Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова.
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010.
Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд. - М.: «Айрис пресс, 2007.
Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008
Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4.
Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013.
Наглядные: 2 фрагмента карты; для дидактической игры «Собираемся на пожар»: рюкзак, несколько предметов быта, несколько предметов необходимых при пожаре; подсказки 4 плаката с заданиями; для игры «затуши огонь горит дам» - огнетушитель; для игры «окажи помощь пострадавшему – аптечка; для эстафеты «Спасем животных» - игрушечные животные; для эстафеты «Потуши листву»: макет костра, вёдро, лопата, коробка с песком.
Технические: ноутбук, интерактивная доска (панель), презентация с игрой «Отгадай слово-подсказку».
Предварительная работа: беседа на тему «Огонь – не шутка», «Пожарная безопасность», рассматривание иллюстраций о причинах возникновения пожара, по пожарной безопасности, чтение художественное литературы (Эдуард Успенский. Про Веру и Анфису. История седьмая Вера и Анфиса тушат пожар (но сначала они его устраивают)).
Планируемый результат: сформировать знания у детей об опасных ситуациях и правилах поведения при их возникновении и спасти животных путем выполнения задач и заданий.
Этапы НОД | Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
Вводная часть | (Звучит телефонный звонок) Воспитатель разговаривает по телефону по громкой связи Голос из телефонной трубки - Алё, алё случилась беда Вон лисички взяли спички И к деревьям подошли Лес уютный подожгли Загорелся туту же лес Эй пожарные бегите! Помогите, помогите! (связь прерывается) | Подходит к педагогу. |
Воспитатель - Вы слышали случилась беда Воспитатель - А кто может помочь животным? Воспитатель - Правильно, а как нам их найти? Воспитатель - Верно позвонить01. (набирает номер на телефоне, вызывает пожарных. В группу заходит педагог, участвующий в конкурсе, переодетый в пожарного) | Ответы, пояснения, обсуждение |
Основная часть «Открытие Детьми новых знаний Самостоятельное применение нового на практике | Пожарный - Здравствуйте ребята, меня зовут Василий Иванович капитан пожарной службы вы меня вызывали? Что случилось? | Ответы |
Пожарный - Прежде чем мы отправимся в путь нам необходимо к нему подготовиться. Я спешил и в свой рюкзак положил много разных вещей, но нам необходимо взять только самое необходимое. (пожарный открывает рюкзак и выкладывает все вещи, задача детей собрать рюкзак на спасательную операцию от пожара) | Собирают в рюкзак все необходимые вещи при пожаре |
Пожарный - отлично вот мы и готовы к нашему путешествию. Давайте посмотрим на карту (раскладывает карту на столе) - Посмотрите из нашей группы показана дорога до станции поездов и остановки автобуса. Как вы думаете на чем лучше добраться до леса? (в соответствии с ответом детей пожарный отдаёт предпочтение виду транспорта, который назвали дети в большинстве. - Отлично дети отправляемся в путь спасать животных леса! За мной на станцию (остановку). | Рассматривают карту. Ответы с пояснениями. Следуют за пожарным до входной двери в раздевалку группы) |
Пожарный - Посмотрите на карту здесь обозначено что для нас есть подсказка первая потому как пути (дорога) в этом месте расходиться в разные стороны. (показывает детям карту, затем вместе ищут подсказку «плакат с заданием», который висит на двери раздевалки.) | Рассматривают подсказку «плакат с заданием», выполняют задание. |
Пожарный - И так наш поезд (автомобиль) движется через мост. Поехали! Пожарный (останавливается перед пролетом лестницы, спускающейся вниз, раскрывает карту, показывает детям) - Посмотрите на карту здесь пути (дорога) опять расходиться и показано место второй подсказке (показывает на карте место подсказки «плаката с заданием») | С пожарным во главе поднимаются по ступенькам на 3 этаж проходят пролет и останавливаются перед лестницей, спускающейся вниз. Ищут, рассматривают подсказку «плакат с заданием», выполняют задание. |
Пожарный - И так наш поезд (автомобиль) движется вниз с моста. Поехали! Пожарный (останавливается на пролете 2 этажа раскрывает карту, показывает детям) - Посмотрите на карту здесь пути (дорога) опять расходиться и показано место третьей подсказке (показывает на карте место подсказки «плаката с заданием») | С пожарным во главе спускаться по ступенькам на 2 этаж и останавливаться около очередного разветвления путей (дороги) Ищут, рассматривают подсказку «плакат с заданием», выполняют задание. |
Пожарный - Отлично нам с вами на лево. Поехали! Посмотрите мои друзья коллеги пожарные прислали мне четвертую подсказку на планшет сейчас выведу вам её на интерактивную доску. (на интерактивной доске появляется задания) | С пожарным заходят в музыкальный зал. Выполняют задания находят четвертую подсказку. |
Пожарный - Ребята вперёд нам необходимо найти дом в лесу там второй фрагмент карты. | Ищут дом. |
Пожарный - Молодцы вы его нашли, но посмотрите он горит срочно нужно потушить огонь что нам делать (пожарный подводит детей к ответу про огнетушитель) | Ищут решение проблемы, тушат пожар. |
Пожарный (после тушения пожара пожарный обнаруживает пострадавшего) - Девочки срочно необходимо оказать медицинскую помощь. - Мальчики, а вам необходимо зайти в дом и отыскать в нем фрагмент карты, но смотрите дверь завалина как нам поступить? | Дети оказывают медицинскую помощь кукле. Дети обсуждают варианты. Решают проблему входа, ищут подсказку. |
Пожарный - Какие вы молодцы! Вот и вторая половина карты. Посмотрите на карту здесь от пенька нам необходимо выполнить следующее задание. (показывает карту, выполняют задание, показанное на карте «Шаг в право, шаг в лево…») | Находят пенёк и от него выполняют задание вместе с пожарным «Шаг в право, шаг в лево…») |
(пожарный вместе с детьми доходит до физкультурного зала, на двери которого пятая подсказка, пожарный раскрывает карту и показывает место подсказки «плакат с заданием») Пожарный -Посмотрите на карту здесь тропинка расходиться и показано место пятой подсказке. | Ищут, рассматривают подсказку «плакат с заданием», выполняют задание. |
Пожарный - Отлично вы правильную дорогу нашли. Вперед спасать лесных зверей. (звери рассажены на шведской стенке) - Посмотрите наши звери так испугались огня что спрятались на деревьях, а под деревьями смотрите разгорается трава нам с вами необходимо их снять с деревьев и потушить огонь. (проводит эстафету «Спасем животных» и «Потуши листву») Пожарный - Отлично мы спасли всех животных! | Играют делятся на две команды одна играет в эстафету «Спасем животных», другая в эстафету «Потуши листву» |
Заключительная часть | Пожарный - Мы с вами молодцы зверей спасли, огонь потушили. мои коллеги пожарные уже скоро приедут и потушат пожар в лесу. Но, а нам необходимо их вывезти в безопасное место. Ребята куда нам с вами вывезти животных? | Отвечают, рассуждают. |
| Пожарный - А как нам отсюда выбраться? (пожарный подводит к ответу о вертолете) - Я вызываю вертолет сейчас он перевезет нас в безопасное место. | Ответы (дети вместе с пожарным возвращаться в группу) |
| Пожарный - Ребята как вы думаете куда нам отнести наших замечательных зверей, чтоб им было комфортно продолжать свою жизнедеятельность? | Ответы, относят животных. |
Рефлексия | Пожарный - А теперь присаживайтесь на стульчики и нарисуйте что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии по спасению животных. Затем мы с вами из ваших рисунков создадим альбом и будем его хранить в книжном уголке, пересматривая вновь и вновь его будем вспоминать о нашей спасательной миссии и небольшом приключении. А мне с вами пора прощаться. До свиданья друзья, спасибо вам за помощь! | Рисуют свои впечатления. |