Содержательный (деятельностный этап), 17-20 мин Проведение физкультминутки, 1-2 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности Снять напряжение и утомляемость детей | Словесный Словесный (рассказ) Словесный Рассказ Практический Словесный Словесный Вопрос Рассказ Словесный Наглядный Наглядный Словесный Словесный Практический | - Открываем глаза, вот мы с вами и очутились там, где живет тетушка Алена. Посмотрите, какая изба у Тетушки Алены. - А вы хотите узнать, кто и как строил такую избу? - Тогда проходите и садитесь на лавку. - Строил эту избу дедушка тетушки Алены, Никанор. Давно это было, Тетушка Алена маленькая была, меньше вас. Вот как долго она стоит и все еще крепка: еще 100 лет людям служить будет. Смотрите, какие толстые, длинные бревна! - Как вы думаете, где дед Никанор взял эти бревна? - Он один принес их сюда? - Конечно же, нет! Помогали ему соседи. Они жили дружно и всегда помогали друг другу. Задумал дед Никанор построить новую избу. Пошел к одному соседу: «Приходите, — говорит, — люди добрые, помогите мне строить избу». «Непременно придем!» — отвечал сосед. Дед пошел к другому соседу — и так обошел всю деревню. Наутро много мужиков с топорами пришли помочь деду Никанору. - Так вот, пошел дед Никанор с соседями-помощниками в лес — деревья рубить. Они пошли в самые сильные Крещенские морозы. - Почему в сильный мороз? Да потому, что в это время дерево самое сухое. Земля — мерзлая, все в ней замерзло: и вода, и питательные вещества. По дереву влага не течет, спит дерево зимой, поэтому и сухое. - Во дворе у Тетушки Алены растёт сосна. Пойдемте, посмотрим и выполним физкультминутку. Физкультминутка «Во дворе стоит сосна» Во дворе стоит сосна (стоим на одной ноге) К небу тянется она (потягиваемся – руки вверх) Тополь вырос рядом с ней, (стоим на двух ногах) Быть он хочет подлинней. (Потягиваемся руки вверх) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны туловища вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души, И на место вновь спешим. (Дети идут на места.) - А давайте отгадаем загадки и узнаем, что есть у тетушки Алены в избе. 1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Зимой много ест, летом много спит. Без печи изба не изба. С печью Связан весь быт, вся жизнь. Для чего нужна печь в русской избе? Без печи изба не изба. С печью Связан весь быт, вся жизнь. Для чего нужна печь в русской избе? Без печи изба не изба. С печью Связан весь быт, вся жизнь. Для чего нужна печь в русской избе? Без печи изба не изба. С печью Связан весь быт, вся жизнь. Для чего нужна печь в русской избе? - Верно, без печи изба не изба. С печью связан весь быт, вся жизнь. -А для чего нужна печь в русской избе? - Она обогревала избу, в ней пекли хлеб, пироги, варили щи, на ней спали особенно старики и дети, на ней сушили ягоды и одежду. - Да, она обогревала избу. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица, печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб. А еще пекли блины, пирожки и булочки. - А чем топили печь? - Да, правильно. Посмотрите, у тетушки Алены есть вот такой горшок. - В таких горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. - Как вы думаете, как же можно было достать из печи горячий горшок? - Здесь нужен другой помощник, а какой отгадайте загадку: «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт… -Правильно, это ухват. - Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. - А чем же кушали вкусную кашу? Всех кормлю с охотою, А сама безротая. - Ложка, это ребята не простая, а деревянная. В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. - А вот еще загадка: Черный конь скачет в огонь - Да это кочерга. - Как Вы думаете, для чего она хозяйке нужна? - Чтобы огонь в печи лучше горел, она шурует кочергой. - Как Вы думаете, из чего она сделана? - А почему не из дерева? - Верно. Вот еще послушайте загадку Стоит толстячок, блестит бочок. Шипит, кипит, всем чай пить велит. - Правильно, за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. - А вы пили когда – нибудь чай из самого настоящего самовара - Молодцы, и загадки разгадывать умеете. Скажите мне, пожалуйста, ребята, где все эти вещи раньше можно было взять? - Да, действительно, все приходилось мастерить самим. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Все приходилось делать самим. - Тетушка Алена, предлагает нам немного отдохнуть и сыграть в интересную игру, которая называется «Что лишнее?» Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: Проверить знания детей о русской народной утвари и быта. И уметь их различать среди современных предметов. - Для начала нам нужно разделиться на команды. На столе посмотрите, лежат карточки современных предметов и старинных предметов утвари и быта. Вы должны, правильно определить какие, карточки соответствуют современному миру, а какие русской эпохе. - Какие молодцы. Обе команды собрали картинку правильно. И поэтому у нас победила дружба, согласны ребята? | - Да Дети проходят и садятся на лавку - В лесу - Нет Ответы детей Выполняют физкультминутку - Печь Ответы детей - Дровами Ответы детей - Ухват Ответы детей - Ложка - Кочерга Ответы детей - Из железа - Потому, что сгорит - Самовар Дети отвечают Делятся на команды Играют в игру | Универсальные: слушают и понимают взрослого Предметные: знают для чего нужны и как используется домашняя утварь Универсальные: проявляют стремление к общению со сверстниками |