Сценарий литературного досуга для старших групп «В волшебной стране Пушкина»
Сценарий литературного досуга для старших групп «В волшебной стране Пушкина»
Цели: - Прививать у детей интерес к сказкам А.С.Пушкина, которые способствуют формированию положительных качеств. Задачи: - Образовательные: обобщить знания детей о великом русском поэте А.С.Пушкине. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С. Пушкина. -формировать у детей с помощью сказок нравственные качества личности. Вызвать чувство радости от прослушивания стихов и сказок, желание услышать другие произведения поэта. - Развивающие: развивать у детей выразительность речи, речевую активность, - расширять словарный запас, развивать внимание, память, образное внимание; - творческие способности; - находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации; - привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов; -развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно. Воспитательные: воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;
- привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;
-развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно.
Воспитательные: воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений;
-
Оборудование:
- Мультимедийная установка, презентация;
-Атрибуты для инсценировки отрывка из «Сказки о рыбаке и
рыбке»..
- Макет дуба с наклеенными бумажными листьями;
-Выставка детских рисунков;
- музыкальное оформление
Ход.Дети заходят парами под «вальс» А. Грибоедова, рассаживаются на свои места.
Слайд 1
Вос -ль Ребята. ! Я вас приглашаю на встречу в литературной гостиной. Рассаживайтесь поудобнее. - Дети, может кто-нибудь знает, чей портрет сегодня висит в литературной гостиной? (ответы детей) - Правильно,- это А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Все его знают, его книги очень любят читать и взрослые, и дети ! Сегодня 6 июня мы отмечаем день рождение великого русского поэта и сказочника А.С. Пушкина.
. Мы Пушкину наш праздник посвятим, Наполнив зал чудесными стихами. О Пушкине сегодня говорим Поэзии волшебными словами.
Слайд 2портрет маленького Пушкина.)
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.
Вот таким он был маленьким мальчиком с большими глазами и с кудрявой головой. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком, порывистый, вспыльчивый, дерзкий, немного замкнутый. Он так же любил играть, гулять и слушать сказки, стихи, музыку. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение.
Слайд 3
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна были не богатыми, но умными, образованными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. В доме Пушкиных всегда собиралось много гостей: это были знаменитые писатели, поэты, историки. Саша Пушкин жадно вслушивался в их пылкие речи, забившись где-нибудь в уголке, чтобы никому не мешать. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.
У Александра Пушкина была ещё старшая сестра и младший брат.
Слайд 4
А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. С детских лет он хранил память о её рассказах и напевах, он помнил и о том, как умела она утешить все его детские обиды.
Уже будучи взрослым, где бы ни был Пушкин, он всегда вспоминал о своей милой доброй Арине Родионовне и приезжая к ней, читал ей его написанные новые стихи, поэмы, сказки и она была очень внимательным слушателем. Ведь недаром Пушкин назвал её "единственной подругой, с которой не скучно". Сколько добрых и нежных слов посвятил А.С. Пушкин Арине Родионовне в своих стихотворениях.
Слайд 5
Одно из этих стихотворений нам прочитает (ф.и. ребенка).
«Няне» - Мия Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… То чудится тебе…
Няня рассказывала мальчику много разных сказок, и интересных, и веселых, и грустных, и страшных. И он так полюбил сказки, что когда вырос – стал их сочинять. Но сказки не простые, а сказки в стихах. А кто скажет, как называется человек, который сочиняет стихи? Правильно, поэт. И вот этими сказками зачитываются миллионы взрослых и детей вот уже много – много лет.
Ведущий:: Ребята, а вы знаете сказки А. С. Пушкина? (ответы детей). Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.
Слайд 6
Ребята, посмотрите здесь дерево какое-то. По-моему, это дерево не простое, а волшебное, и кто же там ходит вокруг него….
Входит кот –мяу вы знаете кто я ? Да, да Я кот ученый,,,
Посмотрите внимательно на его листочки, на их форму… А.С. Пушкин написал стихотворение об этом дереве, кто знает, как называется это стихотворение?
Слайд 6
И сейчас нам Уляна прочитают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
«У Лукоморья»-
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт на право – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Кот:
-Александр Сергеевич написал множество прекрасных сказок, которые взрослые и дети любят вот уже много лет. Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам Пушкина. Я буду загадывать загадки о сказках, а вы постарайтесь их отгадать, из какой сказки отрывок?
Слайд 8(«Сказка о золотом петушке»)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
« Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,-на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
- И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взвился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Слайд 9(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Так свежо и так душисто
Так румяно золотисто
Будто медом налилось!
Видны семечки на сквозь…
Подождать она хотело
До обеда не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек поглотила…
Под музыку входит царица
Слайд 11 («Сказка о царе Салтане».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Мимо острова буяна
В царство славного Салтана-
И желанная страна
Вот уж из дали видна;
Вот на берега вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Ель в лесу, под елью белка
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра –чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут.
-Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Три девицы сидят, прядут).
Ведущая:
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
1-я девочка: «Кабы я была царица, —
Ведущая: Говорит одна девица, —
1-я девочка: То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».
2-я девочка: «Кабы я была царица, —
Ведущая: Говорит ее сестрица, —
2-я девочка: То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
3-я девочка: «Кабы я была царица, —
Ведущая: Третья молвила сестрица, —
3-я девочка: Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Ведущая:
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь.
(Входит царь в сопровождении стражников. Делают круг почета и останавливаются около девиц. Царь обращается к 3-й девицы).
Царь:
«Здравствуй, красная девица, —
Ведущая: Говорит он,
Царь:
— будь царица И роди богатыря Мне (считает по пальцам) к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха».
(Царь с 3-й девицей уходят под рус. народ. музыку, за ними сестры и стража).
Слайд 13(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю, он невод забросит, Кого-то поймает, и что-то попросит Но жадность ребята к добру не приводит. И кончится дело все тем же корытом, Но только не новым, а старым, разбитым. Дети:-«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Слайд 14 «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда. »
Из какой это сказки?
( Сказка о попе о его работнике Балде)
кот-
Третий листочек и третье задание: Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки. (Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)
Ведущая
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе"
Вопросы от кота учёного:
Ведущий разворачивает свиток, читает вопросы по сказкам, дети
отвечают.
Кот(срывает 4, 5, 6, 7 листочек)
1. Это сколько же лет прожили старуха со стариком у самого синего моря? (30 лет и 3 года). Молодцы, внимательные!
2. А что было в неводе, который старик вытянул в первый раз? (Тина).
3. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4 просьбы).
4. Что старик просил для старухи? (Корыто, избу, превратить в дворянку, в царицу, в владычицу морскую).
5. Как называется предмет домашнего обихода, с которым в конце – концов осталось жадная старуха? (Корыто).
6Как звали жениха царевны из этой сказки? (Королевич Елисей)
7 К кому обращался королевич Елисей в поисках царевны? (солнце,
месяц, ветер)
8 В какой сказке сторожем был петушок? (Сказка о золотом
петушке)
9 Назовите имя царя из этой сказки (Дадон).
Слайд 14
Кот молодцы, ребята. А давайте мы сейчас немного отдохнем, перейдем на ковер и выполним
8 задание. Поиграем в игру, повторяйте все движения за мной.
–физ. минутка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх) И кораблик подгоняет (помахивают руками) Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок) На раздутых парусах (опускают руки) Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки) Мимо города большого (встают) Пушки с пристани палят (хлопают) Кораблю пристать велят (топают)
Кот Ребята давайте перейдем на свой стульчики и продолжим дальше.
9 листочек и вот задание. Александр Сергеевич очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением. Любил он прогуливаться по осенним аллеям, покрытым ярким ковром из опавших листьев. Давайте с вами послушаем стихи и попробуем угадать, о каком времени года поэт писал эти строки.
Слайд 15
Алина
«Унылая пора!»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы у
Милана
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становились день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 16
Максим
«Вот север тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сковала пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Александр Сергеевич любил русскую природу и ее обитателей. Он написал прекрасное стихотворение «Птичка», которое нам прочтет
Слайд 17
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
Кот Спасибо вам, ребята, за то, что вы так хорошо изучили творчество А. С. Пушкина. Все задания волшебного дерева мы выполнили, вспомнили сказки и стихи А.С. Пушкина (перечислить основные моменты досуга), . А мне пора в Лукоморье возвращаться (уходит).
Воспитатель Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
Ребята, мы побывали с вами в удивительной стране. Вы показали свои знания о жизни поэта, хорошо знаете сказки и произведения А.С.Пушкина, проявили свои умения, ловкость и смекалку, поэтому каждый ребенок награждается медалями: "Лучшему знатоку сказок Пушкина"