kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей слабослышащих дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о театрализованной деятельности с дошкольниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей слабослышащих дошкольников"»

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей слабослышащих дошкольников



Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника.

Эстетическое развитие в дошкольном возрасте, по мнению Т.Н. Дронова, способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве, быту. Работа по эстетическому развитию глухих и слабослышащих детей требует специального внимания со стороны взрослых, так как присущее данной категории детей своеобразие познавательной, эмоциональной и речевой сферы снижает эмоционально-эстетическое воздействие окружающих предметов и искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений.

Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие детей средствами искусства.

Эстетическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах.

Важнейшим условием эстетического развития детей является среда, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые насаждения и другие.

Однако само по себе наличие эстетической среды не определяет эстетического развития. Основное значение имеет последовательная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней.

Начало формы

Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрализованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, телепередачах.

Театрализованная деятельность– это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Театрализованная игра, в свою очередь- это одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

Театрализованные игры и представления служат одним из важных эстетических средств. Для младших детей это театр игрушек, в котором игрушки движутся, выполняют различные действия в сопровождении рассказывания взрослых с подкреплением выразительной мимикой, жестами. Кукольный театр, игрушки би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление.

Л.В. Артемова выделяет следующие виды театрализованных игр:

  • игры – драматизации,

  • режиссёрские игры.

Важное значение для развития эстетических представлений детей имеет игра-драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое рассказывание сказки педагогом, подкрепляемое действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизации дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них радость и другие положительные эмоции.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников в детском саду, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста связано с усилением воздействия изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, и в том числе театра.

Важнейшей стороной эмоционально-эстетического развития, по мнению Людмилы Адамовны, является поддержание творчества детей, стремления к оригинальному исполнению рисунка, постройки, поделки, умению оценить творчество других детей.

Именно театрализованная деятельность является одним из средств развития коммуникативных способностей слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Данный вид деятельности помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества.

Формируя навыки театрализованной игры у детей с нарушенным слухом, обучающихся в смешанных группа , учитель-дефектолог, прежде всего, планирует словарь, тематику игр, игровое пространство и методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а так же

предусматривает возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр.

Для этого учителем – дефектологом (сурдопедагогом) и воспитателем разрабатывается перспективный план театрализованных игр на учебный год.

Сурдопедагог отбирает речевой материал, необходимый для сюжетно-

ролевых игры индивидуально, в соответствии с речевыми возможностями каждого ребёнка с нарушенным слухом. Отработка речевого материала, знакомство с игровыми действиями происходит на индивидуальных коррекционных занятиях.

Учитель-дефектолог, как отмечает П.Б. Васютина, контролирует и исправляет произносительные навыки в процессе свободной или специально организованной игровой деятельности детей. Эта коррекционная работа осуществляется на слух с целью формирования правильных слуховых образов в коре головного мозга.

Полина Борисовна говорит о важности организации процесса формирования игровых умений у слабослышащих дошкольников в первую очередь индивидуально или подгруппами, затем привлекая слышащих сверстников к совместной игровой деятельности.

Воспитатель организует предметно - игровую среду, при необходимости привлекая к этому родителей. Например, для изготовления атрибутов театрализованной игры, для изготовления костюмов. Воспитатель также осуществляет и контролирует звукопроизношение детей с нарушенным слухом на слух.

П.Б.Васютина подчеркивает, что в процессе игры воспитатель и учитель-дефектолог много разговаривают, в результате чего у ребёнка с нарушенным слухом появляется потребность в речевом общении. Эта потребность возрастает во много раз, когда к игре подключаются слышащие сверстники.

Необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушенным слухом резко снижено понимание обращённой речи, поэтому необходимо следить за

тем, как ребёнок понимает взрослого. С этой целью учитель-дефектолог просит его называть и показывать игрушку, о которой идет речь в игре.

«Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми».

Воспитатель знакомит детей с возможными ролями игры. Учит распределять роли и следовать ей по ходу всей игры. В процессе формирования игровых действий у дошкольников с нарушенным слухом воспитатель показывает последовательность игровых действий, дает образец диалога.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность мотивирует детей с нарушенным слухом активно пользоваться речью в процессе игрового взаимодействия. Активное пользование речью, в свою очередь и является одним из важных условий формирования коммуникативных навыков слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.


Литература

  1. 1. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 447 с.

4. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.

5. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шестакова Карина Игоревна

Дата: 26.08.2019

Номер свидетельства: 518395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства