Выбор пункта назначения | Ребята, я знаю, вы любите отгадывать загадки: Отгадайте загадку: На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь — В руках унесёшь. Правильно, это глобус. Посмотрите на глобус и скажите, в какой стране мы живем? Ответы детей: Россия Воспитатель: А еще как мы можем назвать Россию? Ответы детей: Родина. Воспитатель: А что такое Родина? Высказывания детей. Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Воспитатель: Да, вы родились в России, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия, а много – много лет назад наша Родина называлась Русь, земля русская. Как вы думаете а, как называют всех людей, живущих в нашей стране? (Высказывания детей.) Воспитатель: Родину любят, берегут, защищают – так было всегда, во все времена. В народе говорят: “Русский человек без Родины не живет”. Родина – это то, что объединяет всех людей, в независимости от их национальности, живущих в одной стране. Мы все Россияне, мы говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину Ребята давайте посмотрим на карту России, посмотрите какая большая наша страна, в которой мы живем. Воспитатель: Ребята, как называется то место России, где мы с вами живем? (Высказывания детей.) Смотрим на карту, находим на карте Урал. Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Ребята сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по карте Урала, вы согласны? (Ответы детей). Посмотрите ребята (воспитатель показывает лист, на котором изображен контур Урала, это контур карты Урал вот именно эту карту мы с вами и украсим сегодня всем тем, чем так знаменит и богат наш край родной – Урал. Посмотрите на карту, она условно разделена на разные цвета, как вы думаете почему? А каким цветом обозначены реки на карте? Леса, а они какого цвета? А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? | Воспитатель ведет диалог с детьми Поощряет детей к высказываниям; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Инициирует общее обсуждение; | Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога Выражают собственные мысли; Делятся впечатлениями Погружение детей в тематику мероприятия Стимуляция любознательности детей и интереса Высказывания детей на основе личного опыта | Дети, умеющие излагать свое мнение, аргументировать его |
Предположение о том, что встретиться на пути | А как вы думаете, кого и что мы можем встретить в нашем путешествии? Сначала отправимся в леса Урала. Какие животные живут в наших лесах, мы с вами назовем, когда разгадаем ребусы. Разделитесь на четыре команды. Перед вами картинки, определите первый звук каждой картинки, и вы узнаете какое животное зашифровано, а ответ, покажите, выбрав картинку. Какие животные еще живут в наших лесах? | Продумывает, представляет то, что будет происходить, и к какому результату приведет Организует, мотивирует различные виды деятельности детей. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных видов | Участвуют в обсуждении: кого и что можно встретить в пути, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных | Дети, умеющие излагать свое мнение, аргументировать его |
Само путешествие | Продолжаем наше путешествие. А теперь мы с вами отправимся высоко в горы. Я вам хочу рассказать легенду, как образовались уральские горы. Давным – давно это было. В этих местах жило кочевое племя башкир. Был у них батыр-великан, который носил с глубокими карманами пояс. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и лег пояс через всю землю, от холодного Карского моря на севере, до берегов Каспийского моря на юге». Так образовался Уральский хребет. А чем богаты Уральские горы? Правильно, молодцы! Издавна славится Урал своими поделочными камнями - самоцветами. – А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей) Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. Я хочу вам показать коллекцию камней. (презентация) Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность? Рассмотрите камни потрогайте, погладьте. - А по твердости, они какие? (твердые) - А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые… - Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать) - Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) . - Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл. - Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы. - Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею) - Селенит – это камень добывают только в Кунгуре. Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд. Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня. По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры. Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (показ украшений). - Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.) А вы бы хотели сами изготовить уральский самоцвет? А теперь я вас приглашаю в мастерскую, где вы сами изготовите самоцвет. (лепка «Малахитовые бусы) Ну, вот и закончился наше путешествие по карте Урала. | Организует, мотивирует различные виды деятельности детей. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных видов Рассказывает легенды Урала Конструктивно корректирует работу детей; Наблюдает за детьми во время выполнения задания Побуждает детей оценить собственную деятельность; Наблюдает за детьми во время выполнения задания; Организует, поддерживает, советует; | Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателей Изобразительная деятельность детей | Дети, проявляющие в познавательной деятельности самостоятельность, инициативу, творчество Продукт самостоятельной творческой деятельности (самоцвет) |