kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к нам пришёл Наум»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.

«В гости к нам пришёл Наум»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к нам пришёл Наум»»

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.

«В гости к нам пришёл Наум»

Материал и оборудование.

Проектор и экран. Сундучок с пластиковыми буквами; элементы букв; подручный материал (палочки, элементы конструктора, пластилин, полоски картона или бумаги, тесьма, ленты, нитки). Дощечки (картонки), покрытые пластилином и деревянные палочки. Шапочка или ободок «Солнце», лента.

Действующие лица:

Василиса Премудрая – ведущая праздника.

Первый Скоморох.

Второй Скоморох.

Гонец.

Зал декорирован под русскую избу. Под русскую народную мелодию вбегают Скоморохи.

Первый Скоморох:

Эй, люди добрые! От дел оторвитесь!

К нам поторопитесь!

Собирайся народ!

Праздник сегодня каждого ждёт!

Второй Скоморох:

Мы зовём к себе тех,

Кто любит не только смех,

А тех, для кого

Ученье превыше всего!

Первый Скоморох:

Слушай объявление! Для глухих без повторения!

Второй Скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ, в гости Наум Грамотник идет!

Входит Василиса Премудрая, кланяясь, здоровается.

Василиса Премудрая:

Здравствуйте, люди добрые,

Здравствуйте, славны молодцы!

День сегодня особенный -

День Наума Грамотника!

Отметим мы сегодня старинный русский праздник, который посвящался обучению грамоте. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. На день Наума отдавали в учение детей, условливались с приходским дьячком или другим лицом. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашних птиц.

Вот и поговорки о нём сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.

Звучать фанфары, входит гонец и читает наказ.

Гонец:

Наказ Наума – Грамотника девицам и молодцам.

Указываю:

Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!

Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.

Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.

Почитай учителя как родителя, да уму-разуму учись!

Василиса Премудрая:

Ребята, вспомним пословицы и поговорки о грамоте, учёбе, знаниях. Я начинаю пословицу, а тот, кто её припомнил, продолжит.

  1. Грамоте учиться -           (всегда пригодится)

  2. Век живи -                       (век учись)

  3. Тяжело в учении -           (легко в бою)

  4. Красна птица пером, а     (человек умом)

  5. Ученье – свет, а (неученье – тьма)

  6. Ученье лучшее (богатство)

Первый Скоморох:

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Второй Скоморох:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Василиса Премудрая:

А теперь вместе со мной!

(Василиса проговаривает слова и показывает сопутствующее движение, присутствующие повторяют за ней)

Будешь грамоте учиться,

Хлопки в такт.

Всегда в жизни пригодится.

Притопы в такт.

Много добрых светлых дум

Хлопки в такт.

Дарит грамотей  Наум!

Притопы в такт.


Первый Скоморох показывает детям сундучок:
В гости к нам пришел Наум , Навести детей на ум.

Второй Скоморох:

А Наум-то с сундучком! Что запрятано-то в нём?

Первый Скоморох Может, в нем таится клад, 
И сокровища лежат?
Василиса Премудрая: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.

Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их отгадает.

Правильно, это буквы! Буквы живут в алфавите по порядку, помогайте мне и запоминайте алфавит!

А Б В Г Д Е Ё -

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Постираем всё бельё.

Движения руками влево – вправо.

Ж З И Й К Л М –

Правая рука вперёд с указательным пальцем.

Апельсинку быстро съем.

Ладони сложены в форме шара – «апельсин».

Н О П Р С Т У –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Погуляем на мосту.

Шагают.

Ф Х Ц Ч Ш Щ -

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Ах, какая чаща!

Разводят руки в стороны.

Ъ Ы Ь –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Не запомнятся никак!

Поднимают плечи

Э Ю Я –

Правая рука вперёд с указательным пальцем

Вот и все наши друзья!

Берутся за руки.

Дети вытягивают из сундучка по букве, называют их, составляют из знакомых букв слова. Скоморохи им помогают.

Первый Скоморох:

А что это?

На экране или на доске - старорусский алфавит. Обратить внимание детей на внешний вид букв и их значение.

Василиса Премудрая:

А вот как называли буквы раньше на Руси.

Вместе со мной! Помогите мне припомнить некоторые старорусские буквы!

Аз, буки – бери указку в руки.

Указательные пальцы обеих рук вверх,

остальные пальцы в кулак.

Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.

Большие пальцы обеих рук сцеплении в «замок»,

остальные пальцы растопырены – крылышки.

Ер, еры – упал дедушка с горы.

Кончики пальцев обеих рук соединены – «гора»

Аз, буки – вот и все науки.

Сжимают и разжимают кулачки

Василиса Премудрая: А знаете, с помощью чего писали в старину?

(Если дети затрудняются, Скоморохи показывают и поясняют)

Первый Скоморох:

Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы.

Второй Скоморох:

Писала — костяные, деревянные палочки с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу. Легко ли было писать детям в старые времена? Сейчас узнаем.

Игра «Напиши слово».

Детям (или желающим) раздаются дощечки (картонки), покрытые тонким слоем пластилина и деревянные палочки. Предлагают «написать» знакомые буквы или небольшие слова.

Василиса Премудрая: Ребята, в старину, не только буквы назывались по-другому, но и некоторые предметы, вещи, части тела человека назывались иначе.

Игра «Объяснялки».

Василиса Премудрая проговаривает слова, дети объясняют значение слов, скоморохи показывают картинки называемых предметов, имитируют и обыгрывают их.

Перст - палец, уста - губы, десница – правая рука, чело – лоб, око – глаз. Хоромы -  деревянное жилое строение; палица - палка, дубинка; кочет -петух.

Василиса Премудрая:

Умницы, отлично! Грамотей Наум будет доволен, давайте ещё поиграем!

Игра «Буква поломалась»

Скоморохи предлагают детям элементы нескольких букв. На элементах наклеены картинки, название которых начинается с того или иного звука. Дети группируют элементы и составляют букву.

Василиса Премудрая:

Какие вы у меня умные да разумные, а сумеете угадать, ребята, что чем будет?

Словесная игра «Что чем будет?»

Первый Скоморох:

Чем будет сосулька?  (водой)

Второй Скоморох:

Чем будет бумага?  (книгой, тетрадкой, альбомом)

Первый Скоморох:

Чем будет ткань?  (рубашкой, платьем, постельным бельём)

Второй Скоморох:

Кем будет гусеница?  (бабочкой)

Первый Скоморох:

Чем будет семечко? (растением, цветком, подсолнухом)

Второй Скоморох:

Кем будут птенец? (птицей)

Василиса Премудрая:

Дети в старину, не только буквы изучали, но мастерить любили! Мальчики были подмастерья, а девочки – рукодельницы! Вот и мы сейчас будем мастерить и рукодельничать: мальчики из подручного материала смастерят буквы – «домики» для согласных звуков, а девочки из лент, тесьмы, ниток сплетут буквы – «домики» для гласных звуков.

Дети выполняют задание, рассказывают, кто какую букву смастерил.

Василиса Премудрая:

Делу – время, а потехе – час! Пришло время повеселиться!

Проводятся подвижные игры по желанию детей или предлагаются следующие:

Игра «Заря-заряница»

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь!

Ход игры.

Играющие стоят по кругу, Василиса Премудрая и Первый Скоморох произносят текст, дети приговаривают. Водящий - Второй Скоморох - с лентой в руке идёт по кругу. На последние слова водящий останавливается между двумя играющими, они бегут в разные стороны вдоль круга. Кто первый возьмет ленточку, тот и победитель и становится водящим. Игра повторяется.

Игра «Солнце».

В центре круга – «солнце» (на голову Первому скомороху или желающему ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Василиса Премудрая, Второй Скоморох и дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра "Калачи"

Василиса Премудрая, Скоморохи и дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

Игра «Золотые ворота»

Проходите господа

В золотые ворота.

Первой мать пройдёт

И детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ход игры.

Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется три человека. Во время игры звучит весёлая народная музыка.

Звучать фанфары, входит гонец и читает наказ.

Наказ Наума - Грамотника

1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.

3. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

Праздник заканчивается подвижной игрой «Как нам Грамотей Наум»

Первый Скоморох в центре круга. Василиса Премудрая, Второй Скоморох и дети идут по кругу и произносят слова.

Как -то Грамотей Наум

Прикатил подарков куль.

Он и пел, и плясал,

Нам подарки обещал.

А мы дружно голосили

И Наума всё просили:

«Покажи подарок мой,

А хочу я вот такой!»

Дети изображают загаданные подарки, водящий отгадывает.

Василиса Премудрая:

Пришло время нам прощаться,

Пришло время расставаться,

Не забудьте про указ,

Наума Грамотника наказ!

Первый Скоморох:

Всем желаем мы добра!

Второй Скоморох:

До свиданья, детвора!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста. «В гости к нам пришёл Наум»

Автор: Хворова Елена Витальевна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства