Село Каменский Хутор Климовский район Брянская область 2023 год
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Кружок «Наш дом – природа» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностьюэкологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла образовательная (парциальная) программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи:
Образовательные:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
формировать освоение экологических представлений
развивать познавательные умения
накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
воспитывать в детях уверенность в своих силах.
II.Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п
Тематика
Общее количество учебных часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка
(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях
Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.
Рассматривание иллюстраций «Парк осенью». -Лепка "Деревья и кустарники». -Опыт "Тепло - холодно" Беседа об осени.
–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.
– Чтение художественной литературы.
–Рассматривание почвы на клумбе.
Октябрь
"Куда исчезают насекомые.
(беседа)
Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.
Беседа о насекомых -Загадки -Рассматривание иллюстраций о насекомых -Видео фильм «Жизнь насекомых»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
«Что нам осень принесла»
Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.
Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
– Анализ схемы «Растения».
– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).
«Участок детского сада»
Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы
– Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.
– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.
– Сбор листьев для гербария.
– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.
– Труд на участке детского сада.
– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»
Ноябрь
«Осенние хлопоты человека»
Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»
Отгадывание загадок об овощах и фруктах
Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»
«Где живут дикие животные»
Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.
– Чтение познавательной литературы о диких животных.
Рассматривание схемы-модели «Звери».
«Жизнь домашних животных»
Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.
Видеофильм »Жизнь домашних животных» -Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.
– Чтение художественной литературы.
– Беседы о кроликах и утках.
– Рассматривание схемы-модели «Животные».
«Дорога к доброму здоровью»
Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.
– Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»
– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)
Декабрь
«Какие разные деревья»
Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы
Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Диафильм "Деревья»", -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди листок к дереву".
«Хвойные деревья: сосна»
Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.
- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.
– Рассматривание иллюстраций.
– Разучивание стихов и чтение рассказов.
Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование " первые листочки" -Игра "Что, где зреет"
« Птицы»
Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»
-Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Рассматривание схемы-модели «Птицы».
– Отгадывание загадок.
«Как узнать птиц»
Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.
Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.
– Изготовление кормушек и вынос их на участок.
– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Отгадывание загадок -Дидактические игры: "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Игра "Птички-невелички"
Январь
«Волшебница- зима»
Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.
Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.
Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме
«Комнатные растения»
Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.
Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.
– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.
Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями
Февраль
Человек - живой организм
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека
Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз
«Органы дыхания человека»
Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье
. Беседа «Для чего нужен нос»
Упражнение на дыхание.
Демонстрация опыта
Игра «Чей кораблик дальше»
Беседа о носовом платке
Игра «Что полезно»
«Кто такие рыбы»
Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д.
Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»
Беседа «Среда обитания рыб»
Игра "Расскажи и покажи"
Рассматривание альбома «Рыбы»
Март
«Весна- красна»
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники" -Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" - Где будут первые проталинки? -Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна? -Рисование "Волшебница весна"
«Для чего нужна Красная книга»
Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Мультфильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" -Рассматривание Красной книги, беседа
«Всем нужна вода»
Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.
--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" -Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Опыт с водой
Апрель
«Зеленая аптека»
Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Загадывание загадок о лекарственных растениях
Дидактическая игра «Айболит»
Беседа «Правила сбора лекарственных растений»
«Кто такие насекомые?»
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства.
Раскрась предметы живой и неживой природы" " Игра Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование " первые листочки" -Игра "Что, где зреет"
Май
Земля-наш общий дом
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими
Рассматривание картины "Семья дома" -Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо"
Экологическая тропинка
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)
Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
-Беседа Игра "Что ты сделал доброе для природы?" -Игра "Что будет, если:" -Дидактическая игра "Кто больше" -Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" -Игра "Опиши, а мы отгадаем"
«Кто больше всех радуется весне»
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
Слушание стихов о весне
Беседа «Кто больше всех радуется весне»
Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
III. Организационный раздел
3.1.Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый» - Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; - Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; - Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка; - Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики; - Детские: халаты, фартуки; - Схемы для проведения опытов; - Журнал для фиксирования результатов. «Уголок природы» - Календарь природы, модель календаря природы; - Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений); - Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки); - Воронки; - Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины); - Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы; - Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…); - Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания). «Огород на подоконнике» - Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур); - Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями); «Умелые ручки» Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы: - Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…); - Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто) - Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…). Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках. «Экологическая тропа» Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
3.2. Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
В дошкольной группе имеются:
- телевизор;
- аудио магнитофон;
- компьютер;
- принтер;
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
В своей работе педагоги дошкольной группы применяет следующие педагогические и информационные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию исследовательской деятельности;
- технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология игрового обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
IV. Используемая литература
4.1. Список литературы для педагогов:
Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» Москва «Гном Д» 2003
С.Н .Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
1.Л.В.Ковиньк. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
2. А.А.Лопатина. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
3. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис,2015.(Большая детская энциклопедия).
4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва 2015.