kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Я принимаю тебя таким какой ты есть».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;

- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального напряжения;

- формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 

- учить проявлять дружелюбие, симпатию, замечать состояния другого человека;

- способствовать освоению элементарных навыков принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Я принимаю тебя таким какой ты есть».»

Тренинговое занятие для старших дошкольников

по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Я принимаю тебя таким какой ты есть




Задачи:

- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;

- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального напряжения;

- формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 

- учить проявлять дружелюбие, симпатию, замечать состояния другого человека;

- способствовать освоению элементарных навыков принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

Приветствие «Здравствуй, друг!» (2 мин.)

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Педагог-психолог: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одной интересной сказкой, которая называется «Особенный цветок».

Звучит музыка.

«Недалеко от большого города был лес, а в лесу – поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное, - они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне…» (1 мин.)

Психологическая игра «Мой цветок волшебства» (10 мин.)

Ребята, я предлагаю вам сейчас представить себя цветком, каждый лепесток которого – это то что очень важно для человека.

Психолог прикрепляет к мольберту большой цветок.

Далее проводится беседа: Посмотрите, «В центре цветка написано "Я". А остальные лепестки означают то, из чего мое "Я" состоит. И первый лепесток говорит нам о важности нашего тела. Почему? (Дети: "Без тела нет человека, тело – это жизнь, человеку нужны руки, чтобы писать, чтобы что-то делать, ноги, чтобы ходить, голова, чтобы думать, сердце, чтобы чувствовать..."). На втором лепестке написано "Мои мысли". Что значат для человека мысли? (Дети: "Человек может думать, все решать, придумывать..."). А что вы знаете о чувствах? Что такое чувства? (Дети: "Чувства – это настроение, когда что-то чувствуешь, когда радостно, когда плохо, нет настроения, когда радуешься, веселишься..."). А где живут чувства? Найдите у себя то место в теле, в котором вам кажется, находятся чувства. (Дети: "В груди, в сердце"). Да, получается так, что тело – это наш дом и в нем живут наши способности. Ум, наверное, живет в голове, а чувства – в сердце. Поэтому о чувствах так и говорят: "Сердцем чувствую».

Беседа об отношениях с другими людьми. (Дети: «Хорошо, когда люди дружат, нужно помогать другим, нельзя обижать маленьких, нужно уметь договориться, нужно людей любить»).

Беседа о том, что я знаю о себе. «Каждый стремится узнать себя лучше. И это не так уж и просто. Вот мы сейчас попробуем поиграть в игру "Кто Я"». Каждому ребенку раздается по маленькому зеркальцу. 

«Посмотрите в зеркальце. И постарайтесь посмотреть на себя "чужими глазами", так, как будто вы художник и собираетесь нарисовать того, кого видите в зеркале. Нравится ли вам человек в зеркале? Что именно в нем вам нравится?»

А теперь я предлагаю каждому из вас взять себе свой цветок и раскрасить его разными цветами».

Педагог-психолог: А теперь давайте послушаем, что произошло на лесной полянке дальше…

«И вот однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

- Ты похож на обыкновенную траву, - сказали большие красные цветы Мака. - Ведь ты такой же зеленый.

- Нет,- ответил новый цветок, - я цветок Незабудка.

- Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. - Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.

- Таких цветов не бывает, - зазвенели Колокольчики. - Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!...»

Ребята как вы думаете, что почувствовала незабудка, когда никто не поверил, что она тоже цветок и не захотел с ней дружить?

 На свете много цветов и они все разные. И мы с вами тоже разные. (2 мин.)

Игра «Поменяйтесь местами те кто…»

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи и предлагает убедиться в этом, поменявшись местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например:

«Пересядьте те, у кого есть сестра»,

- и все те, у кого есть сестра, меняются местами.

- Пересядьте те, у кого есть брат,

кто любит мороженное,…

кто никогда не дерется,…

кто любит плавать,…

кто лучше всех ездит на велосипеде,…

кто любит помогать маме и др.

Дети играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего. (2 мин.)

Педагог-психолог: Ребята, цветы из сказки не хотели дружить с незабудкой. Мне кажется, что в вашей группе все ребята дружат! Давайте поиграем в игру…

Игра «А я хочу с тобой дружить».

Ведущий предлагает детям поиграть с клубочком. Он передает клубочек одному из детей, который должен намотать нитку на руку и передать другому ребенку, тому которому захочет. Предавая клубок, нужно сказать волшебные слова: «Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ведущий начинает игру:

«В руки я клубок возьму,

Ручку обмотаю.

А кому его отдам –

Мы сейчас узнаем…»

Передает клубок ребенку со словами:

«Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить!»

Ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку.

Ведущий продолжает, называя имя ребенка:

«Леночка клубок возьмет и т.д.…»

Игра продолжается, пока клубочек не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:

«Буду так я говорить:

- С вами я хочу дружить!»

Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой». (5 мин.)

Педагог-психолог: Слушаем сказку дальше.

Звучит музыка.

«Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле...

Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

- Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

- А мы, - зазвенели колокольчики, - самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

 «Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился, и они увидели, что я тоже цветок», - подумала Незабудка. (1 мин.)

Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю сделать паузу и поиграть.

Упражнение «»

Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий определяет, кто из участников чувствует себя менее всего включенным в группу (в нашем случае это ребенок с ОВЗ). Он предлагает ему первым исполнить упражнение: разорвать круг и проникнуть в него. То же самое могут проделать остальные дети. (3 мин.)

Сложно было попасть в круг?

Вот и незабудке надо было очень постараться, чтобы показать всем, что она тоже цветок.

Педагог-психолог: Сказка продолжается…

«И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок - очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

- Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне! - зазвенели Колокольчики.

- Какой он изящный и как прекрасны его лепестки! - заметили Маки.

- Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны, - сказали Ромашки. - Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

- Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка - прекрасный цветок!» (2 мин.)

Упражнение «Я самый лучший, а ты?»

Ведущий помогает одному из детей встать на стул («сцену»). Остальные участники встают вокруг стула и хлопают в ладоши с восклицаниями «Браво!», «Бис!».

На этом почетном месте должен побывать каждый ребенок, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет. (6 мин.)

Педагог-психолог: Ребята вам понравилась сказка о незабудке?

Почему никто не хотел дружить с незабудкой?

С вами когда-нибудь случалась похожая история?

Можно ли обижать того, кто что-то делает хуже других или вообще не умеет делать (говорить, ходить, бегать, прыгать, танцевать), смеяться над таким человеком или ребенком?

«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласны ли вы с этим?

Вы ребята, как цветы на полянке все разные и каждый из вас единственный и неповторимый, удивительный и прекрасный! И я очень надеюсь, что вы будете стараться видеть в людях, какими бы они не были только хорошее! (3 мин.)

Прощание. (1 мин.)

Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова:

Чтоб интересней было жить,

Давайте будем мы дружить!

Литература

  1. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2010. - № 3. - С. 17-22.

  2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2007.

  3. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

  4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  5. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.

  6. http://eduproj.net/psihologicheskaya-igra-moy-tsvetok-volshebstva-t174.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нукрева Галина Евгеньевна

Дата: 11.11.2020

Номер свидетельства: 563118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства