- принимать ребенка таким, каким он есть, а не рассматривать его как носителя таланта;
- давать ребенку возможность самостоятельно искать выход из ситуации, решать задания, которые ему под силу, даже тогда, если родители считают, что сами справятся легче и быстрее;
- не давить на ребенка, не навязывать свое виденье в исполнении какого-либо дела, но по необходимости быть готовыми прийти на помощь;
- отвечать на заданный ребенком вопрос;
- не поддаваться искушению, рассказать о предмете всё, что родители знают сами, и дать конкретный ответ;
- проявлять серьёзное отношение к вопросам и выражениям ребенка;
- предоставлять возможность ребенку демонстрировать свои достижения;
- старательно обустраивать место для занятий с ребенком любимым делом;
- оказывать помощь ребенку в улучшении результатов его работы;
- приучать ребенка мыслить самостоятельно;
- регулярно читать ребенку интересную с познавательной стороны литературу;
- внимательно относиться к личным потребностям ребенка;
- находить время для того, чтобы побыть с ребенком наедине;
- не наказывать ребенка за нечаянно сделанные ошибки;
- оказывать помощь в экспериментировании с окружающим в познавательных целях;
- учить ребенка не бояться проблем, а решать их;
- оказывать помощь ребенку в его личностном развитии;
- воспитывать в ребенке позитивное отношение к своим способностям;
- доверять ребенку;
- стимулировать самостоятельность ребенка.
Проблему одаренности человека исследовали издавна, но она не утратила своей актуальности и в наше время. Сложность проблемы делают её неисчерпаемой. Таким образом, дальнейшее проведение и совершенствование методов как теоретических, так и практических исследований остается актуальным.
Говоря об одарённости, как правило, мы имеем в виду детей с ярко выраженными интеллектуальными, творческими и социально-личностными способностями, а также детей со скрытыми, то есть потенциальными возможностями. Прежде всего, в поле зрения попадают те одарённые дети, которые уже могли в чем-то себя проявить, актуализировать или даже реализовать свои природные возможности именно в дошкольном, особенно в раннем возрасте, ребенок обладает бесконечным желанием и стремлением познать всё, что он не знает. Задача взрослого при этом - создать условия для формирования личности ребенка, пробуждения ростков одаренности, заложенных в детях природой.
Психологические особенности одарённого ребёнка
Черты, присущие одарённому ребёнку:
1. Любознательность.
Одаренные дети чрезвычайно любознательны, причиной любознательности есть любопытство, потребность в получении новых знаний. Для человеческого мозга учиться - также естественно, как для лёгких дышать.
У одаренных детей, как утверждают учёные, повышена активность мозга. Поэтому в некоем случае нельзя ограничивать одаренных детей в их исследованиях, игнорировать потребность в познании окружающего мира.
2. Высокий уровень развития логического мышления.
О высоком уровне развития у одаренных детей логического мышления говорит повышенный интерес к решению дивергентных задач, то есть задач, решение которых требует поиска разных нестандартных логических походов.
3. Оригинальность мышления.
Оригинальность мышления одаренных детей выражается в и способности выдвигать интересные, неожиданные, качественно новые идеи во время рисования, конструирования, лепки. Психологи рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления одаренного ребенка.
4. Высокая концентрация внимания.
Одаренный ребенок умеет не отвлекаясь, углубляться в работу, даже если что-то явно мешает воспринимать информацию. Такой ребенок способен долгое время заниматься интересным делом.
5. Отличная память.
Одаренного ребенка отличает высокий уровень заполнением, сохранением и отображением информации, которые базируются на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных детей отличает способность классифицировать информацию, которая проявляется, например, в коллекционировании.
6. Способность к рефлекции и самооценки.
Способность к рефлекции и самооценки обеспечивает одаренному ребенку самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, своих способностях. Первоосновой такой способности есть критичность мышления.
7. Ранимость эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера одаренных детей ранима. Эти дети воспринимают все близко к сердцу и на все реагируют.
Социальные особенности одарённого ребёнка
Нередко у одаренных детей возникают трудности в общении и взаимодействии с социальным окружением, в частности с ровесниками. Причинами этого являются особенности психического и психологического одаренного ребенка.
1. Стремление к самоактуализации.
Стремление раскрыть свой внутренний потенциал, необходимость поделиться своим талантом считают главным побуждающим мотивом творчества одаренной личности.
2. Перфекционизм.
Одаренные дети - перфекционисты. Они стремятся делать всё лучше, стремятся к совершенству даже в малозначительных делах, следствием постоянного стремления к совершенству нередко становится недовольство собой, которое является причиной пониженной самооценки, и даже неврозов и депрессий. Поэтому необходимо объяснить ребенку, что, даже потерпев поражение, человек приобретает незаменимый опыт, и это нормально, иногда даже необходимо. Поражение нужно воспринимать, как возможность переоценить свои действия, а ни как повод к самоунижению.
3. Самостоятельность.
Одаренный ребенок, как правило, полностью самостоятельный. Таким образом, необходимо избегать тотального контроля со стороны взрослых, но и также атмосферы вседозволенности и тепличности.
4. Социальная автономность.
Нередко одаренные дети теряют интерес к коллективным играм, отдавая преимущества индивидуальным играм и занятиям. Это происходит иногда из-за непринятия со стороны ровесников, не понимая их стремления и увлечений. Социальной автономностью связано часто негативное отношение творчески одаренных детей к традиционному обучению.
5. Эгоцентризм.
Эгоцентризм как личностная черта проявляется в односторонности их восприятия. Как следствие, у ребенка могут возникнуть проблемы в общении с ровесниками. В этом случае необходимо обговорить с ним то, что люди разные, и каждый развивается по - своему.
Стремление к лидерству.
В общении со сверстниками одаренный ребенок часто берет роль на себя руководителя и организатора, что свидетельствует о его интеллектуальном превосходстве над ними, гибкости и скорости его мышлении.
7. Чувство юмора.
Чувство юмора - одна из важных черт, которая обеспечивает внутреннее равновесие одаренного ребенка.
8. Несдержанность в общении.
Неприятной чертой одаренных детей есть привычка перебивать собеседника. Задачей у взрослых есть искоренять в детях эти негативные привычки, воспитывая в них терпение и ненавязчивость.
Роль социального окружения в развитии одарённости
По мнению психологов, наследственный потенциал не является важным показателем будущей творческой продуктивности по результатам исследований только 2-6% людей можно считать одарёнными. Психологи утверждают, что с задатками одарённости, способностью с эффективной продуктивной деятельностью рождается каждый психически нормальный человек. Но направленность и степень одарённости - разное. Дальнейшая судьба одарённости зависит от влияния на ребёнка родителей и других взрослых, от микро -, макросреды, где он живёт и формирует собственное «Я». Другими словами, применив правильный подход, каждого ребёнка можно вырастить талантливым.
Роль родителей в социальном становлении и развитии одарённого ребёнка
Первооткрывателями одарённости детей являются родители. Они выполняют главную роль в становлении и развитии не только одарённости ребёнка, но и вообще его личности.
Предостережение для родителей.
Не навязывайте ребёнку свои представления о мире и месте ребёнка в нём.
Очень важно, в определённый момент, когда ребёнок сам открывает свою одарённость и понимает, что чем-то отличается от других, убедить его в том, что его особенность - это нормально, что как бы он не развивался - его будут любить.
Главное для ребёнка - общение: взглядом, прикосновением, жестами, знаками, словами. Родители должны создать для этого можно, используя простые средства: любовь к ребёнку, друг к другу, хорошее настроение, фантазию и творчество.
Важным является умение взрослого слушать ребёнка: родителям необходимо овладеть методикой «активного слушателя». Суть такого слушания - «возвращать» ребёнку в беседе то, о чем он вам сообщил, при этом обозначив его чувства.
Любить ребёнка - не означает всё за него или для него делать. Прежде всего, следует помогать ребёнку в случае необходимости, поддерживать, проявлять терпение и внимание. Советы родителям по успешному взаимодействию с одарённым ребёнком приведены в Приложении - памятке.
Приложение - памятка
Принципы взаимодействия педагога с одарёнными детьми
Роль педагога в направлении развитии ребёнка огромна. Особенно важными при этом являются его личностные качества, в частности зрелость. Зрелость не в значении возрастной категории, а в полном раскрытии своих способностей.
Характерной чертой и профессионально, и эмоционально зрелых педагогов является то, что они четко осознают свои цели и задачи, не боятся одарённых детей, а, наоборот, с готовностью принимают вызов с их стороны, владеют знаниями и опытом, применения разных методик, а поэтому способны найти подход к любому ребёнку.
Одарённый ребёнок склонен ставить перед собой чрезвычайно сложные задания и очень огорчается, если не удаётся их решить. Педагогу важно уметь вникнуть в причину беспокойства ребёнка и помочь ему преодолеть неуверенность в своих силах.
Развитие и формирование творческих способностей детей происходит при помощи системы направленного педагогического влияния через специально организованное взаимодействие, что выявляется в форме игры, обучения, общения и труда. Становление и развитие способностей есть результатом обучения, и чем сильнее подкрепление, тем более быстрым будет развитие. Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем разнообразнее путь познания им окружающего мира, и таким образом и развития способности. Во всех видах деятельности ребёнок общается с окружением - детьми и взрослыми, приобретает от них знания и умения, овладевает речью.
Таким образом, целенаправленное опосредованное руководство деятельности ребёнка со стороны взрослого усиливает эффективность педагогического влияния, направленного на решение задач его гармоничного развития.