих вещах? Нравятся ли они вам? Какое настроение они у вас вызывают? Ребята, какого цвета больше в моей вышивке? (ответы детей). О чем нам говорит красный цвет? (ответы детей).
Красный цвет – это символ огня, храбрости, любви. Рядом с красным цветом – черный. Черный – цвет земли, красный – солнца. Эти два цвета символизируют начало жизни. А что означает зеленый цвет? (трава, деревья)
Сейчас я буду показывать цвета на вышивках, а вы должны называть их по- чувашски. 
Ку мен тес? (это какой цвет?)(дети перечисляют) 
(Нарспи предлагает поиграть в игру «Что изображает узор». Показывает элементы чувашских узоров, а дети должны назвать их по-чувашски и найти эти элементы на вышивках вещей Нарспи). 
Нарспи. Маттур ачасем (Молодцы, ребята). Какой узор вам больше понравился? Что вы можете рассказать об этом узоре? (Предлагает 2-3-м детям рассказать о понравившихся элементах чувашского узора). (Входит девочка в чувашском наряде и плачет).
Нарспи. Ой, да это же моя сестренка Илпике. Илпике, поздоровайся с гостями и скажи, почему ты плачешь?
Пурнеске.Нарспи, у меня не получается выговорить чувашские звуки. А я так хочу научиться красиво говорить по - чувашски как ты.
Нарспи. Ребята, поможем Илпике? Давайте вместе сделаем гимнастику для нашего языка. Наш язычок должен упражняться, чтобы правильно произносить чувашские звуки. Ветер дует; листья шелестят: (звук щ), змея шипит.
. А теперь, Илпике, хочешь поиграть с детьми в интересную игру «Отгадай загадку»? (на мольберте висят изобразительные модели оригиналов со знакомыми детям чувашским узорами. Загадывается загадка по-чувашски, кто отгадает узор-отгадку, должен назвать его и накрыть пустой карточкой. Игра продолжается до тех пор, пока дети не закроют все карточки с узорами).
Нарспи. Маттур ачасем (Спасибо, ребята). Отгадали все загадки. 
Воспитатель. Нарспи, в гостях у тебя мы узнали много интересного и полезного. Мы хотим нарисовать чувашский узор – хевел (солнце) и оставить тебе на память. Глядя на наше солнышко, ты будешь вспоминать о нас. (Коллективная работа детей под музыку чувашского композитора Г.Лебедева, слова М.Юхма «Песня вышивальщиц). 
Нарспи.Тавтапущ ачасем, парнешен. (Спасибо, ребята за подарок) 
А сейчас пора нам возвращаться домой. Сыва пул, Нарспи! Сыва пул, Илпике! (До свидания, Нарспи! До свидание Илпике!
Воспитатель. Ребята, давайте сядем на наш волшебный ковер-самолет.
(Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад, звучит космическая музыка).
Воспитатель. Ребята, где мы сегодня были? Чем вам понравилось путешествие?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"В гости к Нарспи"

Автор: Никитина Татьяна Моисеевна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485418


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства