Просмотр содержимого документа
«ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ (картотека)»
ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
" ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ В АКВАРИУМЕ"
( безотносительно возраста дошкольников )
Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?
Цель: Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить её название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды ( большое водное пространство); вода комнатной температуры ( не холодная и не горячая), чистая, прозрачная, в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель: Показать сухой рыбий корм, его особенности ( цвет, запах, сыпучесть), ёмкость для его хранения. Показать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот, хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?
Цель: Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке, хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко - оранжевого цвета с золотым отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться.
Цель: Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнёт задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде ей нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О ней надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху, чтобы не попадала пыль.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?
Цель: Учить наблюдать за повадками рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко ( плотная вода не является препятствием ), быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У неё всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела, её надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель: Знакомить с разными особенностями поведения рыбки, учить наблюдать за её проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у неё нет век. В это время её не надо беспокоить: включать свет и шуметь.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво.
Цель: Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошего оформления, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает, красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ:
Цикл наблюдений проводится в течение длительного времени - на неделю планируется 1 - 2 наблюдения. Таким образом, цикл из 8 наблюдений может быть представлен на практике работы с детьми 5 - 7 лет за 1,5 - 2 месяца.
" Ц И К Л Н А Б Л Ю Д Е Н И Й З А Х О М Я Ч К О М "
Наблюдение 1. " Знакомьтесь дети, я - хомяк!"
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним.
Воспитатель приносит клетку с животным, сообщает, что это хомяк .Спрашивает, похож ли он на мышонка. Предлагает дать ему имя Пик. Хомяк - это необычное животное, за ним интересно наблюдать. Предлагает постоять возле клетки, посмотреть, что будет делать зверек.
Наблюдение 2. " Устроим для хомячка хороший дом"
Цель: установить, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя хорошо чувствовать, не болеть, - это просторная клетка, подстилка из песка или опилок, домик или нора, в которых он строит гнездо, колесо для бега, лесенки, палочки, коробка для туалета; учить детей помогать взрослым в оборудовании помещения зверька.
Наблюдение 3. " Хорошо ли хомяку в новых условиях?" (задание детям для самостоятельного наблюдения).
Цель: Учить детей замечать, как хомяк ведёт себя в новых условиях, какие совершает действия, определять его самочувствие, делать выводы о том, уютно ли ему , чего не хватает, что можно улучшить.
Когда дети будут рассказывать, воспитатель учит их правильно осмысливать увиденное: хомяк ходил вдоль стенок, всё обнюхивал, дергал носом, усиками, трогал лапками, зубами, везде залезал - так он знакомился с новыми условиями, выяснял, не опасно ли здесь быть.
Наблюдение 4. " Что и как ест хомяк?"
Цель: познакомить детей с набором кормов для Пика, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.
Обратить внимание детей на то, как зверёк будет брать еду лапками, как грызёт овощи зубами, какую позу он принимает, как берет еду из кормушки.
Наблюдение 5. " Как хомяк делает запасы?"
Цель: Пояснить детям, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он переносит еду в гнездо - запасает еду.
Наблюдение 6. " Хомячок - чистоплотный зверёк"
Цель: учить детей замечать, как Пик ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом действия совершает.
Наблюдение 7. " Как хомяк отдыхает?" (самостоятельные наблюдения)
Цель: выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня, понаблюдать, в какой позе он спит, в каком месте.
Воспитатель дополняет, что хомяки днем больше отдыхают, к вечеру становятся более активными, а ночью бодрствуют.
Наблюдение 8. " Какой хомяк, и чем но отличается от мышонка?"
Цель: уточнить вместе с детьми особенности зверька. Туловище у хомяка толстенькое, голова большая, шеи почти нет. На голове небольшие ушки, глаза как бусинки, подвижный нос, вокруг которого густые усы. Тело его покрыто мягкой пушистой шерсткой рыжеватого цвета. Хомяк отличается от мышки тем, что у него нет хвоста.
Наблюдение 9. " Как передвигается хомяк? "
Цель: уточнить способы перемещения зверька в пространстве. Хомяк ходит, ползает, бегает, лазает, спрыгивает, ловко бегает в колесике. Хомяк может лазать, потому что имеет загнутые коготки. Бегает не очень быстро, потому что у него коротенькие ноги. Молодой хомяк много двигается, взрослый - больше спит (особенно днём).
Наблюдение 10. " Когда хомяка трудно заметить? "
Цель: уточнить представления детей о маскировочной окраске хомяка, о значении в случаях опасности неподвижного состояния; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно - следственные зависимости.
Наблюдение 11. " Боится ли хомяк нападения сверху? "
Цель: учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации, когда моделируется нападение хищной птицы (замечать его действия, называть их и правильно объяснять).
Организация: воспитатель демонстрирует заранее подготовленную черную бумажную модель хищной птицы, легким качанием имитирует нападение на зверька. Действия проводятся 1 раз, если хомячок реагирует и убегает в нору, или 2 - 3 раза, если реакция зверька не очень выраженная.
" ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИ ЗА РОСТОМ И РАЗВИТИЕМ ЖИВОТНЫХ "
Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы. Наиболее эффективным являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты - всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно.
Цикл наблюдений включает следующие моменты.
Обустройство гнезда обоими родителями, т. е. подготовка условий
для будущего потомства; среда обитания в это время обогащается гнездостроительным материалом, дополнительным кормом.
Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их
высиживание - первая видимая стадия развития птиц, которая осуществляется в определенных условиях: на мягкой подстилке, в тепле, которое дают гнездо и родители, сидящие на яйцах, благодаря питательным веществам, имеющимся в белке.
Вылупившиеся птенцы - вторая стадия, вылупившиеся птенцы
абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от поведения родителей: кормления, обогрева, защиты; во внешних условиях добавляется " детский" корм, которым родители будут кормить желторотых малышей.
смешанными условиями жизни: продолжается опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск корма, ориентировка в пространстве; обучение полёту и другим навыкам самостоятельной жизни.
Половозрелые молодые птенцы ( завершающаяся стадия развития) –
они почти не отличаются от родителей, способны сами выводить потомство; условия их жизни такие же, как у взрослых птиц.