Просмотр содержимого документа
«Сценарий фольклорного праздника "День первой борозды"»
Сценарий фольклорного праздника
«День Первой борозды»
Программные задачи
Воспитательные - продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике.
Образовательные - учить детей петь несложные песни, исполняя их выразительно, правильно интонируя (ускоряя, замедляя звучание).
Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично
Развивающие - развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Использовать подвижную игру для формирования координации движений.
Репертуар
1. Песня «Дагестан» в испол. Д. Гамзатовой.
2. Аварский танец.
3. Подвижная игра «Бег на мяче»
4. Перетягивание каната
5. Эстафета «соревнование трактористов»
6. Танец «Приветственная лезгинка»
Оборудование
1. Дагестанские костюмы
2. Мячи, канат
3. Машины, борозда
4. Бубны
5. Сито, пшеница
Ход праздника
Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Мы Вас приглашаем вместе с нами встретить праздник. Праздник радостный встречаем мы в Республике родной. Поздравляем, поздравляем всех с Первой борозды и весной.
Девочка:
Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Первой борозды – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!
Ведущий: Ассаламу алейкум!
Это праздник дружбы!
Это праздник гостеприимства.
Это праздник миролюбия!
Это праздник милосердия!
Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.
Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».
Дети садятся на стульчики.
Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «КIубахрули», а в аварских селах «Оц бай». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.
Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), опалить.
Ведущая: Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования.
(Проводится эстафета «С мячами»).
Ведущая: А гости из горного Гергебильского района покажут нам танец
(Танец девчат «Гергебильский»)
(Проводится музыкальная игра «Возьми папаху»)
Воспитатель: Молодцы, мальчики, настоящие джигиты. Ребята, в дни праздника «Оц бай» на священное дерево, которое исполняет все желания, вешают амулеты. Давайте и мы с вами произносим заклинания:
Дети по очереди произносят заклинания.
1. Да уродит земля.
2. Да будут густыми всходы.
3. Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.
4. Да не будет засухи.
Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили.
А теперь наши девочки поиграют в народную игру «Подними платок».
Ведущая: А теперь наши силачи будут мериться силой.
(Проводится соревнование).
Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.
(После соревнования тракторист на машине «прокладывает» первую борозду. Перед машиной идут музыканты, за машиной раскручивается борозда и девочка «бросает» в борозду зерна).
Воспитатель: Ребята, когда на улице темнеет, в праздник «Оц бай» разводят костры. Прыгая через костер, загадывают желания. Давайте и мы разожжем костер.
Воспитатель:
К нам приехали еще гости.
(Дети исполняют песню «Дагестан». Прыгают через «костер»).
Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!
Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Арса!
(Исполняется Общая лезгинка)
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИК-технологий на тему: «Страна азбука»
Цель: закрепить умение звуко-слогового анализа слов.
Задачи:
Образовательные: способствовать развитию умений говорения и слушания, формированию опыта чтения слогов. Содействовать обогащению активного и пассивного словаря; развитию грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; развитию фонематического слуха, совершенствованию звуковой культуры речи детей.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете. Хотите попутешествовать?
Дети: да!
Воспитатель: для этого вам нужно открыть свои тетради на стр. 58. Расскажите, что изображено на рисунке.
Дети: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова едут на поезде в страну Азбуку.
Воспитатель: А вы желаете отправиться вместе с ними?
Дети: да!
Воспитатель: Вход в волшебную страну охраняют два стражника - вопросительный и восклицательный знаки. Они преградили игрушкам путь и сказали, что в Азбуку может попасть только тот, кто правильно ответит на все их вопросы. Готовы ли вы вместе с нашими друзьями пройти это испытание?
Дети: да!
Воспитатель: тогда послушайте вопросы стражников и ответьте на них. Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Звуки слышим, а буквы видим и пишем.
Воспитатель: о чем это говорится (о звуках или о буквах): их можно читать, слышать, видеть, штриховать, петь, раскрашивать, шептать.
Дети: о буквах и звуках.
Воспитатель: Назовите гласные буквы.
Дети: У, О, А, Э, Ы, И, Ю, Е, Я.
Воспитатель: чем гласные буквы отличаются от согласных?
Дети: Гласные буквы можно пропеть.
Воспитатель: назовите свистящие согласные звуки.
Дети: С, 3, Ц.
Воспитатель: перечислите шипящие согласные звуки.
Дети: Ж, Ш, Щ, Ч.
Воспитатель: Вы справились с этим испытанием, наши путешественники тоже. И теперь ворота в волшебную страну открыты для всех. Посмотрите на рисунок и скажите какие буквы увидели игрушки?
Дети: угадывают буквы по выступающим из-за кубиков фрагментам.
Воспитатель: Раскрасьте красным цветом гласные буквы, синим цветом - согласные, которые обозначают один твердые звук, зеленым - согласные, которые обозначают один мягкий звук, наполовину синим, наполовину зеленым - согласные, обозначающие два звука - твердый и мягкий.
Дети работают цветными карандашами в тетради.
Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду, отгадайте какая из них лишняя и объясните почему.
(на доске заранее написаны четыре ряда букв)
Д Л А 3 В (А -гласная среди согласных)
А О У Й Ы (Ы - согласная среди гласных)
Ч Ш Ц Ж (Ц - свистящая среди шипящих)
С 3 Ц Ч (Ч - шипящая среди свистящих)
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло, это домик буквы О.
Рядом с нею на суку примастилась буква У.
В гости к нам издалека прибежала буква А.
Прилетела буква Я на спине у воробья.
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.
Воспитатель: Какие буквы веселились?
Дети: Я, У, О, А.
Воспитатель: как эти буквы назвать одним словом?
Дети: Гласные.
Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки:
1. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ... (А)
2. Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)
3. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три! А какая буква? ... (И)
4. Эта буква, как игрушка
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. (X)
5. Букв Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнуло-
Получилась буква ... (Е)
6. На эту букву посмотри
Она совсем не цифра три. (3)
7. Посмотри на колесо,
А увидишь букву ... (О)
8. Дрожу от страха до сих пор!
Воскликнуло полено -
Похожа буква на топор!
Расколит непременно! (Р)
9. Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква ... (Ю)
10. Хорошо известно всем,
Где метро, там буква ... (М).
Воспитатель: о каких буквах были загадки?
Дети: М, Ю, О, Ж, А, И, X, Е, 3, Р.
Воспитатель: какие из этих букв гласные, а какие согласные?
Дети: М, Ж, X, 3, Р - согласные, Ю, О, А, И, Е - гласные
Воспитатель: посмотрите на рисунок на стр.60. Буквы играют вами в прятки. Попробуйте их отыскать на рисунке.
(Называя букву, дети указывают соответствующий фрагмент рисунка. Например, буквы Е и Е - пешеходный переход и т. д.)
Воспитатель: Сколько букв Ю можно найти на рисунке?
Дети: Две.
Воспитатель: Сколько букв Т (О, И, Д, С) на рисунке?
Воспитатель: В какой стране вы сегодня побывали вместе с игрушками? Кто там живет? В какие игры вы играли с буквами?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями: Султан, Лаура и Динара правильно отвечали на вопросы стражников; Алина, Диана и Велихан быстро отгадывали загадки; Рената, Луиза и Амирхан очень аккуратно раскрасили буквы. Вам понравилось в стране букв?
Дети: да!
Воспитатель: Ежику, Лисенку и Мудрой Сове тоже понравилось в стране Азбуке. Они решили здесь немного погостить. Поэтому друзья-игрушки прощаются с вами. Они желают вам успехов и радостных открытий во время вашего путешествия по страницам Азбуки. Пусть оно будет для вас интересным и увлекательным, а сама Азбука - вашей любимой книгой.