Просмотр содержимого документа
«Сценарий новогоднего утренника в старшей группе "Новогодний переполох"»
Работая с особенными детьми, я поняла, что просто заниматься с ними музыкой мало, и разработала свою методику работы с детьми с ОВЗ. Мои занятия включают в себя элементы сказкотерапии, куклотерапии, музыкальной терапии, сенсорной интеграции, игры на детских музыкальных инструментах. В своей работе я использую детские музыкально-коррекционные песни, игры и упражнения. Они направлены на преодоление разнообразных речевых и не речевых расстройств. Мои занятия помогают развивать у детей правильное дыхание, музыкальность, способствуют развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, мелкой моторики, речи, общего физического развития.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в игровой форме направлены на их устранение.
Упражнения и игры данного комплекса непосредственно организованной деятельности подбираем с учетом возрастных особенностей детей. Однако в зависимости от их индивидуальных особенностей, подготовленности эти игры и упражнения можно модифицировать.
Особое внимание в работе с дошкольниками я уделяю музыкальной игре.
Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием. По мнению О.С. Газмана « …игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”».
Музыкальная игра воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность; развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление; обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с характером музыки. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а значит, чувствовать. Она воспитывает мысли и чувства, кругозор и эмоции, целеустремлённость и коммуникабельность.
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы мы постоянно используем в работе с детьми.
Медлительные дети нуждаются в музыке подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Таких детей немало среди тех, с кем мы работаем в детском саду.
…трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот,
который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен
в двух положениях - гимнастика для тела и музыка для души.
Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным:
благодаря музыке РИТМ и ГАРМОНИЯ глубоко внедряются в нашу душу,
овладевают ею, наполняют её красотой
и делают человека прекрасно мыслящим….
Платон, древнегреческий философ.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражается на его деятельности и поведении.
Музыкальные занятия - форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.
У детей с нарушениями речи на музыкальных занятиях, как правило, встречаются следующие проблемы:
• дети не поют, а говорят;
• не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука.
• плохо запоминают тексты, названия песен;
• плохо запоминают названия произведений для слушания;
• недостаточно согласовывают движение с музыкой, песней, словом;
• затрудняются в передаче ритмического рисунка;
Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ:
• развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
• развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;
• формирование правильной осанки;
• повышение работоспособности и двигательной активности;
• развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
• развитие творческих способностей.
Виды музыкально-коррекционной работы:
• Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.
• Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
• Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
• Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
• Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
• Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
• Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на ДМИ.
• Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.
В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.
Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).
Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.
Виды музыкальной деятельности при коррекционной работе традиционные. Это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество. Но имеют ряд определённых особенностей.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути, является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.
У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти.
Исполнительство: значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре это средство решения таких коррекционных задач, как:
- развитие внимания и памяти;
- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);
- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);
- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа: «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности.
Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова).
Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а, скорее всего, средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
В основу логометрический занятия положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением речевого материала.
Логоритмика может включать в себя:
- Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега,