kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг для педагогов "Праила публичного выступления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного тренинга: коррекция волнения перед выступлением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Праила публичного выступления"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко»













Тренинг для педагогов

Тема «Правила публичного выступления»











Педагог-психолог

Маркова Г.Н.












г. Новоалександровск, 14.02.2019г.





Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге «Правила публичного выступления». Цель которого: коррекция волнения перед выступлением. Как известно преобразования в системе образования поднимают планку требований к педагогу, т.е. другими словами современный мир диктует свои строгие правила, для реализации которых педагогу требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Мы знаем, что от эффективного устного доклада, презентации своих идей, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации. Наука публичного выступления зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику - науку о публичном выступлении или теория красноречия.


Вопрос к вам уважаемые коллеги:

- Что, по вашему, значит публичное выступление?

Публичное выступление – это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. А хороший оратор – человек, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей. Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых удачно произнесённая речь. Выступая публично, каждый человек может испытать гамму самых разных чувств.

- Каких? (Волнения, напряжение, страх) Различного рода перегрузки усугубляются волнениями и многочисленными страхами, один из них страх перед публичным выступлением, об этом мы сегодня и будем говорить.


- Какие ассоциации возникают у Вас, когда слышите «публичное выступление»?

У многих людей мысли о предстоящем выступлении вызывают негативные эмоции и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят коварные страх, скованность, растерянность, смущение парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией. Волнение (дискомфорт)- это нормальная реакция здорового организма на стрессовую ситуацию.


Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Как трактуют психологи. Обычно люди стараются уйти от страха, что происходит в этом случае? Страх идёт за нами. Совет: идите ему на встречу и в один прекрасный момент вы встретитесь с ним. Вы пойдёте своей дорогой, а он своей и он останется за спиной.


Что такое первое впечатление?

Известно, что у нас ни когда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому важно использовать первый и единственный шанс. Существуют закономерности восприятия, которые должен учитывать любой человек, желающий быть в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами: сказав «Здравствуйте», вы произнесли 70% своей речи. А после приветствия вы будите только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. Дайте людям в зале на первых минутах возможность расслабиться, в этот момент станьте их другом, а потом уже ведите туда, куда вам требуется.


Следующий вопрос к вам:

- Можно ли определить «публичное пространство»?

Аудитория перед которой выступает оратор.

И так общение с аудиторией состоит из двух частей: вербальной, т. е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело.

Рассмотрим внешние проявления при выступлении. И вот для чего. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения, принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т. е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко! Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:

• Что мы говорим – 7%

• Как мы говорим – 38%

• Язык нашего тела – 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно.


Проведём эксперимент: Попробуйте откинуться на спинку стула и закинуть руки за голову, попробуйте почувствовать себя несчастным. Получается? Не получается? И не получится (это поза довольного), потому что горе нас сгибает, а радость заставляет раскрыться, окрыляет.


1. Упражнения «Поза Наполеона».

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится).

Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего: это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некая закрытость.


2. Упражнение И так продолжим наш тренинг, предлагаю интригу разобрать листочки - письма с именем педагога, участником тренинга. Задача в течении всего тренинга наблюдать за человеком, выделяя его положительные стороны. Можно делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Правило. Имя человека до конца тренинга разглашать нельзя.


3. Упражнение «Дар убеждения»

Требуются два участника. Каждому из них выдается конверт. В одном из конвертов лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому именно он достался. Задача каждого из двоих участников – убедить «публику», что листок бумаги у него. Задача «публики» - определить, кто говорит правду.

Вопросы для обсуждения:

- Были ли участники убедительны?

- Что заставило Вас поверить в ложь?

Правила публичного выступления допускают, если человек не умеет выступать он может притвориться хорошим оратором, у вас всегда остаётся место для импровизации.


4.Техника «Яма». 

Участники изображают себя в глубокой яме в лесу. Далее напишите свои свои чувства, переживания, мысли и дальнейшие действия. Нарисуйте как вы выбираетесь из этой ямы. Анализируйте, какие чувства изображают педагоги: страх, тревогу перед будущим, самообвинение, непонимание, гнев или усталость – они характеризуют наиболее тягостные переживания. Яма это неприятности. На данный момент символизирует эмоциональный мир автора. Способ помощи  – источник повышения эмоциональных ресурсов. Обратите внимание, какой путь использует для того, чтобы выбраться из неприятностей. Если сильно эмоционирует это прямое и адресное выражение эмоций. Полагается только на себя, например, лезет вверх, делает ступеньки, цепляется за корни деревьев или зовет на помощь. Если он ожидает помощь извне, то посмотрите от кого: от друзей и родных или случайных людей. Последний вариант указывает на то, что в реальности он не готов обратиться за помощью к близким. Помощь в рисунке от мужчины, например лесника, грибника, охотника или рыцаря, говорит о том, что в жизни воспитатель также ожидает деятельное участие мужчины. Если устал и думает будет означать передышку, ожидание ресурса извне, который способен снизить остроту накопленных переживаний. Если помощь приходит от чуда – значит, участник надеется на изменение ситуации без собственных усилий. Если нарисованы цветы или ягоды грибы, то участник хочет привлечь интерес и симпатию окружающих. Ваши идеи того, как повысить свое эмоциональное состояние с учетом собственных особенностей? Например, научиться прямо просить о помощи и сообщать о своей усталости.


6. Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы «публичного выступления».

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.


5. Упражнения – разминки

Небольшая разминка непосредственно перед выступлением

1.Перехватило дыхание

При волнении рефлексивно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека всё взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека (контроль над волнением, страхом, паникой). Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь перед выступлением дыхательными упражнениями.

- Сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной «у», ух, круг, пух…

-Упражнение «Пушинка» подышите так, как будто перед носом у вас пушинка. И ваша задача её не потревожить.

-Дышим диафрагмой. Упражнение «Беременный бегемотик» Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким

2. Комок в горле, сосредоточьте своё внимание на нём, какого он цвета, размера и «попытайтесь» его уменьшить. Упражнение «Поглажка» (гладим себя по шее) уменьшаем мышечные зажимы и согреваем горло.

3. Дрожь в коленях (другая нервная дрожь). Направьте своё мыслительное внимание в дрожащее место. Обычно сразу не помогает. Потрите круговыми движениями колени.

4.Зажаты лицевые мышцы

-Быстро подвигайте челюстью вперёд-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.

- Помассажируйте место соединения верхней и нижней челюстей круговыми движениями.

-упражнение «Улыбка»

- Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка

5. Мокрые ладони. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат, скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышается.

6.Скованность во всём теле Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения. В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять руки что-либо: ручку, компьютерную мышку. Наглядное пособие. Придумать повод поаплодировать вместе с залом.

7.Тренируйте голос Хорошо управляемый, сильный голос может рассказать о Вашей уверенности. Упражнение «Покричим, потопаем, похлопаем».

- Голос: есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть голосовые связки моментально, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звучания. Это упражнение станет вашим домашним заданием. Помните, что эти упражнения, помогают усиливать кровоснабжение сердца, горла, активизировать работу щитовидной железы, снять усталость. Выполняйте их систематически.

8. Найдите удобную позу для выступления. Обычно это или ноги на ширине плеч или одна нога чуть отставлена вперёд.

«Ситуация успеха»

- Прямая спина

- Расправленные плечи «Генеральская шинель»

- Опора на обе ноги (иначе происходит зажим диафрагмы и Вам может не хватить воздуха для выступления).

- Подбородок параллельно полу

Всё это говорит о том, что вы успешны! То, что мы сейчас проделали, в психологии называется “Ситуацией успеха”.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ в ходе выступления

1. Занимаем центральное место

2. Повторюсь оптимальная стойка оратора – ноги на ширине плеч (даже для женщин, прямая осанка. Мысленно тянем себя за макушку, за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Важно сформировать в себе привычку именно к прямой, «королевской» осанке или «Хрустальная ваза» представьте, что вы несёте на голове легкий, но хрупкий предмет, который нельзя уронить.

3. Голова в положении допустимой надменности Подбородок чуть выше линии горизонта. Если он будет слишком задран, у слушателей может возникнуть ощущение презрительности от человека. Если слишком опущен – появится взгляд исподлобья, который покажется угрожающим. Желаемый вариант — взгляд устремлён на публику. На лице «улыбка Джоконды» — готовность к улыбке, полуулыбка, уголки губ приподняты.

4. С чего начать? Только когда публика готова к восприятию, выступающий начинает говорить. Всё, что требуется для начала, — приветствие, универсальный комплимент публике, представление себя, презентация своей социальной роли. Универсальное начало почти для каждой речи: «Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Меня зовут! Я являюсь! Тема моего выступления…»

5. Как лучше закончить выступление?

- Подытожить сказанное.

- Произнести фразу, с которой начиналось выступление.

- Пошутить по теме.

- Сказать комплимент аудитории.

- Раздать что-нибудь на память о выступлении.

Психологическое влияние на человека. Не зря говорят, что важнее не то, что вы говорите, а как вы говорите. Тут важна и красивая речь, дикция, манеры, жесты, осанка, внешний вид, обаяние, харизматичность, смелость перед уадиторией, умение импровизировать.


7. В режиме ограниченного времени предлагаю рассмотреть «Скелет» выступления. (черчу график) Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего выступления: ­ определите, для чего людям нужно слушать ваше выступление, что полезного или интересного они узнают для себя; ­ выделите главную идею выступления; ­ выделите подзаголовки, разделите выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею; ­ определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз – это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали; ­ тщательно продумайте план и структуру будущей речи – она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);

  • Три главных направления работы оратора

  • Подготовка

  • Процесс

  • Оценка эффективности


8. Подведём «Позитивные итоги»

Напишите письмо участнику тренинга за которым вы наблюдали. Расскажите, что в его поведении вам понравилось. Обменяйтесь написанным.

Вопросы для обсуждения:

Пытались ли вы узнать, кто за вами наблюдает?

Общаясь с людьми, на что вы обычно обращаете внимание, на их сильные или слабые стороны?

Что в этом упражнении оказалось важным для вас?


9. Рефлексивная мишень. Мне важно узнать ваше мнение о тренинге

Заключительная часть

И помните - не бывает неудач! Есть только опыт. Одно из основных способов борьбы с волнением и страхами – это практика. Чтобы избавиться с волнением и страхами необходимо постоянное преодоление. Как утверждал знаменитый баскетболист Майкл Джордон «Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везёт». Главное не забывайте вкладывать душу в своё выступление! Надеюсь, что полученная сегодня информация пригодится в работе. Всем большое спасибо за участие в работе тренинга, за ваши оценки и комментарии. Спокойной вам работы и нескончаемого вдохновения. До новых встреч!



Литература:

1.Справочник Старшего воспитателя №1/2019г.

2. Справочник педагога-психолога №2/2019г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Тренинг для педагогов "Праила публичного выступления"

Автор: Маркова Галина Николаевна

Дата: 24.07.2019

Номер свидетельства: 517050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства