Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие № 1: «Я родился!»
Цель: актуализация чувства единения в диаде «мать – ребенок».
Оборудование: бумага, художественные средства, клубок ниток, маска или черный платок для «коршуна», записи релаксационной и веселой музыки.
Ход:
Приветствие.
Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.
Передавая клубок по кругу, назвать свое имя и сказать несколько слов о том, с какими ожиданиями пришли на занятие.
Упражнение «Дождик».
Цель: сплочение группы.
Участники хлопают по коленкам в ритме, заданном ведущим.
Ведущий: На что это похоже? Давайте представим себе, что это весенний дождик. Почки набухают, появляется первая травка, где-то звенит пчела, запели птички… В теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо… почему оно зашевелилось? Кто подскажет?
Упражнение «Яйцо»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Мама играет роль скорлупы, а ребенок – цыпленка. Ребенок садиться на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садиться сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.
Ведущий: Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой – нет, еще не пришло время. Так, хорошо сидеть тихонько в скорлупке, тепло… Ну, вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становиться жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает – ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелиться, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется – она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть – чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.
Арт-техника «Совместный рисунок»
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.
Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему: например: «Наш дом», «Семья», «Праздник», «Орнамент», что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.
Презентация рисунков:
- Как называется рисунок?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства испытывали?
- Что на рисунке главное?
Упражнение «Спасибо»
Цель: разрядка эмоционального напряжения.
Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать «спасибо», никого не пропустить, повториться можно. В заключение разбиться по парам «мама- ребенок», обняться, показать, как вы друг друга любите.
Рефлексия.
Ведущий: Что, по вашему мнению, положительное в таких занятиях, а что отрицательное?
Занятие №2: «Эффективное взаимодействие»
Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель – ребенок»
Оборудование: листы бумаги А3 с прорисованным кругом по количеству пар, краски, вода, салфетки, различные предметы, игрушки по выбору, записи релаксационной музыки, перышко или кусочек натурального меха, секундомер.
Ход:
Приветствие.
Цель: развитие саморегуляции.
Ведущий: А сейчас у нас соревнование…черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут черепахами, а дети – их «панцирями». Кто в течение одной минуты проползет меньше расстояние – тот и победит.
Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. По окончании – поздравление победителя. Затем роли меняются: ребенок – черепаха, мама – панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.
Обсуждение.
- Чем или кем быть было легче, приятнее?
Упражнение «Эффективное взаимодействие».
Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго – уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг – упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение:
- Когда было легче просить предмет?
- Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
- Какие слова или действия побудили вас к этому?
Арт-техника «Рисунок в круге»
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками) закрасить пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и обсуждения.
Каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значит. На что, по его мнению, похоже получившееся изображение.
Упражнение «Маленькая птичка»
Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Звучит релаксационная музыка.
Ведущий: Положите руки на колени, соединив ладошки вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становиться ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбайтесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.
Дается информация об использовании данного упражнения с целью мышечного контроля.
Рефлексия.
Цель: осознание полученного эмоционального опыта.
- Как, одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?
- Как, по-вашему, это состояние возникло?
- Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо.