расширять представление детей о многообразии космоса;
рассказать детям интересные факты о космосе;
активировать познавательные и мыслительные процессы;
развивать активность и инициативность;
воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающего мира;
учить внимательно слушать взрослых и сверстников;
вовлечь родителей в образовательное пространство детского сада
Действующиелица
Взрослые:воспитатель, родители.
Дети:воспитанники.
Ход образовательного квеста
Мотивация
Воспитатель: Приветствую участников сегодняшней встречи! (Читаетрефренстиха«Маршюныхкосмонавтов»С.Михалковаизпьесы«Перваятройка,илиГод2001»). Кто эти «отважные люди»? (Детиотвечают:«Космонавты».)Какой праздник отмечают 12 апреля в нашей стране и почему? (Детиотвечают.)Пока мы говорили о празднике, к нам упал космическийкамень. (Показывает кинетический песок.) Смотрите, записка! (Разворачивает,читает).
Посланиевлунномкамне. Космические пираты напалина Солнечную систему! Они перепутали все планеты и хотят погасить мои лучи! Может произойти космическая катастрофа! Нужна ваша помощь! (Солнце).
Воспитатель предлагает участникам квеста обсудить,чтопроизойдет,еслиСолнцепогаснет.
Воспитатель: Итак, космические пираты мечтают захватить Солнечную систему. Поможем Солнцу справиться с ними? (Дети отвечают.) Пусть они сильные и коварные, мы все равно победим, потому что мы – дружная команда! Не испугаетесь дальнего полета? (Дети отвечают.) Надо торопиться, ведь злодеи не дремлют! Но сначала надо решить, на чем мы полетим. Скажите, какие летательные аппараты изобрели люди за свою историю?
Воспитатель: Как вы думаете, какой летательный аппарат подойдет нам?
Дети:Космический корабль!
Воспитатель:Тогда отправляемся в Центр ракетостроения, чтобы построить его.
Центр ракетостроения Дети вместе с родителями строят космическийкорабльизподручныхматериалов.
Воспитатель:А что нужно, чтобы не заблудиться на просторах Солнечной системы?
Дети(например):Нужна карта с планетами.
Воспитатель: Но карты у нас пока нет! С бортового компьютера пропали все карточки с координатами планет. Наверное, космические пираты не хотят, чтобы мы попали в космос и навели там порядок. Давайте восстановим данные и проложим наш маршрут.
Задание «Проложи маршрут». Дети ищут по всему музыкальному залу карточки с изображением планет Солнечной системы. Затем кладут их в порядке удаления от Солнца и получают маршрут.
Воспитатель: Все планеты вы нашли, можно утвердить маршрут. Предлагаю двум родителям занять место за бортовым компьютером. (Родителисадятсяза компьютер и далее переключают слайды презентации.) Отправляемся в путь!
Подаудиозаписькомпозиции«Полетшмеля»(муз.Н.А. Римского-Корсакова) дети свободно передвигаютсяпозалу–изображаютполетвневесомости.
Воспитатель:Внимание! Первая остановка – Меркурий.
Воспитатель(зачитывает сообщение бортовогокомпьютера):Меркурий – самая маленькая и ближайшая к Солнцу планета. На нем очень жарко. Он так близко вращается вокруг Солнца, что успевает за свои сутки, то есть за один оборот вокруг своей оси, облететь вокруг звезды два раза. Так что один день на Меркурии равен двум годам на нем. (Обращаетсякдетям.) Чтобы высадиться на планету и проверить, все ли на ней в порядке, вам необходимо позаботиться о своей безопасности.
Задание «Высадка на планету». Дети придумывают и мастерят себе костюм, который защитит их от жара и агрессивной среды на поверхности Меркурия. Для этого воспитатель дает детям рулоны пищевой фольги и предлагает родителям вместе с дошкольниками выполнить задание.
Воспитатель: Ничего необычного на Меркурии мы не обнаружили, можем продолжить полет. Не забудьте захватить солнечный луч. (Детиберутпервыйсолнечныйлуч.) Вторая наша остановка – Венера. Остановка «Венера»
Воспитатель(зачитывает сообщение бортовогокомпьютера):Венера – вторая планета Солнечной системы. В ее атмосфере бушуют штормы и бьют молнии. Облака Венеры состоят в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за вулканов, которые постоянно извергаются на планете. Жить на Венере невозможно, но из-за того, что она рядом с Землей и почти такого же размера, ученые ищут способы приспособить ее для жизни. (Обращаетсякдетям.) Предлагаю осторожно высадиться и изучить, как происходит извержение вулканов.
Опыт «Извержение вулкана». Взрослые делают небольшие горки из соды на двух поддонах. Дети под руководством взрослых капают лимонный сок на содовые горки и тем самым воспроизводят «извержение вулкана».
Воспитатель:В плотной атмосфере Венеры практически ничего не видно. Но нам нужно здесь что-нибудь найти. Придется нам искать на ощупь.
Задание«Жмурки».Дети разбиваются на небольшие группы. Затем из емкостей с песком на ощупь вынимают геометрические фигуры, называют их и сортируют по форме.
Воспитатель: Порядок на Венере навели, можно двигаться дальше. Не забудьте взять солнечный луч. (Дети берут второй солнечный луч.) Посмотрите на карту: какая остановка нас ждет дальше? (Детиотвечают:Марс.) Верно, летим на Марс.
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера): Марс – четвертая планета Солнечной системы. Когда-то здесь была жидкая вода. Сейчас остались только ледяные шапки на полюсах. Жидкую воду и следы возможной жизни сейчас ищут на Марсе марсо-ходы. А еще на Марсе находится самая большая в Солнечной системе гора. Ее назвали Олимп в честь горы в Греции, на которой, по легенде, жили боги. Высота марсианской горы – 26 км, это в три раза выше Эвереста – самой высокой горы на Земле. (Обращаетсякдетям.) При подлете к Марсу бортовой компьютер принял секретное послание. Его надо расшифровать! Может, это предупреждение об опасности!
Задание«Секретноепослание».Дети и родители рассматривают послание, которое зашифровано в картинках на тему космоса. С помощью ключа они расшифровывают его: «Друзья! Все в порядке. Марсиане».
Воспитатель: На Марсе все в порядке, летим дальше. Получите солнечный луч. (Дети берут третийсолнечный луч.)
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера):Тревога! Корабль попал в пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Надо вручную проложить путь между астероидами и задать курс автопилоту.
Задание«Маршрутчерезпоясастероидов».На клетчатом поле «Коврографа МиниЛачика» В.В. Воскобовича или на клетчатом листе бумаги обозначены астероиды и безопасные точки, через которые можно пролететь и не задеть космические тела. С помощью липкой ленты на коврографе или карандашей на листе бумаги дети прокладывают путь между точками. Затем записывают с помощью цифр и стрелочек маршрут.
Воспитатель:Путь через пояс астероидов найден! Тут тоже есть солнечный луч. Возьмите его. (Детиберутчетвертыйсолнечныйлуч). Пятая остановка – Юпитер.
Воспитатель(зачитывает сообщение бортовогокомпьютера): Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. В отличие от планет между Солнцем и поясом астероидов, Юпитер – газовый гигант. На его поверхности можно увидеть огромный ураган – большое красное пятно. По размерам оно больше Земли! Говорят, что астрономы увидели и описали его триста лет назад. Хотя Юпитер и огромный, он вращается вокруг своей оси быстрее всех планет в Солнечной системе. (Обращаетсякдетям.) У Юпитера, кроме большого красного пятна, есть еще и другие пятна-ураганы. Чтобы их изучить, мы должны отправиться в атмосферу Юпитера.
Задание«ПятнанаЮпитере».Дети получают листы с цветными кляксами. Фантазируют, на что похожа их клякса, и дорисовывают ее.
Воспитатель: Вы справились с заданием! Получите солнечный луч. (Дети получают пятый солнечныйлуч.) Нас ждет шестая остановка – Сатурн.
Остановка «Сатурн»
Дети рассматривают изображение Сатурна и егоколец наслайде презентации.
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера):Сатурн – еще одна газовая планета-гигант. Оказалось, что только на Земле и Сатурне в Солнечной системе бывают полярные сияния. Сатурн известен самой крупной в Солнечной системе системой колец, которые состоят из частичек пыли и льда. Кольца есть и у других газовых планет, но только у него они такие заметные. Некоторые спутники Сатурна, которых на данный момент открыто 83, удерживают кольца на местах. За это их называют «спутники-пастухи».
Воспитатель:Нужно запустить космические разведывательные зонды, чтобы изучить кольца Сатурна.
Задание«Соревнованиенаметкость».В качестве кольца Сатурна педагог использует гимнастический обруч. Дети стараются попасть в него шариками из фольги.
Воспитатель:Кольца Сатурна мы исследовали. Получите солнечный луч. (Дети получают шестойсолнечныйлуч.) Пора лететь к седьмой остановке – на планету Уран.
Остановка«Уран»
Дети рассматривают изображение Урана на слайдепрезентации.
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера):Уран – тоже газовый гигант. Но в отличие от его «братьев», у Урана очень «невыразительный» облик – он однотонный, потому что атмосфера планеты необычайно спокойная, без больших расслоений и вихрей. Причина в том, что Уран – самая холодная планета Солнечной системы, пусть и не самая далекая от Солнца. Еще интересно, как планета вращается вокруг своей оси – единственная в Солнечной системе «лежа на боку». Уран – первая планета, которую астрономы открыли с помощью телескопа. (Обращаетсякдетям.) Мы с вами давно в пути, пора подкрепиться. На борту космического корабля много еды, но нам подойдет только полезная.
Задание «Полезная и вредная еда». Дети получают тюбики с «космической едой», к которым приклеены картинки с вредной и полезной пищей. Сортируют тюбики, затем объясняют свой выбор.
Воспитатель:Ребята, смотрите, на поверхности планеты разбросаны какие-то странные обрывки слов. Если получится их собрать, значит, на планете все хорошо.
Задание«Частьицелое».Дети собирают слова из карточек со слогами – соединяют стрелкой первую и вторую часть каждого слова: «Кос–мос», «Теле–скоп»,«Спут–ник», «Зем–ля», «Неп–тун». Затем говорят, что означает каждое слово. Пока дети выполняют задание «Разноцветная туманность», родители помогают организовать рабочее место, следят за тем, чтобы дети рисовали на молоке аккуратно, спокойно передвигали цвета по поверхности. Чтобы дети работали независимо друг от друга, они могут рисовать на молоке в крышках от банок диаметром 10 см.
Воспитатель:На Уране все в порядке. Не забудьте взять солнечный луч. (Дети получают седьмой солнечный луч.) Родители, что сообщает нам бортовой компьютер?
Туманность
Родители открывают следующий слайд презентации,вкоторыйвстроензвуковойсигналсообщения.Наслайдерядомссообщениембортовогокомпьютера–фототуманности«КошачийГлаз»илидругой.
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера):Внимание, туманность – облако межзвездного газа и пыли. Туманности бывают светлыми – они отражают и рассеивают свет других звезд. А бывают темными – они поглощают свет, не пропускают его через себя. (Обращаетсякдетям.) В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. И еще не все туманности астрономы обнаружили.
Задание«Разноцветнаятуманность».Дети придумывают, как могла бы выглядеть туманность в далеком космосе, которую еще не открыл человек, и изображают ее. Каждый ребенок получает маленькую пустую емкость, молоко с жирностью 3,2 процента, пипетку, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды. Сначала воспитанники наливают молоко, капают в молоко из пипетки несколько капель разных красителей. Желательно капать на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем обмакивают ватную палочку в моющее средство и опускают в центр каждой цветной капли. Произвольными движениями рисуют по поверхности.
Воспитатель(зачитываетсообщениебортовогокомпьютера):Нептун – самая дальняя планета Солнечной системы. Он вместе с Ураном относится к ледяным гигантам. В его атмосфере бушуют самые сильные среди всех планет Солнечной системы ветра. Открыли эту планету не с помощью наблюдений и оптических приборов, а с помощью математических вычислений. А заподозрили, что он существует, потому что Уран, сосед Нептуна, вел себя не так, как рассчитали ученые. Нептун находится так далеко от Солнца, что на нем прошел всего год с того момента, как его открыли астрономы Земли. (Обращается к детям.) Чтобы исследовать Нептун, нам понадобятся специальные космические аппараты. Но, кажется, космические пираты повредили их. Давайте починим.
Задание«Починимкосмическиеаппараты».Дети собирают из пазлов изображения космических аппаратов.
Пока дети выполняют задание, педагог незаметно приносит емкость с ледяным кубом в зал. Водус посланием замораживает в кубической емкостидоначалаквеста.
Воспитатель:Теперь можно обследовать планету. (Детиходятпомузыкальномузалу.) Все в порядке. Получите солнечный луч. (Дети получают восьмойсолнечныйлуч.) Ой, я что-то нашла (Достаетледянойкуб.) Ребята, посмотрите, какой необычный кубик! (Зачитываетсообщениебортовогокомпьютера.) Сканирование куба завершено. Состав: стопроцентный лед. Внутри ледяного куба для вас спрятано послание!
Воспитатель:Предлагаю вернуться на Землю и по пути подумать, как достать послание из куба.
Задание«Ледянойшар».Дети вспоминают свойства льда и способы его растопить: воздействовать солью, теплом или сломать, например, ложками. Затем кладут лед в таз, заливают теплой соленой водой, чтобы достать послание, и достают его.
Посланиевледяномкубе
Поздравляю всех с успешным окончанием миссии! Спасибо, что навели порядок в моей системе. Космические пираты испугались вас и улетели заниматься добрыми делами. Соедините вместе мои лучи. Вы получите знак отважных людей. Я присваиваю вам высокое звания космических спасателей. Мой подарок для вас такой же солнечный и вкусный!
Всегдаваше
Солнце
Детисоединяютлучи,получаютбольшоеизображениезначка«Космическиеспасатели».Воспитательвручаетдетяманалогичныемаленькиезначки.Затемугощает участников игры пакетиками апельсиновогосока. Рефлексия
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Предлагаю обсудить, как оно прошло. (Задаетдетямвопросы.)
Что интересного вы узнали о космических
телах?
Какое задание вам больше всего понравилось и почему?
Какое задание было самым трудным и почему?
Почему у вас все получилось?
Почему важно быть внимательными к проблемам окружающего мира?