Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к нам пришёл Наум»»
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.
«В гости к нам пришёл Наум»
Материал и оборудование.
Проектор и экран. Сундучок с пластиковыми буквами; элементы букв; подручный материал (палочки, элементы конструктора, пластилин, полоски картона или бумаги, тесьма, ленты, нитки). Дощечки (картонки), покрытые пластилином и деревянные палочки. Шапочка или ободок «Солнце», лента.
Действующие лица:
Василиса Премудрая – ведущая праздника.
Первый Скоморох.
Второй Скоморох.
Гонец.
Зал декорирован под русскую избу. Под русскую народную мелодию вбегают Скоморохи.
Первый Скоморох:
Эй, люди добрые! От дел оторвитесь!
К нам поторопитесь!
Собирайся народ!
Праздник сегодня каждого ждёт!
Второй Скоморох:
Мы зовём к себе тех,
Кто любит не только смех,
А тех, для кого
Ученье превыше всего!
Первый Скоморох:
Слушай объявление! Для глухих без повторения!
Второй Скоморох:
Эге-гей, собирайся, народ, в гости Наум Грамотник идет!
Входит Василиса Премудрая, кланяясь, здоровается.
Василиса Премудрая:
Здравствуйте, люди добрые,
Здравствуйте, славны молодцы!
День сегодня особенный -
День Наума Грамотника!
Отметим мы сегодня старинный русский праздник, который посвящался обучению грамоте. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. На день Наума отдавали в учение детей, условливались с приходским дьячком или другим лицом. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашних птиц.
Вот и поговорки о нём сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.
Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.
Почитай учителя как родителя, да уму-разуму учись!
Василиса Премудрая:
Ребята, вспомним пословицы и поговорки о грамоте, учёбе, знаниях. Я начинаю пословицу, а тот, кто её припомнил, продолжит.
Грамоте учиться - (всегда пригодится)
Век живи - (век учись)
Тяжело в учении - (легко в бою)
Красна птица пером, а (человек умом)
Ученье – свет, а (неученье – тьма)
Ученье лучшее (богатство)
Первый Скоморох:
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Второй Скоморох:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Василиса Премудрая:
А теперь вместе со мной!
(Василиса проговаривает слова и показывает сопутствующее движение, присутствующие повторяют за ней)
Будешь грамоте учиться,
Хлопки в такт.
Всегда в жизни пригодится.
Притопы в такт.
Много добрых светлых дум
Хлопки в такт.
Дарит грамотей Наум!
Притопы в такт.
Первый Скоморох показывает детям сундучок: В гости к нам пришел Наум , Навести детей на ум.
Второй Скоморох:
А Наум-то с сундучком! Что запрятано-то в нём?
Первый Скоморох Может, в нем таится клад, И сокровища лежат? Василиса Премудрая: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.
Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их отгадает.
Правильно, это буквы! Буквы живут в алфавите по порядку, помогайте мне и запоминайте алфавит!
А Б В Г Д Е Ё -
Правая рука вперёд с указательным пальцем.
Постираем всё бельё.
Движения руками влево – вправо.
Ж З И Й К Л М –
Правая рука вперёд с указательным пальцем.
Апельсинку быстро съем.
Ладони сложены в форме шара – «апельсин».
Н О П Р С Т У –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Погуляем на мосту.
Шагают.
Ф Х Ц Ч Ш Щ -
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Ах, какая чаща!
Разводят руки в стороны.
Ъ Ы Ь –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Не запомнятся никак!
Поднимают плечи
Э Ю Я –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Вот и все наши друзья!
Берутся за руки.
Дети вытягивают из сундучка по букве, называют их, составляют из знакомых букв слова. Скоморохи им помогают.
Первый Скоморох:
А что это?
На экране или на доске - старорусский алфавит. Обратить внимание детей на внешний вид букв и их значение.
Василиса Премудрая:
А вот как называли буквы раньше на Руси.
Вместе со мной! Помогите мне припомнить некоторые старорусские буквы!
Аз, буки – бери указку в руки.
Указательные пальцы обеих рук вверх,
остальные пальцы в кулак.
Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.
Большие пальцы обеих рук сцеплении в «замок»,
остальные пальцы растопырены – крылышки.
Ер, еры – упал дедушка с горы.
Кончики пальцев обеих рук соединены – «гора»
Аз, буки – вот и все науки.
Сжимают и разжимают кулачки
Василиса Премудрая: А знаете, с помощью чего писали в старину?
(Если дети затрудняются, Скоморохи показывают и поясняют)
Первый Скоморох:
Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы.
Второй Скоморох:
Писала — костяные, деревянные палочки с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу. Легко ли было писать детям в старые времена? Сейчас узнаем.
Игра «Напиши слово».
Детям (или желающим) раздаются дощечки (картонки), покрытые тонким слоем пластилина и деревянные палочки. Предлагают «написать» знакомые буквы или небольшие слова.
Василиса Премудрая:Ребята, в старину, не только буквы назывались по-другому, но и некоторые предметы, вещи, части тела человека назывались иначе.
Игра «Объяснялки».
Василиса Премудрая проговаривает слова, дети объясняют значение слов, скоморохи показывают картинки называемых предметов, имитируют и обыгрывают их.
Перст - палец, уста - губы, десница – правая рука, чело – лоб, око – глаз. Хоромы - деревянное жилое строение; палица - палка, дубинка; кочет -петух.
Василиса Премудрая:
Умницы, отлично! Грамотей Наум будет доволен, давайте ещё поиграем!
Игра «Буква поломалась»
Скоморохи предлагают детям элементы нескольких букв. На элементах наклеены картинки, название которых начинается с того или иного звука. Дети группируют элементы и составляют букву.
Василиса Премудрая:
Какие вы у меня умные да разумные, а сумеете угадать, ребята, что чем будет?
Словесная игра «Что чем будет?»
Первый Скоморох:
Чем будет сосулька? (водой)
Второй Скоморох:
Чем будет бумага? (книгой, тетрадкой, альбомом)
Первый Скоморох:
Чем будет ткань? (рубашкой, платьем, постельным бельём)
Второй Скоморох:
Кем будет гусеница? (бабочкой)
Первый Скоморох:
Чем будет семечко? (растением, цветком, подсолнухом)
Второй Скоморох:
Кем будут птенец? (птицей)
Василиса Премудрая:
Дети в старину, не только буквы изучали, но мастерить любили! Мальчики были подмастерья, а девочки – рукодельницы! Вот и мы сейчас будем мастерить и рукодельничать: мальчики из подручного материала смастерят буквы – «домики» для согласных звуков, а девочки из лент, тесьмы, ниток сплетут буквы – «домики» для гласных звуков.
Дети выполняют задание, рассказывают, кто какую букву смастерил.
Василиса Премудрая:
Делу – время, а потехе – час! Пришло время повеселиться!
Проводятся подвижные игры по желанию детей или предлагаются следующие:
Игра «Заря-заряница»
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь!
Ход игры.
Играющие стоят по кругу, Василиса Премудрая и Первый Скоморох произносят текст, дети приговаривают. Водящий - Второй Скоморох - с лентой в руке идёт по кругу. На последние слова водящий останавливается между двумя играющими, они бегут в разные стороны вдоль круга. Кто первый возьмет ленточку, тот и победитель и становится водящим. Игра повторяется.
Игра «Солнце».
В центре круга – «солнце» (на голову Первому скомороху или желающему ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Василиса Премудрая, Второй Скоморох и дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Игра "Калачи"
Василиса Премудрая, Скоморохи и дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
Игра «Золотые ворота»
Проходите господа
В золотые ворота.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ход игры.
Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется три человека. Во время игры звучит весёлая народная музыка.
Звучать фанфары, входит гонец и читает наказ.
Наказ Наума - Грамотника
1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.
2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.
3. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
Праздник заканчивается подвижной игрой «Как нам Грамотей Наум»
Первый Скоморох в центре круга. Василиса Премудрая, Второй Скоморох и дети идут по кругу и произносят слова.
Как -то Грамотей Наум
Прикатил подарков куль.
Он и пел, и плясал,
Нам подарки обещал.
А мы дружно голосили
И Наума всё просили:
«Покажи подарок мой,
А хочу я вот такой!»
Дети изображают загаданные подарки, водящий отгадывает.