-воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к растениям.
Ход деятельности.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
Будьте все внимательны,
И еще старательны.
Будем край мы изучать,
Будем растения запоминать.
- Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю.
Обращает внимание на иллюстрации – Степи.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
Дети рассматривают картины под мелодию песни «Степь да степь кругом».
Воспитатель: Правильно, это степь. Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Воспитатель: Как разнообразна растительность степей! Здесь нет деревьев, а значит, нет тени, поэтому растут в степи растения, которые любят солнечный свет. Донскойкрай называют степным.
Воспитатель предлагает детям «отправиться гулять по степным просторам.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие гулять по степным просторам. Но сначала мы с вами должны, вспомнить какие цветы цветут в наших степях. Мы живем в Донском крае и поэтому растения, которые здесь представлены растут в наших родных донских степях, внимательно слушайте мои загадки и находите отгадки.
Д/и «Отгадай и найди цветок»
В степь пришла весна -
Степь желта, красна,
И цветник у меня
Запылал от огня.
Тюльпан
Найду синенький цветочек,
(Он похож на василек).
Найду стебель, как пруток,
Брошу корень на поджарку
Да в кофейник на заварку.
Цикорий
Цветок ярко-синий, пушистый.
На поле пшеничном родится,
А сам же в еду не годится.
Василек.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - отгадай.
Чабрец
Грива есть, а не лошадка.
Хоть седой, я молод.
Мне в степи живется сладко,
Ни к чему мне город.
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется
Ковыль
Воспитатель: Вот сколько красивых цветов мы собрали вместе.
Люди часто уходя домой набирают огромные букеты, можно ли так делать?
Почему нельзя? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь ребята закрывайте глаза, и звуки музыки перенесут нас в этот чудесный уголок Донского края( звучит песня « Родимая моя сторонушка»)
-Мы с вами среди степных трав и цветов. Вдохните чистый воздух, почувствуйте его.
Гимнастика.
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево-вправо, влево-вправо
Кланяются цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим мы на шаг!
Воспитатель: Видели ли вы когда-нибудь, как цветут дикие тюльпаны, которые на казачьих землях еще ласково называют лазоревым цветком?
Воспитатель: Манит степь цветистым сарафаном,
Дай мне руку, и пойдём бродить!
Кто полюбит нежные тюльпаны,
Нашу степь сумеет полюбить.
Воспитатель: Каждый цветок имеет свою историю и свое значение для человека и народа в целом. О них слагали легенды, предания, сказочные истории. Сегодня я вас познакомлю с легендой о тюльпане.
Показ иллюстраций ,связанных с легендой о тюльпане
Воспитатель. С этим цветком связано много красивых легенд и сказаний.
И ведь на зря особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый". Судите сами…
Жизнь казака на войне – это миг, короткое время, так и цветок степи, «Цветок лазоревый" распускающийся на короткое время в весенней степи. Казаки в легендах олицетворяют ушедших на войну и погибших казаков через этот цветок.
В военной жизни казака наступает момент, когда казак погибает, его душа летает в небесах, но память о нем живет на земле в преданиях легендах и истории казаков и освещает путь следующим поколениям казаков. Так и в жизни степи наступает момент, когда солнечный свет отражается на земле в виде маленьких фонариков - степных тюльпанов.
Для казаков лазорик - значимый цветок, имеющий символический смысл. Издавна в станицах бытует поверье, что лазорик - это души павших казаков в бою на чужбине. Распускающиеся весной цветы - память о тех, кто не нашел приюта в родной земле среди предков. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками, и потому с давних пор не рвут эти цветы.
Воспитатель: Донская земля вырастила такое богатое разнотравье, что глаза теряются в этом чудесном сплетении цветов и трав.
- А степь еще и мир удивительных запахов!
Проводится дыхательное упражнение «Вдохни запах луговых трав» под расслабляющую музыку. (Дети вдыхают аромат)
РЕФЛЕКСИЯ:
Воспитатель: А ещё у меня в мешочке есть стеклянные камушки. Возьмите по - одному и положите в корзиночку синего или красного цвета в зависимости оттого, понравилось вам наше путешествие.