компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).
Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цель: Способствовать расширению , углублению и осмыслению уже известных знаний у детей об осенних явлениях в природе.
Обучающие: Закреплять знания о признаках осени, упражнять в составлении предложений с опорой на карточку-символ, в согласовании существительного с прилагательным, развивать умение работать по картине, развивать слоговой ритм.
Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, художественно-творческой деятельности, процессов памяти через отдаленное воспроизведение речевого материала, мыслительной деятельности (приемы сравнения, анализа),связной речи, зрительного и слухового внимания , работать над увеличением продолжительности речевого выдоха.
Воспитательные: Побуждать детей к проявлению бережного отношения к природе, создать условия для овладения средствами общения (слушать друг друга), создавать условия для развития наблюдательности и любознательности.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: Репродукции картин, набор карточек-символов, ТСО.
Этапы занятия Цель этапа | Задание детям | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
Организация начала занятия: -обеспечение концентрации внимания, создание позитивного настроя | Прохлопать приветствие | Установление зрительного и тактильного контактов, образец приветствия | Проговаривание и прохлопывание Приветствия | Активизация внимания, психологическая готовность к предстоящей деятельности |
Мотивационно-побудительный: формирование представлений о предстоящей деятельности | Вовлечение детей в деятельность: «Как вы думаете, почему загрустил с приходом осени муравей?» | Вовлечение детей в круг своих интересов: «Муравьишка, почему ты плачешь?»… «Ну и что же, что осень наступила!?» | Осознают и принимают поставленную задачу | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация имеющихся знаний, представлений | Прослушивание аудиозаписи «Звуки осени» | Предлагает отправиться на лесную полянку: «муравей приглашает нас отправиться к нему в гости» | Слушают запись, угадывают звуки природы. | Активизация слухового внимания, активизация словаря |
| Дыхательное упражнение «Накачаем шины» | « На чем отправимся в лес?» | На выдохе произносят звукФ в быстром- медленном темпе, не надувая щеки и не поднимая плечи | Увеличение продолжительности речевого выдоха, активизация губных мышц, снятие эмоционального напряжения |
Восприятие и усвоение нового материала | Рассматривание репродукции картины | Знакомит с признаками осе- ни, используя опорные карточки-символы. | Рассматривают репродукцию, слушают рассказ,отвечают на вопрос: «Какое настроение вызы вает эта картина?» | Восприятие и осознание закономерности природных явлений |
Динамическая пауза | Упражнение «Осенью» | Предлагает детям поиграть в осеннюю игру | Участвуют в игре-выполняют движения, проговаривают слова | Координация речи и движения, физическая разрядка, снятие эмоционального напряжения |
Закрепление, систематизация знаний | Предлагает повторить признаки осени | Вовлекает в рассказ, оказывает необходимую помощь. Поощряет умение слушать друг друга | Составление предложений по опорным карточкам-символам | Вторичное осмысление полученных знаний, Выработка умений по их применению |
| Проблемная ситуация «Почему погиб цветок?» | Создает проблемную ситуацию | Рассуждают, делают выводы, высказывают свое мнение, Выслушивают друг друга | Активизация мыслительной деятельности. Речевая активность . |
Динамическая пауза | | | | |
Практическая творческая работа | | | | |
| Релаксация | | | |
Рефлексия | Вопросы: -как изменилось Настроение муравья? А ваше? -Что больше всего понравилось сегодня? | Подводит итог НОД: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса, эмоциональное отношение к изученному |