«В ГОСТИ К ЛОСОСЮ» Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов
«В ГОСТИ К ЛОСОСЮ» Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов
«В ГОСТИ К ЛОСОСЮ»
(мероприятие для дошкольников)
Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы, к сожалению, увеличилось количество детей с нарушением речи. Цель моей работы, это помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям имеющим речевые нарушения. Так же логоритмические занятия хорошо использовать с целью профилактики речевых нарушений в более раннем возрасте.
Представленное мной логоритмическое занятие рассчитано на детей старшего и подготовительного возраста и включает в себя элементы оздоровительной направленности (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику).
Проведение логоритмическое занятия помогает реализовать следующие задачи:
уточнение артикуляции-положение губ, языка, зубов (для закрепления изучаемого звука);
развитие фонематического слуха;
расширение словарного запаса;
совершенствование общей и мелкой моторики;
развитие зрительного и слухового внимания;
усовершенствование чётких и координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие творческой фантазии и воображения.
Логоритмическое занятие проводится по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Данное занятие в первую очередь должно приносить радость, чтобы дети с нетерпением ждали следующих встреч.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««В ГОСТИ К ЛОСОСЮ» Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Ольга» Ольгинского района Приморкого края
«В ГОСТИ К ЛОСОСЮ»
(мероприятие для дошкольников)
Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов.
Норинова Ульяна Михайловна
учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
п.Ольга
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы, к сожалению, увеличилось количество детей с нарушением речи. Цель моей работы , это помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям имеющим речевые нарушения. Так же логоритмические занятия хорошо использовать с целью профилактики речевых нарушений в более раннем возрасте.
Представленное мной логоритмическое занятие рассчитано на детей старшего и подготовительного возраста и включает в себя элементы оздоровительной направленности (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику).
Проведение логоритмическое занятия помогает реализовать следующие задачи:
уточнение артикуляции-положение губ, языка, зубов (для закрепления изучаемого звука);
развитие фонематического слуха;
расширение словарного запаса;
совершенствование общей и мелкой моторики;
развитие зрительного и слухового внимания;
усовершенствование чётких и координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие творческой фантазии и воображения.
Логоритмическое занятие проводится по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Данное занятие в первую очередь должно приносить радость, чтобы дети с нетерпением ждали следующих встреч.
1
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«В ГОСТИ К ЛОСОСЮ»
Оборудование: камешки и ветки для перешагивания (или любые предметы заменители, н-р спортивный инвентарь), муляж гриба, иллюстрации – лососёвых, медведя, орлана, выдры, одуванчика, дятла, наклейки или жетоны для игры «Рыбаки и рыбы»(по количеству участников), фото заставка с видом нерестовой реки, аудио запись «плеск воды», видео ролик или аудио запись Е. Железновой «Пять рыбок», распечатки для творческой работы и цветные карандаши(восковые мелки) по количеству участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Динамические упражнения
Педагог:
Вас на речку, на прогулку
Приглашаю я пройти.
Приключенья интересней
Вам, Ребятки, не найти.
Крепко за руки беритесь,
Да по парам становитесь.
Мы по тропкам и дорожкам
К реченьке гулять пойдём.
И ответы на вопросы
Обязательно найдём.
Дети становятся парами, взявшись за руки и идут за педагогом, заданным маршрутом, обходя или перешагивая импровизированные препятствия (разложенные камешки и ветки) (См. Приложение №1)
Педагог:
Пока мы к речки шли по дороге много всего интересного встретили.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика
Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
Педагог: Грибочек, грибок,
Масляный бок,
2
Беленькая ножка,
Полезай в лукошко!
Упражнение «Одуванчик». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.
Педагог: На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Язык свернуть в трубочку и подуть через неё, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряжённым кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «Д»: д-д-д-д…
(См. Приложение№2-5.)
Динамическое упражнение на развитие чувства ритма
(речь плюс движения)
Педагог:
(Или педагог совместно с детьми)
Ти-ти-ти – куда же нам пойти?
Дети стоят друг напротив друга и делают встречные хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.
Ать-ать-ать- на реку идём гулять.
Шлепки ладонями по собственным коленям.
Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать.
Прыжки в парах.
(См.Приложение№6)
Дыхательная гимнастика
Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произносим звуки «Ш», «С», энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладём ладонями на живот.
Педагог:
Вот до реченьки дошли,
И кого же там нашли? (на экране заставка или распечатка с нерестовой речкой) (См.Приложение№6.1)
(Ответы детей, на вопрос кто в реке живёт? н-р: рыба,рыбка…)
А давайте вместе с вами расскажем и покажем, что же наша рыбка делает.
3
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети
Рыбке весело играть. изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать! (Обхватывают себя руками.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова сближают, как плывёт рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Ребята, давайте вспомним и назовём какая рыба не только водится в наших реках, но и год за годом возвращается в родные реки на нерест. (ответы детей)
Правильно! Это Лосось! (Показываются иллюстрации лососёвых.)См .Приложение№8-13
Кто же любит ловить эту замечательную рыбу? (ответы детей)
Речь плюс движения «Медведи» (движения детей соответствуют тексту) (См.Приложение№14-15)
Педагог вместе с детьми:
У нас в лесу медведи жили,
Головой они крутили:
Вот так и вот так,
Головой они крутили:
В лесу медведи мёд искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали:
Вперевалочку ходили
В речке рыбоньку ловили:
Вот так и вот так
Они рыбоньку ловили.
А потом они лежали,
Свои лапы поднимали:
Вот так и вот так
Свои лапы поднимали.
4
Гимнастика для глаз «Орлан»
(См.Приложение№16)
Педагог:
Ра-ра-ра –
Увидали мы Орла.
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вверх – вниз. Голова остаётся неподвижной.
Ра-ра-ра –
Испугались мы Орла.
Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом
Проследить движения по кругу в другую сторону.
Ру-ру-ру –
Станем мы махать Орлу.
Проследить движения ладони влево – вправо.
Ай-ай-ай –
Ты нас больше не пугай.
Спрятать руки за спину и покачать головой.
Ой-ой-ой –
Побежали мы домой.
Мигать глазами.
Мимическое упражнение «Угостим Выдру»
(См.Приложение№17)
Дети мимикой показывают, как Выдра ест лимон, горький корешок, солёный огурец, вкусную конфету, мороженое, вкусную рыбу и т. д.
Подвижная игра «Рыбаки и рыба»
(См.Приложние№18,19)
Дети – «рыбаки» и «рыбки» - становятся в две шеренги, одна напротив другой.
«Рыбаки» идут вперёд чётким, решительным шагом и поют (или проговаривают):
На рыбалку мы идём,
Громко песенку поём,
Где же рыбка,
Где, где, где?
5
«Рыбаки» стоят, «Рыбки» идут вперёд медленным шагом и тихо поют (или проговаривают):
Мы тихонечко плывём,
Мы тихонечко поём,
Вы нас не поймаете,
Да, да, да!
«Рыбаки» повторяют движения 1-го куплета.
Мы поймаем рыбу, да!
Вы от нас не скроетесь!
«Рыбки» повторяют движения 2-го куплета.
Мы тихонечко плывём,
А от вас мы удерём!
«Рыбки» бегут на место рыбаков, а «Рыбаки» их ловят (затем герои меняются местами и ролями, и игра повторяется)
Артикуляционно- мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).
«Лосось разговаривает» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
«Лосось-самец» — показать зубы, оскалиться.
Испугаться при виде хищника.
Обрадоваться своей рыбке. И т. п.
11.Дыхательное упражнение «Большой и маленький»
Педагог:
Мы уже знаем, что Лососи бывают разные, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Сильно тянемся вверх и произносим: «Я большая Кета!» (можно назвать другие виды лососёвых, н-р «Я большая Сима!») Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Я маленькая пеструшка!».
12.Музыкальная игра «Пять рыбок»
Дети поют и выполняют движения под сопровождение видео ролика.
6
(См.Приложение№20)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
«Плывите отсюда чтоб не проглотил!»
(Сергей и Екатерина Железновы)
13.Упражнение на релаксацию.
Дети ложатся на ковёр на спину, закрывают глаза и расслабляются под звучание плеска воды. (См.Приложение№21)
13.1 Упражнение на развитие цветовосприятия и творческих способностей.
(СмПриложение№22-26)
Детям предлагаются распечатки с изображением стаек рыб и птиц. Нужно «спасти рыб» раскрасив птиц одним цветом, а рыб другим цветом. Можно включить звуковое сопровождение.
(Упражнения 13 и 13.1 взаимно заменяемы и проводятся по состоянию или желанию детей)
7
ЛИТЕРАТУРА
Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч, 1998. №5.
Дмитриева М. Логомузыкальная пластинка // Дошкольное воспитание.
Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000
Загадки и стихи о растениях и сезонах/ Сост. Н.Н.Примшиц, Т.В.Васильева, В.С.Цивиль. Архангельск, 1994.
Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков» М., Издательство ГНОМ, 2011.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения. СПб., 1997.
Михайлова М.А., Горбина Е.В Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М.,1999.
Загадки и стихи о растениях и сезонах/ Сост. Н.Н.Примшиц, Т.В.Васильева, В.С.Цивиль. Архангельск, 1994.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
12.Песенки для малышей // Дошкольное образование. 2001. №2.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ., 1999.
Приложение:
Приложение№1 Дорожка к речке Приложение№2 Грибок
Приложение№3 Грибок Приложение№4 Одуванчик
Приложение№4.1 Подуй на одуванчик Приложение№5 Дятел
Приложение№6 Развиваем чувство ритма Приложение№6.1 Нерестовая река
Приложение№7 Рыбка Приложение№8 Горбуша
Приложение№9 Кета Приложение№10 Нерка
Приложение№11 Пеструшка Прложение№12 Сима
Приложение№13 Кижуч Приложение№14 Медведь
Приложение№15 Мишки Приложение№16 Орлан
Приложение№17 Выдра Приложение№18 для игры Рыбаки и рыба