Цель: подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование практических умений и навыков детей, обогащение лексического запаса; закрепление навыка правильного звукопроизношения.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематических процессов, развитие артикуляционной и дыхательной мускулатуры; развитие внимания, мышления и памяти.
Коррекционно - воспитательные: воспитание у детей интереса к слову; совершенствовать навыки коммуникативного общения. Воспитывать доброжелательное отношение и веру в собственные силы.
Возраст, группа, особенности: 5-6 лет, старшая группа, ОНР.
Время: 45 минут.
Материал: музыка,костюм для Тараторки, атрибуты к истории «Жук и оса»; дидактическая игра «Разложи картинки»; две корзинки, смайлики для выражения эмоций.
Содержание:
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку.
Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тара-ра- ра! Тараторю - тараторю, прямо с самого утра. Здравствуйте, ребятишки, девчонки, и мальчишки!
Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя. Хочешь с нами повеселиться?
Тараторка: Мне не до веселья. Я пришла к вам за советом, за помощью.
Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.
Тараторка: Хорошо бы! Моя бабушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).
Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:
Не далеко и не близко, Не высоко и не низко, Жили-были звуки В одной логонауке По утру они вставали, Гимнастику для языка дружно повторяли. Так весь день они трудились. Говорить они учились.
Логопед: «Сейчас я буду читать стихи, а вы, ребята, должны правильно выполнить упражнения». Тараторка присоединяйся.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем;
Логопед: Тараторка, а что это за шум (шум ветра)! Кто это к нам летит?
Тараторка: Это же Ветерок. Ребята, а вы хотите поиграть с ветерком? Я знаю веселую игру (дыхательные упражнения).
Вдох – с улыбкой день встречаем (вдох носом), Выдох – всё мы замечаем (выдох носом). Вдох – мы руки развели (вдох носом) И плывем как корабли (выдох носом). Вдох – спешим за облаками, (вдох ртом) Машем крыльями – руками (выдох ртом)., Успокоились немножко – Вдох – закончилась дорожка (вдох ртом), Выдох встанем у порожка (выдох ртом) И опять начнем играть, День с улыбкою встречать.
Логопед: Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Ну-ка, звуки, встаньте в ряд
Начинается парад!
Послушайте, какие звуки научились говорить наши ребята(проговаривание чистоговорок с движениями):
Звук С Язык пошире распластай, Кончик к нижним зубкам придвигай. Посередине языка Струйку воздуха пускай. Улыбнись и посвисти,
Нам с «Насосом» помоги. Сссс, ссс, ссс – произнеси!
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Звук З Язычок широкий ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! И с «Комариком» вдвоём, Звонко Зззз …. Произнесем. За-за-за - забрела в наш лес коза. Зу-зу-зу - волк увидел ту козу. Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Звук Ц – Тс – тс – тс – произнеси, Кратко, глухо просвисти. Звук, который получаем, Буквой Ц обозначаем. Ца-ца-ца - весь день метет метелица. Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Звук Ш – Ш-ш-ш … Шипенье змеи,
Чтобы звук красивым вышел Шире язычок и выше! Ша-ша-ша - у меня лапша. Шо-шо-шо - летом хорошо.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Звук Ж Ж как Ш мы произносим, Только голос в гости просим. Звонко Ж в словах жужжит, Словно жук большой гудит.
Жа-жа-жа – мы увидели ужа. Жу-жу-жу - на ежа гляжу.
Жи-жи-жи - тут живут ежи.
Звук Л Узкий кончик языка вверх мы поднимаем В зубы упираем. По бокам от языка воздух пробирается. Хорошо у нас с тобой звук «Л» получается. Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Звук Р – Ррр! – рычит сердито рысь. «Р» сказать и ты попробуй! – Ррр! – возьмемся за учебу! – Ррр! – язык широкий тянем– к небу!
Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Автор: Жук с досады кренделями по поляне носится.
Жук: -Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком!
Логопед: Такая история и с вами происходила не раз. Но идёт время, мы усердно занимаемся и учимся чётко произносить звуки.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Потерянные звуки». Тараторка спешила к нам и уронила корзинку с картинками. Картинки перепутались, помогите нам! Нужно разложить картинки на соответствующий звук, например тигр рычит – значит сюда нужно сложить картинки, которые начинаются на звук «р», змея шипит – картинки, начинающиеся на звук «ш», жук жжужит – картинки на звук «ж».
Логопед: Ребята, каждый из вас берете по одной картинке, и кладет ее в соответствующую корзиночку.
Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все поняла, и теперь буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться с вами? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.
Дети: Оставайся, Тараторка.
Логопед: Конечно, оставайся. Ребята, давайте покажем Тараторке какие у нас ловкие пальчики.
Движение пальцев иллюстрирует стихотворные строки.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Пальцы ритмично соединяются в «Замок» и разъединяются). Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки). Раз, два, три, четыре, пять… (Поочередное соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.). Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук). Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание) Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
Тараторка: Ребята, вы наверно, устали выполнять сложные задания! Давайте повеселимся! Угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?
(предположения детей слов на звук «В»). Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)
Логопед: Как ничего? Ты говорила на звук «В»?
Тараторка: Воздух!
Логопед: Тараторка, любишь ли ты играть в слова?
Тараторка: Люблю. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Зимой в берлоге видит сон Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.
В теплой лужице своей Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.
С пальмы – вниз, на пальму снова Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!
К цветку приставишь ухо, А в нем жужжит, поет Старательная…(муха)…нет пчела И собирает мед.
Логопед: А теперь музыкальная пауза - частушки.
Я решила в воскресенье, Все заданья повторить. Даже наша кошка Мурка, Научилась говорить!
Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила. Открывает, смотрит в рот – Ничего не разберет.
Мы играем в пулемет, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идет Автоматизация!
Вот закончились муки, Мне поставили все звуки. На больничном побывал – Половину растерял.
А вчера я объясняла Маме с папой гласные. Этих взрослых обучать - Затея напрасная!
На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу. Ведь учительнице строгой Показать язык смогу!
Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку. Не ногами, не руками, А своими языками!
Не понять нам нашу Дашу: Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка, и не плов – Эта каша-то из слов!
Логопед: Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг, а теперь мы поиграем, слова наоборот называем.
Игра «Скажи наоборот»
Я скажу вам: далеко; а вы скажите близко.
Я скажу вам: высоко; а вы скажите низко.
Я скажу вам хорошо; вы скажите плохо.
Я скажу вам широко; а в ответ вы узко.
Я скажу вам грустно; а вы?…весело, в ответ.
Тараторка: Весело тут вы развлекаетесь. Поёте, играете. Я рада была познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят! Хочу поблагодарить за помощь. Но мне пора в свою сказку. До свидания!
Логопед: Чтоб хорошо учиться, Нельзя нам тут лениться.
Ребята возьмите смайлики (для выражения эмоций).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Тараторкины посиделки"»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ (ОНР 3 уровень)
Название: «Тараторкины посиделки».
Цель: подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование практических умений и навыков детей, обогащение лексического запаса; закрепление навыка правильного звукопроизношения.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематических процессов, развитие артикуляционной и дыхательной мускулатуры; развитие внимания, мышления и памяти.
Коррекционно - воспитательные: воспитание у детей интереса к слову; совершенствовать навыки коммуникативного общения. Воспитывать доброжелательное отношение и веру в собственные силы.
Возраст, группа, особенности: 5-6 лет, старшая группа, ОНР.
Время: 45 минут.
Материал: музыка,костюм для Тараторки, атрибуты к истории «Жук и оса»; дидактическая игра «Разложи картинки»; две корзинки, смайлики для выражения эмоций.
Содержание:
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку.
Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тара-ра- ра! Тараторю - тараторю, прямо с самого утра. Здравствуйте, ребятишки, девчонки, и мальчишки!
Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя. Хочешь с нами повеселиться?
Тараторка: Мне не до веселья. Я пришла к вам за советом, за помощью.
Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.
Тараторка: Хорошо бы! Моя бабушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).
Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:
Не далеко и не близко, Не высоко и не низко, Жили-были звуки В одной логонауке По утру они вставали, Гимнастику для языка дружно повторяли. Так весь день они трудились. Говорить они учились.
Логопед: «Сейчас я буду читать стихи, а вы, ребята, должны правильно выполнить упражнения». Тараторка присоединяйся.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем;
Логопед: Тараторка, а что это за шум (шум ветра)! Кто это к нам летит?
Тараторка: Это же Ветерок. Ребята, а вы хотите поиграть с ветерком? Я знаю веселую игру (дыхательные упражнения).
Вдох – с улыбкой день встречаем (вдох носом), Выдох – всё мы замечаем (выдох носом). Вдох – мы руки развели (вдох носом) И плывем как корабли (выдох носом). Вдох – спешим за облаками, (вдох ртом) Машем крыльями – руками (выдох ртом)., Успокоились немножко – Вдох – закончилась дорожка (вдох ртом), Выдох встанем у порожка (выдох ртом) И опять начнем играть, День с улыбкою встречать.
Логопед: Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Ну-ка, звуки, встаньте в ряд
Начинается парад!
Послушайте, какие звуки научились говорить наши ребята(проговаривание чистоговорок с движениями):
Звук С Язык пошире распластай, Кончик к нижним зубкам придвигай. Посередине языка Струйку воздуха пускай. Улыбнись и посвисти,
Нам с «Насосом» помоги. Сссс, ссс, ссс – произнеси!
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Звук З Язычок широкий ниже, Кончик – к нижним зубкам ближе! И с «Комариком» вдвоём, Звонко Зззз …. Произнесем. За-за-за - забрела в наш лес коза. Зу-зу-зу - волк увидел ту козу. Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Звук Ц – Тс – тс – тс – произнеси, Кратко, глухо просвисти. Звук, который получаем, Буквой Ц обозначаем. Ца-ца-ца - весь день метет метелица. Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Звук Ш – Ш-ш-ш … Шипенье змеи,
Чтобы звук красивым вышел Шире язычок и выше! Ша-ша-ша - у меня лапша. Шо-шо-шо - летом хорошо.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Звук Ж Ж как Ш мы произносим, Только голос в гости просим. Звонко Ж в словах жужжит, Словно жук большой гудит.
Жа-жа-жа – мы увидели ужа. Жу-жу-жу - на ежа гляжу.
Жи-жи-жи - тут живут ежи.
Звук Л Узкий кончик языка вверх мы поднимаем В зубы упираем. По бокам от языка воздух пробирается. Хорошо у нас с тобой звук «Л» получается. Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Звук Р – Ррр! – рычит сердито рысь. «Р» сказать и ты попробуй! – Ррр! – возьмемся за учебу! – Ррр! – язык широкий тянем– к небу!
Оса: Увазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Автор: Жук с досады кренделями по поляне носится.
Жук: -Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком!
Логопед: Такая история и с вами происходила не раз. Но идёт время, мы усердно занимаемся и учимся чётко произносить звуки.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Потерянные звуки». Тараторка спешила к нам и уронила корзинку с картинками. Картинки перепутались, помогите нам! Нужно разложить картинки на соответствующий звук, например тигр рычит – значит сюда нужно сложить картинки, которые начинаются на звук «р», змея шипит – картинки, начинающиеся на звук «ш», жук жжужит – картинки на звук «ж».
Логопед: Ребята, каждый из вас берете по одной картинке, и кладет ее в соответствующую корзиночку.
Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все поняла, и теперь буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться с вами? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.
Дети: Оставайся, Тараторка.
Логопед: Конечно, оставайся. Ребята, давайте покажем Тараторке какие у нас ловкие пальчики.
Движение пальцев иллюстрирует стихотворные строки.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Пальцы ритмично соединяются в «Замок» и разъединяются). Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки). Раз, два, три, четыре, пять… (Поочередное соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.). Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук). Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание) Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
Тараторка: Ребята, вы наверно, устали выполнять сложные задания! Давайте повеселимся! Угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?
(предположения детей слов на звук «В»). Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)
Логопед: Как ничего? Ты говорила на звук «В»?
Тараторка: Воздух!
Логопед: Тараторка, любишь ли ты играть в слова?
Тараторка: Люблю. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Зимой в берлоге видит сон Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.
В теплой лужице своей Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.
С пальмы – вниз, на пальму снова Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!
К цветку приставишь ухо, А в нем жужжит, поет Старательная…(муха)…нет пчела И собирает мед.
Логопед: А теперь музыкальная пауза - частушки.
Я решила в воскресенье, Все заданья повторить. Даже наша кошка Мурка, Научилась говорить!
Логопед к нам приходила, Говорить нас всех учила. Открывает, смотрит в рот – Ничего не разберет.
Мы играем в пулемет, Мы рычим, как рация. Не ругайте нас, идет Автоматизация!
Вот закончились муки, Мне поставили все звуки. На больничном побывал – Половину растерял.
А вчера я объясняла Маме с папой гласные. Этих взрослых обучать - Затея напрасная!
На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу. Ведь учительнице строгой Показать язык смогу!
Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку. Не ногами, не руками, А своими языками!
Не понять нам нашу Дашу: Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка, и не плов – Эта каша-то из слов!
Логопед: Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг, а теперь мы поиграем, слова наоборот называем.
Игра «Скажи наоборот»
Я скажу вам: далеко; а вы скажите близко.
Я скажу вам: высоко; а вы скажите низко.
Я скажу вам хорошо; вы скажите плохо.
Я скажу вам широко; а в ответ вы узко.
Я скажу вам грустно; а вы?…весело, в ответ.
Тараторка: Весело тут вы развлекаетесь. Поёте, играете. Я рада была познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят! Хочу поблагодарить за помощь. Но мне пора в свою сказку. До свидания!
Логопед: Чтоб хорошо учиться, Нельзя нам тут лениться.
Ребята возьмите смайлики (для выражения эмоций).
АНАЛИЗ
ЭТАПЫ
(время)
СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОММЕНДАЦИИ
Что получилось, что нет
Организационный момент (2 -3 мин)
Сюрпризный момент.
Проблемная ситуация.
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку.
Тараторка просит совет, помощь (она плохо разговаривает; во рту «каша»).
Получилось:
сформированы мотивация детей на предстоящую деятельность, дети проявляют интерес и любознательность; доброжелательное отношение и веру в собственные силы.
гимнастика выполнена на должном уровне, так как эта работа проводится логопедом в системе, т.е. на каждом занятии.
2.Дыхательная гимнастика (« Игра с ветерком» дети с логопедом выполняют дыхательные упражнения вдох-выдох носом; вдох-выдох ртом).
Получилось:
дети взаимодействуют с логопедом, качественно выполняют дыхательные упражнения.
3.Чистоговорки с движениями (чистоговорки + движения на свистящие звуки «З», «Ц»; шипящие «Ш», «Ж»; сонорные «Р», «Л»).
Получилось:
дошкольники артикулировали и произносили звуки, тем самым их закрепляли.
4. Инсценировка « Жук и оса» (встретил жук в одном лесу симпатичную осу…»).
Получилось:
сценка обогатила детей впечатлениями и показала, что нужно усердно заниматься и учиться четко, произносить звуки.
5.Д/игра « Потерянные звуки» (каждый из детей берёт по одной картинке, и кладёт ее в соответствующую корзиночку на соответствующий звук, например тигр рычит – значит сюда нужно сложить картинки, которые начинаются на звук «р», змея шипит – картинки, начинающиеся на звук «ш», жук жжужит – картинки на звук «ж»).
Получилось: любимое занятие детей; выполнено без заминки.
7. Д/игра « Доскажи словечко»
( игра-обманка:
Зимой в берлоге видит сон Лохматый, косолапый…(слон)…медведь).
Суть игры заключается в том, что ребенок, слушает стишок и хочет ответить в рифму, а ответ не верный. Здесь, прежде чем ответить, надо подумать.
Не получилось: некоторые дети отвечали в рифму.
8. Музыкальная пауза – частушки
(Дети исполняют частушки «Логонаука»).
Получилось: дети с восторгом пропели частушки, так как задействованы и были непосредственными участниками, а не слушателями.
9.Д/игра «Скажи наоборот».Дети используют в речи слова, противоположные по смыслу (Я скажу вам: далеко; а вы скажите близко).
Получилось: воспитанники логопункта справились с этим сложным заданием.
Рефлексия
(2 мин)
Чтоб хорошо учиться, Нельзя нам тут лениться.
Получилось: сформирована мотивация детей на ЗБР (зону ближайшего развития).
ВЫВОДЫ: (что учесть на будущее при проведении таких мероприятий)
В целом развлечение прошло успешно. Дети смогли проявить самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах. При организации мероприятия, мы, подразумевали привлечь каждого ребёнка и совершенствовать практические умения и навыки. Воспитанники, нашего логопункта, реализовали себя и свою потребность в общении.
На будущее при проведении таких мероприятий нужно учесть:
1. Тщательную подготовку к проведению дидактических игр, непосредственно:
объяснение хода игры;
определение роли логопеда в игре, его участия в качестве играющего.