Тема: «Система работы по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка.»
Тема: «Система работы по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка.»
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является взаимодействие с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Система работы по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка.»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №10 «Лазорик».
Тема: «Система работы по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка.»
Воспитатель I квалификационной категории Шушура Лариса Александровна.
г.Донецк 2017г. Система работы по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка.
Сл.1 Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является взаимодействие с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.
Сл.2 В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, ФГОС ДО и «Национальной стратегии в интересах детей на 2013-2017 гг.» дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи духовно- нравственного воспитания дошкольников. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.
Сл.3 Целью духовно-нравственного воспитания является формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Сл.4
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
формировать представления о своем городе;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать элементарные знания о правах человека;
формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;
знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Сл.5 Решая задачи духовно-нравственного воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям младшей группы сложны знания о столице);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;
рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
«принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;
принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам. (например, тема «Мой любимый город» хорошо приурочить к «Дню города»).
Сл.6 Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках:
моя семья, мой дом;
мой детский сад;
мой любимый город;
моя малая Родина;
страна, ее столица, символика;
культура и ее традиции;
будем Родине служить;
правила, по которым мы живем.
Безусловно, данные блоки могут не передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, природе своей страны, уважение к людям труда, но, все эти задачи присутствуют как бы внутри блоков.
Следует подчеркнуть, что для ребенка-дошкольника, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней.
Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.
Сл.7 Основные методы и формы работы по духовно-нравственному воспитанию
Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность. Основные методы:
беседы, игры-беседы;
игры-путешествия, творческие игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры-инсценировки;
экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в медицинский кабинет, на кухню, на почту и т.п.);
праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д);
развлечения;
продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д.);
чтение стихов, рассказов;
организация мини-музеев;
встречи с ветеранами;
фотовыставки;
физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).
Сл.8 Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет.
Сл.9 Важным условием духовно-нравственного воспитания, является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и
проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Привлекая родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
беседы;
анкетирование;
совместные праздники;
открытые просмотры;
консультации;
папки-передвижки, ширмы;
тематические родительские собрания (дискуссии, круглый стол);
экскурсии;
информационные стенды;
фотовыставки;
памятки, буклеты.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как, в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важным и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
При всех сложностях, родители должны стать непременными участниками по духовно-нравственному воспитанию, но привлечение семьи требует от педагога особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда будет нецелесообразно включать кого-то в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск или сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого
обязательное требование и условие данной работы.
Сл.10 Хочется завершить свой доклад словами В.А.Сухомлинского: В детстве, писал В.А.Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств.
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…По выражению В.А.Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.