Итоговый этап проекта
по художественно эстетическому развитию
по теме: «Птички прилетели».
Оценка реализации проекта
Проект осуществлялся во второй группе раннего возраста МБДОУ «Подпорожский детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально личностному развитию детей» в декабре 1214 года. В ходе реализации проекта по художественно эстетическому развитию младшего дошкольного возраста на тему: «Птички прилетели» достигнуты следующие результаты:
создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
начата работа по формированию знаний детей о птицах, использую выразительные средства;
обогащен словарь детей стихами, потешками, загадками песнями о птицах;
посредствам бесед, чтением художественной литературы, наблюдения, художественного творчества, дети научились узнавать, называть, изображать птиц.
Диагностика
Развитие изобразительного творчества
Выводы:
По итогам проведенного исследования обучение детей активизирует познавательный интерес ,формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия;
Развитие позитивного отношения к природе, окружающему миру;
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, для детей развивающим, интересным и занимательным;
Младший дошкольный возраст является первым звеном непрерывного художественно эстетического развития детей.
Заключение:
Таким образом, по данным исследования можно сделать вывод, что в начале проекта дети имели в основном средний и низкий уровень знаний о внешнем виде птиц, чем они отличаются друг от друга, В конце проекта дети показали высокий уровень знаний, а низкий уровень незначителен. Необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности и условия помощи в семье, и в детском саду. В ходе проекта были проведены индивидуальные занятия с детьми, которые с трудом усваивали данный материал и наоборот усложнялись проектные задания детям, которые имели начальный фундамент знаний по художественно эстетическому развитию.
Анализируя проделанную работу по проекту можно сделать вывод
В проектной деятельности активно использовались методы предъявляемые к современной дошкольной педагогики, а именно ФГТ. Использование интеграции во всей деятельности, способствовало активизации познавательной активности воспитанников , стимулировало и развивало психические процессы, развивать мышления, восприятия, памяти. Разумно подобранные приемы, в процессе проведения занятий позволило воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать внешний вид птиц, видеть объекты во время прогулок, , закреплять знания детей с помощью дидактического и методического материала, что способствовало четкому восприятию по данной теме.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА
С
РОДИТЕЛЯМИ
ТЕМА: « ПТИЦЫ».
Родителям рекомендуется:
Во время прогулки знакомить детей с зимующими и перелетными птицами. Способствовать к диалогической речи. Учить отвечать на вопросы: «Чем отличаются птицы друг от друга?» Обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Обратить внимание на строение тела птиц, их окраске, повадках, привычках.
Подобрать действие к предмету: птичка летает, птичка играет, птичка поет, птичка клюют…
Рассматривание изображений в книжных иллюстрациях; знакомить со скульптурой малых форм( образы птиц); чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок, игры.
Рисуйте вместе.
Рисование - это замечательный по своим развивающим свойствам вид творческой деятельности для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, воображению и внимания, формированию нравственного цветовосприятия ребенка. Кроме этого, рисование доставляет малышам много радости и помогает выразить себя.
Поощряйте Вашего ребенка к творчеству и рисуйте вместе.
Анкета для родителей.
Уважаемый родитель!
Известно, что изобразительное искусство – важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.
Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка способности к изобразительному творчеству?
А) да;
Б) способности ребёнка, по-моему, очень умеренные;
В) у ребёнка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;
Г) другое _________________________________________.
2. Какие материалы стремитесь приобретать ребёнку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу (белую, цветную), краски, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти (нужное подчеркнуть, дополнить)? ______________________________________________________________
3. Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по вашему разрешению (нужное подчеркнуть, дополнить)? _____________________________________
4. Часто ли ребёнок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном просит? _______________________________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним?
А) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;
Б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас;
В) откладываете дело, которым занимались, и включайтесь в рисование;
Г) другое ______________________________________________.
6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста. _____________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Жила- была на свете маленькая птичка- певичка.
-Фью- фью- фью! – распевала птичка на весь лес. Старая ворона стала завидовать птичке- певичке. Открыла она клюв и как запоет!
- Кар- кар! – вот и все, что у нее получилось… Стала тогда ворона приставать к маленькой птичке, чтобы та научила ее петь так же красиво и меложично.
- Голос дается от природы. Не могу я тебя научить, - ответила птичка- певичка.
Но ворона все приставала и приставала к ней. Тогда птичка улетепа от нее и спряталась в листве.
семья Шишулиных
Жил да был в старом лесу пестрый дятел. Не все любили дятла, потому что он стучал клювом по стволам деревьев: « Тук- тук- тук!» - и этот стук разносился далеко по лесу. Но все очень уважали дятла за то, что он спасал старые деревья от вредных жучков. Жуки селились под корой дерева и грызли его. Иногда деревья от этого даже засыхали и гибли. Так дятел делал два полезных дела одновременно; спасал от жучков и личинок деревья, а заодно и обедал, ведь жучки казались ему очень вкусными. Но жучкам так не хотелось попасть к дятлю на обед!
Давай спрячем жуков под « корой»!
Но жуки приносят вред и портят деревья! Прилетел лесной санитар- дятел, раздолбил кору и нашел жуков!
семья Шишулиных
Воробышки
Восемь воробышков сидело на осыпанной инеем ветке, тесно прижавшись друг другу, как добрые братцы.
- Живите дружно, детки- воробышки,- говорил им старый воробей- отец. – Чем дружнее вы будете жить, тем вам будет легче переносить тяжелое зимнее время.
- Будем жить дружно!- чирикнули в ответ все воробышки.
Вскоре один из них увидел издали кусочек хлеба; воробышек вспорхнул, слетел на землю и, подняв добычу, принес ее братьям и поделился с ними.
И так они продолжали жить в мире и согласии.
семья Рубенштейн
1
Отгадай загадки и в желтых клеточках ты прочтешь название птицы, которая прилетает весной.
2
| | | | | | | | | | |
3 | | | | | 1С | о | в | а | | 4 |
| | | 2К | у | к | у | ш | к | а | |
| 3С | о | л | о | в | е | й | | | |
| | | | 4В | о | р | о | н | а | |
6 | | | | 5Г | р | а | ч | | | |
| | 6Л | е | б | е | д | ь | | | 5 |
| 7С | и | н | и | ц | а | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
Днём спит,
Ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Кто на ёлке на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку-ку-ку». (Кукушка)
Он соло пел среди ветвей
Его назвали … (Соловей)
На дереве сидит,
«Кар-кар» кричит. (Ворона)
5. Чёрный проворный
Кричит «Крак», червякам враг. (Грач)
В кого превратился
Гадкий утёнок. (Лебедь)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Семья Кравченко
Кроссворд
«Загадки для чудо дерева»
(птицы на букву «С»)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ….
(Снегири)
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
(семья Ходыревых)
Мини-музей
«Птицы на кормушке»
Семья Матвеевых
ПТИЦЫ НАШИХ ЛЕСОВ
План
1. Стихи про птиц.
2. Пословицы и поговорки.
3. Картинки.
Телефон: 30-839 2-21-50
г.Подпорожье, ул.Волкова
д. 31А
у
Г.Подпорожье ул.Волкова д.31А
Семья Егоровых
Пословицы и поговорки
1. Видна птица по полету.
2. Променял кукушку на ястреба.
3. Птице воздух, рыбе вода, а человеку вся земля.
4. Слово не воробей, вылетит—не поймаешь.
5. О том, говорят, и кукушка кукует, что своего гнезда нет.
6. Ворон за море летал, а умнее не стал.
7. Красна птица пером, человек умом.
8. Человек без Родины-соловей без песни.
Да и какой же это лес, если там не поют птицы?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по обучению детей младшего дошкольного возраста
рисованию
РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ И ПАЛЬЧИКАМИ
Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.
Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются.
Существует много техник использования этих красок, которые можно освоить с малышом.
Рисуем ладошками
Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.
Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.
Рисуем пальчиками.
Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно.
Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.
Штампы
В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их самому, например, из обычных губок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно использовать листья и цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Покажите ребенку, как нужно обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге
Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кисточкой. Малышу наверняка придется по вкусу такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчика с краской на листе расплывается такое красивое пятно. Также в такой технике рисовать можно на бумаге, прикрепленной к мольберту или к окну. В этом случае краски будут стекать вниз.
Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывать их руками – получаются очень красивые картины.
Рисовать пальчиковыми красками можно и на кафеле в ванной. Это очень удобно для тех родителей, которые боятся, что малыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и перемазанное чадо тут же сразу можно ополоснуть. Не забудьте только сфотографировать произведение, чтобы было, что показать остальным членам семьи, похвала, как для детей, так взрослых является мощным стимулом продолжения начатой деятельности.
На Западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчиками малышей! Эти картины напоминают картины художников-импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, клише, внутренними и внешними установками. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота! Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.
«ЧЕРЕЗ ИГРУ-К СОВЕРШЕНСТВУ»
Уважаемые мамы и папы! Если Вы хотите помочь вашим детям научиться элементарным основам рисунка, Вам придется вспомнить свое детство и помочь малышам, но ни в коем случае не навязывать им, как и, что рисовать.
Помните, ребенок видит и воспринимает окружающий мир по-своему. Назидание и диктат здесь неприемлемы. Иначе Вы можете отбить у малыша всякую охоту заниматься рисованием, что нередко и происходит, к сожалению. Ваша помощь требует не только деликатности, но и, в известной степени, усилий и терпения.
Мы надеемся на Вашу помощь в овладении малышами основ графической грамоты, которая откроет детям в будущем путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира независимо от избранной ими в жизни профессии.
Ну, а пока, ваш ребенок только начинает учиться рисовать. С интересом чертит каракули на листе бумаги. Это начало его творческого процесса. А частью творческого процесса является умение видеть мир образно, во всех его живых красках.
Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И очень важно не упустить возможность расширить способности ребенка к образному познанию. Рисование — одно из эффективных средств передачи этих творческих образов.
Давайте, вместе поможем ребенку, научим его изображать на листе бумаги все то, что его окружает. Но, обучая ребенка рисованию, необходимо помнить, что для ребенка — это игра. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение художественных приемов. Пусть они станут для Вашего малыша средством познания окружающего мира. Не старайтесь навязать малышу рисование, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Помните высказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».
Увлечь малыша рисованием Вам помогут занятия-игры. В игре незаметно для малыша Вы научите его изображать линии, окружности, познакомите с цветами и материалами рисования.
Процесс вашей совместной деятельности должен сопровождаться рассказом, песенкой, потешкой, подходящей к сюжету рисунка. (Показ рисунка).
Едут машины,
Шуршат шины.
Погоди немного,
Вот дорога…
А палочки длинные -
Следы машины.
Контурные рисунки (раскраски) очень любят все дети. Им интересно закрасить детали нужным цветом. Таким образом, дети постепенно научатся закрашивать, не выходя за контур. Дайте возможность ребенку рисовать разными материалами: карандаши, краски, фломастеры, мелки. Вместе с ребенком подумайте, чем будут отличаться изображения, показать одно и то же изображение, выполненное разными материалами.
Чем они отличаются (яркостью, насыщенностью цвета, фактурой материала)?
Постепенно обучая ребенка рисованию, давайте рисункам конкретные названия: забор, мяч, метель и т.д. Так будет расширяться кругозор детей, их изобретательность, ведь тот же круг может быть «колобок», «мяч», «колечко» и т.д. В линиях малыш научится находить сходства с окружающим миром.
Когда ребенок закончил работу, для него очень важна Ваша оценка. Оцените рисунок, дайте комментарии и не скупитесь на похвалы.
Начинать Вашу работу с детьми лучше с использования карандашей. Возможно, многие из Вас сами давно не брали в руки карандаш. Попробуйте вспомнить, а сделать это лучше так: (рисуйте, следуя за стихами)
«По бумаге я бегу, Все умею, все смогу
Хочешь, домик нарисую,
Хочешь, елочку в снегу.
Хочешь — дядю, хочешь — сад,
Мне любой ребенок рад!
Что у Вас получилось? Замечательно!
Читая такое стихотворение, необходимо сопровождать слова изображением. Это позволит ребенку наглядно увидеть возможность передачи на листе бумаги реальных вещей.
А вот эту игру Вы можете провести со своими детьми дома.
«КАРАКУЛИ».
Что понадобится: бумага, карандаши или фломастеры. Ход игры:
Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги несколько пересекающихся линий. Закрасьте вместе с ребенком участки, ограниченные этими линиями. При раскрашивании можно использовать разные приемы, способы: раскрашивать точками, штрихами, кружочками, клеточками и т.д.
Постепенно вводя новые материалы, усложняя задания, мы будем учить ребенка рисовать, т.е. переносить окружающий мир к себе в рисунок.
Еще несколько примеров научить детей рисовать, а главное вызвать у них интерес. У Вас на столе кисти, краски и листы, разделенные на три части; еще один лист, сложенный пополам. Сейчас мы попробуем поиграть и рисовать
I. Шли по дороге ноги.
«Большие ноги шли по дороге:
То-о-п, то-о-п.
То-о-п, то-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ!»
У кого могут быть большие ноги?
У кого маленькие?
Конечно, Вы догадались, что для изображения больших следов требуется большая кисть, а для маленьких следов — тонкая.
Ну, а детям следует помочь, когда они будут выбирать кисточку.
П. Щетка.
«Не рычи на щетку, Шарик,
Не укусит, не комарик.
На моей паутинке, Тонкие щетинки.
Чтобы зубки были чище
Каждый день их щеткой чистим». Нарисуйте щетинки на своей щетке.
Ш. Мячик.
«Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?! Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!»
(С . Маршак)
Нарисуйте мячи большие и маленькие, разноцветные.
Таких игр много
.
Читая детям книги, разучивая с ними стихи, чаще задумывайтесь, а как это можно изобразить. Чаще сами берите в руки карандаши и кисти, всегда и во всем будьте примером. Этим Вы привьете малышу любовь и желание заниматься этим видом деятельности.
Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Назову еще несколько игр, которые помогут Вам в этом, в которые можно поиграть дома с детьми, используя самые простые материалы.
«КАРТОФЕЛЬНЫЕ ПЕЧАТИ»
Что понадобится:
сырая картофелина средних размеров
нож
краски
штемпельная подушка (можно взять плотную губку и пропитать ее жидкой краской)
-бумага.
Ход игры:
Сначала действует взрослый — острым ножом разрезает картофелину пополам и на месте среза вырезает какой-нибудь простой рельеф -сердечко, звездочку, яблоко, рыбку и т.д.
Теперь к работе приступает ребенок. Можно нанести краску прямо на готовую печать, а можно воспользоваться штемпельной подушечкой.
Прижимаем картофелину к бумаге — получаем оттиск. Можно создать на листе бумаги красочные картины — тогда делают печати разной формы. Используйте этот способ для изготовления интересной оберточной бумаги для подарков.
«РИСУЕМ ПЯТНАМИ»
нам понадобится:
бумага для рисования
краски на водной основе
кисти
противень
вода.
Ход игры:
Наполните противень водой. Погрузите лист бумаги в воду и держите, пока вода не пропитает его. Разложите его на газете и, пока он еще мокрый, нанесите краску с помощью кисточки. Наблюдайте, как пятна краски будут растекаться на влажной бумаге. Когда бумага высохнет, можно добавить какие-то детали восковыми мелками или фломастерами.
«РИСУЕМ НА КУХНЕ»
Вам понадобится:
немного красителя
клей ПВА
бумага для рисования
какао-порошок
сухие бобы, пшено, рис и др. крупы
яичная скорлупа
сахарный песок
и т.д.
Ход игры:
Размешаем в клее немного краски. Нанесем его на большой лист бумаги. А теперь начинается творческий процесс: бросаем в произвольном порядке заготовленные припасы. Можно выполнить и определенный узор, не забудьте добавить блесток.
Бобы, чечевица — тяжелее, чем другие крупы, поэтому для них бумагу нанесите больше клея.
Птицы.
Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Они освоили самый большой из океанов – воздушный и с древних времен вызывали восхищение и зависть у человека, который на протяжении тысячелетий стремился подражать им, но научился летать лишь в XX веке.
Птицы, хотя это и может показаться на первый взгляд странным, родственники пресмыкающихся. Ученые утверждают, что обитавшие на земле миллионы лет назад ящеры, получившие название орнитоподы (то есть в переводе с латинского «птиценогие»), вполне могли быть дальними предками птиц. Среди орнитоподов были гаганты длиной 10 м и небольшие ящеры, но объединяло их то, что они ходили на задних ногах, совсем как хорошо знакомые всем страусы.
Наиболее, пожалуй, известной и изученной из ископаемых птиц является археоптерикс. Эта первоптица еще сильно отличалась от современных, была она размером с сороку, а обитала на Земле приблизительно 180-130 миллионов лет назад – в юрский период. Летала она еще плоховато, а пропитание себе добывала, бегая по земле.
Считается, что первые умевшие летать птицы появились около 115 миллионов лет назад. Но при этом нужно иметь в виду, что летающие существа к тому времени уже обитали на нашей планете: крылатые ящеры довольно свободно чувствовали себя в воздухе, но не они стали прародителями птиц, хотя, как и другие ящеры, и были их родственниками.
Что же отличает птиц от других животных? Краткая характеристика птиц такова: это позвоночные, имеющие тело, покрытое перьями, и передние конечности, превратившиеся в крылья. Есть у птиц и другие признаки, которые, однако, могут быть свойственны и прочим животным: птицы имеют роговой клюв, не более четырех пальцев на ногах, они дышат воздухом, а размножаются, откладывая и насиживая яйца.
Птицы, конечно, не похожи на других обитателей нашей планеты. Но и внутри класса птиц наблюдается такое разнообразие, что можно только удивляться: неужели эти такие не похожие друг на друга существа – близкие родственники? Неужели не умеющий летать полярный пингвин, чувствующий себя в океане как рыба в воде, и парящий на огромной высоте орел принадлежат к одному классу? Неужели птичка колибри, размер которой не больше шмеля, и огромный гриф с размахом крыльев более двух метров – родственники? Неужели красавец павлин с роскошным хвостом и голенастый страус имеют общего предка? Ответ на все эти вопросы один: да.
Всего на Земле обитает около 20 тысяч разных видов и подвидов птиц. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, ученые разработали систему классификации птиц. Их можно разделить прежде всего на две больших группы, или надотряда: пингвины и типичные. Некоторые ученые предлагают выделить еще один надотряд – бегающие птицы, но большинство включает бегающих в надотряд типичных птиц. Надотряд пингвинов включает всего один отряд собственно пингвинов, а вот надотряд типичных птиц распадается на сорок отрядов, которые в свою очередь, распадаются на семейства, состоящие из различных видов. Некоторые отряды сначала дробятся на подотряды. Как, например, отряд воробьиных, в котором есть четыре подотряда: певчие, полупевчие, кричащие и рогоклювы. А уже подотряды состоят из семейств. Однако, рассказывая о разных птицах, можно объеденить их по другим ненаучным признакам, хотя, конечно, иногда будем сообщать о том, к какому отряду или семейству принадлежит та или иная птица.
Теперь, когда мы немного узнали об истории происхождения и классификации птиц, можно перейтии к более близкому знакомству с отдельными представителями этой группы живых организмов.
Поющие птицы.
Согласно принятой научной классификации, существует большой подотряд певчих птиц, в который входит около 50 птичьх семейств. Мы расскажем лишь о тех, чьими песнями человек издавна восхищался. Ведь среди певчих птиц есть и такие, чье пение далеко не благозвучно. Например, галка или ворона тоже принадлежат к подотряду певчих, но вряд ли звуки, которые издают эти птицы, приятны для слуха. Другое дело дрозд или соловей. Это настоящие певцы. (соловей, черный дрозд, жаворонок, иволга, скворец, горихвостка, варакушка, пищуха обыкновенная)
Лесные, полевые, степные, горные…
Этих птиц можно увидеть, отправившись за город, а также можно встретить их в лесу и в поле; часть из них оказалась, например, в разделах «Хищные», «Куриные», «Поющие». Мы объединили разных птиц, сходных, может быть, в одном: все они проживают в естественной для них среде обитания. (большая синица, зеленушка, белая трясогузка, снегирь, зяблик, щегол, поползень, свиристель, ворон, грач, сорока, дятел, черный стриж, кукушка и др.)
Городские птицы.
Давайте познакомимся с птицами, которые приспособились жить рядом с человеком. Здесь мы встретим и голубя, и воробья, и ворону. Образ жизни этих птиц коренным образом изменился за последние три-четыре тысячи лет. Эти птицы живут при человеке – так им гораздо легче добывать себе пропитание. Да и теплее в холодные зимы… (полевой воробей, галка, ласточка, воробей домовой, голубь сизый скалистый, серая ворона)
Водные птицы.
Жизнь зародилась в воде. Предки всех современных существ когда-то вели водный образ жизни. В процессе эволюции многие живые организмы покинули породивший их океан и стали жить на суше. Другие, выйдя из океана и сформировавшись на суше, затем снова приспособились жить в водной среде или вблизи нее. Однако многие птицы, ведущие образ жизни, тесно связанный с водой, внешне почти ничем не отличаются от своих «сухопутных» сородичей. Тем не менее они чувствуют себя в родной стихии и в воде, и в воздухе, и на земле. Здесь мы включили и представителей многочисленного отряда куликовых. Ведь, согласно пословице, «всяк кулик свое болото хвалит». (утка, лебедь, розовая чайка и др.)
Хищные птицы.
Хотя в научной классификации и нет такой группы, как хищные птицы, хочется отвести им отдельную главу. Всех хищных птиц объединяет их идеальная приспособленность к добыванию пищи с помощью охоты. Характерный признак этих хищников – крючковатая верхняя створка клюва. Это и грозное оружие, и инструмент для раздирания добычи. Многие хищные птицы обладают великолепным зрением, некоторые – совершенным слухом. У всех хищных птиц идеальная форма тела, которая позволяет им быстро летать, преследуя добычу. (сова, полевой лунь, большой ястреб, степной орел, черный коршун и др.)
Курообразные.
Мы выделили курообразных в отдельный раздел, потому что они представляют для нас особый интерес. Они – близкие родственники той птицы, которая играет важнейшую роль в жизни человека – курицы, «курочки-рябы, несущей золотые яички…» Давным-давно человек одомашнил предка современной курицы, и эта птица стала поистине нашим незаменимым спутником. (рябчик, глухарь, куропатка, павлин обыкновенный, индюк)
Экзотические птицы.
В научной классификации, конечно, нет такого понятия, как экзотические птицы. И в самом деле, для нас экзотическими кажутся попугаи, а для индейцев, живущих в Бразилии, попугай такая же обычная птица, как и наш воробей. Тем не менее мы решили несколько птиц, которые нам, россиянам, живущим в Средней полосе Европы, представляются экзотическими, объединить в отдельном разделе под таким названием. (рогатый ворон, калао, зеленокрылый ара, какаду-инка, желтогорлый тукан, королевская райская птица, топазовая колибри).