Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных» »
Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных»
« Любознательность или любопытство»
Цели:
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Форма проведения:
Круглый стол.
План проведения:
1)Сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
2)Вступительная часть собрания.
3)Чтение и обсуждение ответов детей.
4)Решение педагогических ситуаций.
5)Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
6)Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап
Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.
Показ детьми сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.
Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развити
Вступительная часть собрания
Ведущий:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Ведущий:
Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
Решение педагогических ситуаций.
Ведущий:
1)Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
2)Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
3)Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
4)Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.
5) Мама моет посуду . Маша 4 года стоит рядом наблюдает, а затем обращается к маме: « я могу также вымать посуду, разреши мне».
Определите , каково мотив поведения в этой ситуации?
6) воспитатель старшей группы д/с попросила одну из мам рассказать о своей работе. Мама пришла в назначенное время празднично одетая, принесла фотографии своих коллег. Она рассказала о работе, о том как, помогают друг другу. Дети с интересом выслушали ее рассказы, с любопытством рассматривали фотографии и задавали много вопросов.
(основой мотивом поведения детей в этой ситуации- проявление интереса к миру взрослых)
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.
я.
Ведущий:
Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?
Обсуждение.
А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.
Подведение итогов собрания. Чаепитие.
Приложение
Вопросы для детей
Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома? Чем вы любите заниматься больше всего? Почему? Принимают ли участие взрослые в ваших играх? Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. Научите ребенка играть в шахматы или шашки. Проводите в семье различные конкурсы. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу. Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. Научите ребенка играть в шахматы или шашки. Проводите в семье различные конкурсы. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу. Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. Научите ребенка играть в шахматы или шашки. Проводите в семье различные конкурсы. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу. Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка. Научите ребенка играть в шахматы или шашки. Проводите в семье различные конкурсы. Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки. Проводите постоянные прогулки на природу. Мастерите с детьми поделки из природного материала. Поощряйте экспериментирование детей. Читайте детям природоведческую литературу.