Сценарий РМО "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"
Сценарий РМО "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"
Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потребностям детей и ожиданиям родителей. Поэтому создание и внедрение инновационных идей является обязательным условием развития современного детского сада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий РМО "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"»
Сценарий районного методического объединения.
Тема: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"
Цели:
- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогических технологий обучения дошкольников;
совершенствовать поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательного учреждения;
- систематизировать знания педагогов по проблеме использования современных педагогических технологий в практике работы с детьми.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей детей, творческо-поисковый компонент.
Изменения в дошкольном образовании связаны с вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, введением ФГОС дошкольного образования с 1 января 2015 года. Какие же именно перемены произошли? Давайте попробуем назвать.
1) Дошкольное образование – первая ступень общего образования. 2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. 3) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. 4) Сотрудничество с семьей. 5) Поддержка инициативы детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6) Индивидуализация образования. 7) Образовательная программа – основной нормативный документ, при реализации которой должны соблюдаться требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
С введением вышеперечисленных изменений возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Движущей силой развития дошкольной организации становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Постоянный творческий поиск, освоение новых педагогических и информационных технологий - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.
Ребенок воспитывается разными случайностями,
его окружающими.
Педагогика должна дать направление
этим случайностям.
(В. Ф. Одоевский - писатель, мыслитель эпохи романтизма).
Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала и направлено на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Как уже было сказано, основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Экспресс-опрос.
Последнее время при освещении вопросов современного дошкольного образования мы постоянно слышим термины: «педагогическая технология», «современные технологии ДО», «инновации», «инновационные технологии в ДОУ».
- Вопрос: «Что такое метод?»(метод – это совокупность приемов и операций; способ достижения какой-либо цели. Например, метод обучения – это способ совместной деятельности детей и взрослого, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков. Метод воспитания - взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников, направленная на достижение целей воспитания).
- Вопрос: «Что такое методика?» (методика – это совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. Например, методика обучения грамоте).
- Вопрос: «Что такое педагогическая технология?»(Педагогическая технология – это оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы).
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве(толковый словарь).
«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачёв).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая.
Образовательная технология - это прежде всего, системный подход создания, применения и определения и определения всего процесса обучения и освоения.
Педагогические технологии классифицируются на:
традиционные и инновационные.
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.
Что же такое инновационные технологии? – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Основные критерии педагогической технологии:
концептуальность
системность
управляемость
эффективность
воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
И мы с Вами, уважаемые коллеги, успешно применяем в своей работе различные образовательные технологии, соответствуя современным требованиям к организации педагогического процесса.
Сегодняшний семинар посвящен не изучению современных образовательных технологий – вы их прекрасно знаете, а именно актуализации ваших знаний о них.
ЗАДАНИЯ. Итак, первая технология:
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. (Здоровьесберегающие технологии)
Здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Без здоровья все другие ценности не в радость. Здоровье в человеке заложено природой. И задача каждого из нас сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования (технология проектной деятельности).
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
СООБЩЕНИЕ "Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста".
Цель данной технологии - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции (социальные, коммуникативные, информационные, интеллектуальные), способность к исследовательскому типу мышления. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. (Технология исследовательской деятельности)
Человек познает окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Как отмечают Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения.
Детское «экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером, позже была адаптирована к дошкольному возрасту. - (ТРИЗ)
Информационно-коммуникационные технологии.
В последние годы современные инновационные ИКТ-технологии занимают главенствующую позицию в дошкольном образовании: они широко применяются для организации непосредственной воспитательной и методической работы. Педагоги, успешно овладевшие азами компьютерной грамотности, могут открыть для воспитанников широкий круг возможностей, и дело не ограничивается исключительно показом презентаций и обучающих роликов.
Главное условие внедрение ИКТ в детском саду — соблюдение режима компьютерной безопасности, популяризация основ которой является еще одним направлением для взаимодействия с родителями.
Средства ИКТ:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Принтер.
4. Видеомагнитофон, DVD плейер
5. Телевизор.
6. Магнитофон.
7. Фотоаппарат.
8. Видеокамера.
9. Интерактивные доски.
Отдельного внимания заслуживает практика использования в ДОУ интерактивной доски — уникального образовательного инструмента, который, к большому сожалению, остается малодоступным ввиду высокой стоимости.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.
СООБЩЕНИЕ "Интерактивная доска как средство активизации познавательной активности детей".
Работа с интерактивной доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр;
просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
разбор проблемных ситуаций;
совместное творчество и др.
При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала.
Эта технология ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий для взаимодействия с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя (Личностно-ориентированные технологии).
В дошкольной педагогике к наиболее значимым относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Вопрос: каков ведущий принцип личностно-ориентированного воспитания?
Ведущий принцип – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Мировая практика доказывает, что психологическая безопасность ребенка благотворно сказывается на уровне познавательной активности, инициативности, позволяет воспитывать всесторонне развитых, толерантных, творческих ребят, демонстрирующих уважительное отношение к взрослым и сверстникам. Успешными примерами внедрения инновационных личностно-ориентированных технологий в образовании в ДОУ по ФГОС является изменение содержания ключевых режимных моментов. Так, утренний сбор, который большинство воспитателей воспринимают исключительно как организационный момент, можно использовать как отправную точку в распорядке дня, позволяющую создать предпосылки для доверительного общения и установления комфортного микроклимата в детском коллективе. Педагог, поощряя детей к рассказу об отдельных событиях, впечатлениях, эмоциональных переживаниях, активизирует механизмы межличностного общения, учит малышей выражать свое отношение к той или иной ситуации, проявлять терпимость, внимательность по отношению к сверстникам, анализировать собственный жизненный опыт и отстаивать свои суждения, что обеспечивает высокий уровень индивидуализации воспитания.
Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Игровая технология.
Игра является основным способом знакомства с окружающим миром, поэтому по ФГОС инновационные игровые технологии в ДОУ должны оставаться основой воспитательной деятельности. Организованная игровая активность несет большой познавательный потенциал - в числе игр следует выделить те упражнения, которые позволяют дошкольникам: выделять отдельные признаки предметов, проводить простейшую классификацию («Найди лишнее», «Съедобное-несъедобное»); действовать в соответствии с заданными правилами, знакомясь с принципами социального взаимодействия (сюжетно-ролевые игры); отличать вымысел от реальности (творческие игры); развивать коммуникативные навыки, скорость реакции, внимательность (подвижные игры, игры на смекалку).
Также можно выделить игровые технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей:
«Сказочные лабиринты игры» В. Воскобович
технология развивающих игр Б.П. Никитина
технология «Блоки Дьенеша»
технология «Палочки Кюизенера»
СОБЩЕНИЕ "Квест - игра как средство организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС".
ВЫВОД. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Эта технология позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Это досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога (Портфолио педагога).
Заключение:
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе, а также профессиональную самореализацию педагогов.
«Человек не может по настоящему
усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться
другим».
(Ч. Диккенс)
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Список использованной литературы:
Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с