Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника в старшей группе "День шахмат"»
Сценарий праздника в старшей группе «День шахмат»
Цель: прививать детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с настольной игрой «Шахматы», учить соотносить название фигуры с её внешним видом. Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске. Развивать воображение, мышление, внимание, пространственную ориентацию. Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать с группой детей.
Ход занятия:
СЛАЙД 1
Ведущий: Сегодня, дети, мы с вами совершим волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.
Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить полям, Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнит ряд, Пешек их прикрыл отряд, Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою.
Ведущий: Дети сейчас я хочу познакомить вас сказкой.
СЛАЙД 2
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Когда индийский раджа Шерам впервые познакомился с шахматами, так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его подданым, раджа позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую просьбу и был удивлен, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. Мудрец попросил дать столько зерен пшеницы, сколько придется на все клетки шахматной доски, причем на каждую последующую клетку вдвое больше, чем на предыдущую: на первую-одно, на вторую-два, на третью-четыре, на четвертую-восемь, на пятую-шестнадцать, на шестую-тридцать два. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!
Вопросы:
- Кто придумал шахматы? (мудрец)
- Какая страна считается Родиной шахмат? Почему? (Индия. Потому что мудрец, придумавший шахматы, жил в Индии.)
- Почему падишаху понравилась эта игра? (Потому что она увлекла его и заинтересовала.)
- Что затребовал мудрец за свою игру? (Зерно)
- Смог ли падишах рассчитаться с мудрецом? Почему? (Падишах не смог рассчитаться с мудрецом, так как такого количества зерна не нашлось бы в целом мире.)
Ведущий:
СЛАЙД 3
В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король - Его хранит отряд.
Давайте познакомимся с шахматными фигурами. Если кто знает, помогайте мне.
СЛАЙД 4
Король
Запомни основную роль
Играет в шахматы король!
У короля короткий шаг,
Он осторожен близок враг…
Когда ему объявят шах-
Сигнал тревоги, но не крах.
А если он получит мат,
Сдастся сразу весь отряд!
СЛАЙД 5
Королева(ферзь) Ферзь тяжелая фигура, Слишком тонкая натура. Самый сильный Ферзь и быстрый Стал он шахматным министром. «Очень я люблю на ужин Что-то вкусное покушать. Беззащитная Ладья? Проглочу - ка ее я!»
СЛАЙД 6
Пешка А пехота, как всегда, Впереди идёт она! Пешка с пешкою плечом Движутся всегда ладком. Все мечтают, как одна, Дослужиться до ферзя! Одному лишь я не рад – Ей нельзя ходить назад. Ходит прямо, рубит в бок, Не бывает ход широк. Лишь однажды, первым ходом, Через клетку переходит. На проходе может сбить. Будут знать куда ходить
СЛАЙД 7
Конь Конь – коварная фигура. У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок! Делает такой кульбит- Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом, Перепрыгнул между делом- Поле чёрное под ним. За конём следи чужим!
СЛАЙД 8
Слон
Он на слона похож едва ли Хотя зовём его мы - слон. Своей родной диагонали Всегда, как рыцарь, верен он! Похожий на солдата в каске, Слон очень любит делать связки!
СЛАЙД 9
Ладья Фигуру вам представлю я С красивым именем - ладья! Как танк могучий и стальной, Она несётся по прямой, Любые ей доступны дали На вертикали, диагонали. Зато умеет делать ловко Ход необычный- рокировку!
Её манёвр- сплошной кроссворд: Горизонтали, вертикали… Ладье по нраву тихий иод, Но вот удар и враг в печали!
Ведущий: Вот вам еще несколько загадок. Проверим, как вы запомнили шахматные фигуры.
СЛАЙД 10
«Доскажи словечко»:
1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска).
2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).
3. Играет не простую роль Его величество_________(король).
4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово_______(шах).
5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а____(мат).
Ведущий: а сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильма «Фикски. Шахматы»
Ведущий: Молодцы дети, вы все запомнили, как называются шахматные фигуры.
«Шахматная эстафета: Поставь шахматную фигуру» Дети, вы любите играть в прятки? Вот и придворные фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.
Ведущий: Молодцы ребята, а теперь предлагаем вам мастер – класс по изготовлению шахматной доски.