Сценарий образовательной деятельности в разновозрастной группе детей 5-7 лет. Тема :"Зимняя картина"
Сценарий образовательной деятельности в разновозрастной группе детей 5-7 лет. Тема :"Зимняя картина"
Занятие разработано по технологии деятельностного метода "Ситуация". Знакомит детей с понятием эскиз, на занятии используются разнообразные художественные средства, с помощью которых дети проявляют свое творчество. А так же знакомятся с работами русских художников. Формируется опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством взрослого. Закрепляются признаки зимы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий образовательной деятельности в разновозрастной группе детей 5-7 лет. Тема :"Зимняя картина" »
Сценарий образовательной ситуации в разновозрастной группе детей 5 – 7 лет.
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Тема: «Зимняя картина»
Цель: Формирование представлений об эскизе, как этапе планирования при рисовании картины
Образовательные задачи:
-формировать представление о способе создания эскиза, как этапе планирования при рисовании картины ( создавать набросок простым карандашом);
-развивать композиционные умения, проводя линию горизонта, передавая пропорциональные отношения между объектами, передавать особенности зимней природы;
-побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства;
-закреплять знания о признаках зимы, активизировать в речи употребление прилагательных, характеризующих особенности зимней природы;
-формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
-тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.
Логическая основа образовательной ситуации:
Новое знание – создание эскиза ( карандашного наброска )
Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь друзьям из Африки увидеть русскую зиму.
Причина затруднения детей – незнание способа создания эскиза рисунка.
Цель деятельности детей – («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь своим друзьям увидеть красоту зимы.
Цель деятельности детей на этапе открытия нового знания – научиться создавать карандашный набросок ( эскиз)
Результат –освоение создания эскиза, как этапа планирования работы при рисовании.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин русских художников , наблюдения в природе за красотой деревьев, снежного покрова, составление рассказов по картинам, дидактическая игра «Составь пейзаж».
Материалы к занятию:
-Слайды «Как создавать эскиз», «картинная галерея», «Письмо»
-листы формата А-4, тонированные и белые, картон черного, синего, голубого цвета; простые карандаши, ластики, клеевые кисти, кисти №3, ватные палочки, белые салфетки, пластилин, шерстяные нитки белого, черного, голубого цвета, соль «экстра», стаканчики с водой, клей – карандаш, клей ПВА.
-
1.Введение в игровую ситуацию
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Воспитатель собирает детей около себя .
- Ребята у вас есть любимое время года? Почему вы его любите?
- Я сегодня неслучайно завела этот разговор. Вчера я получила письмо от наших друзей из Африки. Хотите узнать, что там написано? Тогда подойдем к экрану.
Дети подходят к компьютеру.
На экране изображение темнокожих детей и текст письма:
«Здравствуйте ребята ! Привет вам из солнечной Африки! В нашей стране круглый год стоит жара и никогда не бывает зимы. Но нам так хочется ее увидеть .Помогите нам, пожалуйста! Заранее вас благодарим!
-Вы хотите им помочь?
- Как вы сможете помочь этим детям?
Выслушиваются все варианты детей.
- Отличная идея нарисовать зимнюю картинку!
-А скажите мне, кто создает картины? (художник)
2.Актуализация знаний детей. .Образовательные задачи: актуализировать знания детей по теме зима, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.
Сейчас мы отправимся в художественную галерею и полюбуемся зимними пейзажами, которые создали русские художники.
Звучит музыка и дети просматривают произведения известных художников.
Перед вами работы известных русских художников: Саврасова, Левитана, Васнецова.
-Что объединяет все эти картины?
-Что вы видите на этих картинах? (на этих картинах изображен лес, деревья)
Н а всех картинах изображен зимний пейзаж, природа зимой.
-Скажите, зимний лес он какой?
-Обратите внимание на то, как художник изобразил деревья. Кроны деревьев заснеженные, ветви под тяжестью снега пригнулись к земле, снежные веточки блестят на солнце, можно сказать, что деревья «утонули» в сугробах.
А вот какими словами описал зимний лес русский поэт Федор Тютчев:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит!
- А что вы можете сказать о красоте русской зимы? (снежная, морозная, вьюжная, студеная, белая, серебристая, холодная, белоснежная, волшебная…)
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте зимы? (с помощью красок, цвета).
- Что бы вы хотели изобразить на своих картинах?
Всем художникам пришлось много учиться и много рисовать, изображая предметы так, чтобы они выглядели, как настоящие.
- Наша работа непростая и ответственная, поэтому мы должны подойти к ней как профессионалы
- Настоящие художники обычно начинают свою работу с эскиза.
- Я предлагаю и вам начать работу с эскиза. Выбирайте фон для своей картины. Можете приступать .
3. Затруднение в ситуации.Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности, выявления места и причины затруднения.
- У всех получилось сделать эскиз зимней картинки?
Воспитатель может задать этот вопрос и индивидуально каждому из детей.
- Почему не получилось? (потому что мы не знаем, что такое эскиз и как его создавать)
-Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (научиться создавать эскиз рисунка)
4. «Открытие» нового знания. Образовательные задачи: познакомить детей с понятием «эскиз», его назначением.Формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
- А что делать, если ты чего-то не знаешь? (Нужно спросить, у того, кто знает ; посмотреть в интернете , найти ответ в книге)
- Я предлагаю посмотреть на экран.
Подходите к экрану.
«Эскиз – это набросок простым карандашом, такой рисунок можно поправить при помощи ластика, поэтому все линии должны наноситься слегка.»
- Как вы думаете, для чего нужно делать эскиз или набросок рисунка? (Чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги, соблюдая размер и соотношение тех предметов, которые вы будете рисовать)
Слайд 1.
«Сначала надо выбрать, как вы расположите лист бумаги.
Слайд 2.
«Затем легким нажимом карандаша проводим линию разделяющую небо и землю.»
Слайд 3.
«Далее намечаем на листе тонкими линиями те места, где будут находиться деревья»
Слайд 5. «Дальше рисуем 2-3 крупных ветки. Обращаем внимание на то, что те предметы, которые находятся ближе к нам, мы рисуем крупными, а те, что находятся далеко от нас – маленькими.»
Слайд 6. «Завершаем работу прорисовкой деталей: мелкие веточки у дерева, которое находится ближе к нам, ствол, кора, сугробы, небо, солнце, облака, тучи. Проверяем правильность нарисованного эскиза, исправляем с помощью ластика, если что – то не получилось.»
Когда эскиз готов, можно приступать к закрашиванию.
Воспитатель обращается к детям:
- А теперь вы представьте себя снежинками . Под красивую музыку «снежинки» будут летать, кружиться в воздухе, когда музыка закончится вы займете свои рабочие места.
5. 5. Введение нового знания в систему знаний. Образовательные задачи: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: создавать эскиз для получения красивого, правильного изображения, в частности. зимнего пейзажа.
Ребята, вы такие творческие, находчивые, трудолюбивые, что вам не составит труда изобразить зиму самой разной и красивой. С чего вы начнете работу над картиной? ( С эскиза) Когда вы создадите эскиз возьмете на этом столе, необходимые материалы, чтобы ваша картина выглядела особенно красиво.
- Можете приступать к работе.
Дети проговаривают свои действия в индивидуальном порядке.
Детям предоставляется самостоятельность.
6.Осмысление. Образовательная задача:формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили его достичь.
- Ребята, вы смогли нарисовать красивые картины о зиме?
-Какие новые знания дали вам возможность помочь нашим друзьям из Африки? (нам помогло то, что мы научились создавать эскиз)
- Я рада, что вы научились создавать эскиз перед тем как рисовать картину. Поэтому ваши картины получились такие замечательные.
Когда работы подсохнут мы положим их в конверт и отнесем на почту.
- Вы молодцы! Теперь мы сможем отправить эти красивые картины нашим друзьям.