Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по развитию театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Снегурочка»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50»
Творческий проект по развитию
театральной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
«Снегурочка»
Музыкальная сказка
Описание проекта
Актуальность проекта
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку?
Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям.
В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям и отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр!
Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Цель, задачи проекта
Цель: Приобщение детей к театральной культуре.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Сформировать представления детей об устройстве театра и театральных жанрах.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей.
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
1.3.Участники проекта
дети старшего дошкольного возраста;
педагоги: воспитатели подготовительной и старшей групп, музыкальный руководитель;
родители детей старшей и подготовительной групп.
1.4. Сроки реализации проекта:
1 месяц.
1.5. Ожидаемые результаты:
Для детей:
повышение общего культурного уровня дошкольников;
получение первичных представлений об устройстве и видах театра;
обогащение театрального опыта дошкольников, расширение кругозора;
сформирование представлений о правилах поведения в театре;
повышение интереса к театрализованной игре.
Для педагогов МБДОУ детский сад №50:
приобретение навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на приобщение воспитанников и их родителей к проведению театральных постановок в детском саду.
1.6. Этапы реализации проекта
Этапы
совместной
деятельности
Деятельность педагогов
Деятельность
детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
Подготови-тельно-организационный этап:
- создается информационная база необходимая для реализации проекта;
- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
- работают с методическим материалом, литературой по данной теме;
- подбирают сценарий театральной постановки (продумывают предполагаемых участников ролей);
- подбирают видео и фото - материал для ознакомления детей с устройством театра, театральными профессиями, видами театра;
- информируют родителей о содержании проекта, их роли в реализации проекта;
Муз. Рук. – ль и воспитатель
подбирает танцевальные элементы и движения;
-подбирает репертуар для оформления музыкального сопровождения спектакля;
- уточняет певческий диапазон для исполнения сольных партий;
- просят родителей помочь в оформлении декораций и костюмов;
-предлагают родителям поучаствовать в подготовке спектакля и воплощении ролей;
- оформляют папки-передвижки «Театрализованная деятельность в детском саду», «Кукольный театр», «Театрализованные игры в детском саду и дома», «Театр и дети», «Покажите мне спектакль», «Как организовать театр дома».
-выражают собственные мысли по теме проекта.
Практический этап:
- совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата.
Реализация содержания
психолого-педагогической
работы:
Познавательно-исследовательская деятельность:
- проводят беседы о правилах поведения в театре;
- проводят демонстрацию презентаций о видах театра, о театральных профессиях (художник-декоратор, режиссер, актер, гример и т.д.);
-знакомят детей со сценарием театральной постановки, предлагают детям выбрать роли для участия в спектакле.
-слушают воспитателя и отвечают на вопросы, выражают желание исполнить ту или иную роль.
Продуктивная деятельность детей: рисуют персонажей постановки, оформление к спектаклю.
Коммуникативная деятельность.
- разучивают роли, разыгрывают диалоги, этюды; проводят игры на выражение различных эмоций, игры-драматизации, игры-превращения;
Музыкальная деятельность.
-разучивают сольные номера, танцы;
- разыгрывают пантомимы и пластические этюды;
- оформляет афишу с участниками спектакля и программки для гостей премьерного показа.
Да связала тебе варежки, платок. (Дает их Снегурочке)
Баба. Сделал батюшка нарядный кожушок.
Снегурочка. Вам спасибо я сердечное скажу!
И для вас одних спою я и спляшу!
Исполняется первая песня Снегурочки:
Говорила осень хмурая:
«Я пролью дожди унылые,
Прогоню в дорогу дальнюю
Птичьи стаи перелетные».
Говорила зима вьюжная:
«Замету поля, дороженьки,
Напущу морозы лютые,
Заморожу реки быстрые»
Говорила весна-веснушка:
«Я растаю снега белые,
Соберу цветки подснежные,
Подарю своей Снегурочке».
Дед и Баба пританцовывают на сцене.
Картина 3.
Береза. Вот идут с весною солнечные дни…
Пенье птиц, тепло несут они…
Танец березок.
Занавес открывается, звучит фонограмма птичьих трелей. На сцене прогуливаются в разных направлениях пары девочек. Мальчики собрались у березы. Не пеньке сидит Лель.
Мальчик.
У околицы солнце клонится,
У березки мы собрались.
Взялись за руки красны девицы
И по полюшку разбрелись.
1 девочка. А что-то не веселится мне…
2 девочка. И мне не тешится!
Мальчик. Да чего ж не хватает вам?
3 девочка. Тепла, весны!
Лель. А не позвать ли нам, Весну- красну?
Девочки. И то верно.
Лель выходит на передний край, «играя» на дудочке. Группа детей встает за ним и поет закличку.
3девочка.
Кулик, кулик из-за моря
Лети, лети в чисто поле!
Неси, неси по воле
Весну-крану в подоле!
Дети в разных частях сцены кричат «АУ».
Затем играю в музыкальную игру «Ау»:
Ау,ау, аукаем.
Ау,ау, аукаем.
По сырым борам приаукиваем.
По сырым борам приаукиваем.
К березке подойдем, хоровод заведем.
К березке подойдем, хоровод заведем.
4 девочка.
Жавороночки, жавороночки!
Прилетайте к нам!
Принесите к нам лето красное,
Унесите зиму холодную!
Нам холодная зима наскучила,
Руки-ноги отморозила!
Мальчик.
Апрель-дружок, приди на лужок!
Приди на лужок, растопи снежок!
Взгляни, как свежа под ногами трава,
И выпусти жаворонка из рукава!
Звучит Песня Апрель, звучат птичьи трели:
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, стали птицы песни петь.
И расцвел подснежник.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
Лель. Красны девицы, добры молодцы!
Начинайте пляс у околицы!
Здесь- гармошки звон да трещотки трель.
Веселись, пляши да встречай апрель.
Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем» (хоровод):
Пойдем в игры играть да жениха выбирать.(тянет Снегурочку в другую сторону), дети перестраиваются в 2 группы.
1 ребенок (зажигательно)
Как у нашего соседа весела была беседа!
2 ребенок.
А у нас на весь двор – еще лучше разговор!
Дети выбегают с шумовыми инструментами, повторяя ритмический рисунок потешки.
ребенок.
Утки в дудки,
Кошки в ложки,
Тараканы в барабаны,
Чайки в балалайки, Кукушки в колотушки,
А веселые скворцы заиграли в бубенцы!
Все. Играют, играют всех потешают!
Исполняется песня «Комара муха любила»:
Комара муха любила. Ох! Комара муха любила, И до пьяна напоила. Пьян! Полетел комар в лесочек. Ох! Полетел комар в лесочек, Сел комарик на дубочек. Сидит! Поднялась большая буря. Ох! Поднялась большая буря, И комарика содула. Лежит! Он лежит и еле дышит. Ох! Он лежит и еле дышит, Ручкой, ножкой не колышет. Сдох! Со святыми упокой. Прилетели тут две мухи. Ох! Прилетели тут две мухи, И комарика под руки. Понесли! Хоронили при дороге. Ох! Хоронили при дороге, Видны руки, видны ноги. Весь на виду, весь на виду.
Лель. Что вы девицы сидите?
Али замуж не хотите?
Али ждут еще дела?
За околицу пора!
Молодцы зовут играть
Да невесту выбирать!
Исполняется песня-игра «Селезень»:
Селезань утку догонял,
Молодой серу догонял –
Ходи, уточка, домой,
Ходи, серая, домой.
У тебя семеро детей,
А восьмой селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.
Девочка. Наигрались? Так пошли гулять гурьбой.
Мальчик. И Снегурочку давай возьмем с собой.
2 девочка. Через садик, через поле в лес пойдем.
Там костер из тонких веток разведем.
Звучит музыка, на сцене полумрак, дети разводят костер.
3 девочка. Ах, как сердце замирает и поет!
Нас огонь, как мотыльков, к себе зовет. (прыгает)
4 девочка. Ох, как хочется и мне в игру играть,
Через пламя, разбежавшись, пролетать! (прыгает)
5 девочка.Ах, как весело, подружка, догоняй!
Да веночек Леля в пламя не роняй!
6 девочка. Ты боишься, что ли, прыгать? Говори!
Снегурочка. (подходя к костру и загораживаясь руками)
Не боюсь я … Посмотрите… раз, два, три
Снегурочка прыгает и исчезает.
Дети (поднимая головы вверх) АХ!
Звучит наигрыш свирели из пролога. На сцене появляется Береза.
Береза. И подпрыгнула Снегурочка тогда…
И растаяла исчезла навсегда!
Над костром остался чуть заметный след,
И Снегурочки на свете больше нет.
Только в небе тихо облачко плывет,
Только сказка на земле о ней живет.
Эпилог.
Березка с остальными участниками тихо уходят со сцены, напевая на мотив «Лесные шорохи» .