МАДОУ «Золотой ключик» детский сад № 2
С ценарий для подготовительной к школе группы «Веселые ребята»
Составила и провела:Борисова Л.А.
воспитатель 1 кв. категории
Г. Губаха – 2021год
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями (роль хозяйки и хозяина)
Помогать детям в формировании творческих проявлений.
Воспитывать любовь к природе.
Вызывать положительные эмоции, радость от совместного творчества.
Содержание:
Педагог (встречает детей).
- Чему посвятим сегодняшнюю встречу, вы узнаете, если отгадаете загадку:
– Что за скрип, что за хруст.
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….. (капуста).
Педагог:
- Верно! Капуста – это фрукт или овощ? (Овощ).
Когда капуста созревает? (Осенью).
Созревает капуста в конце сентября.
В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник,
посвящённый капусте: 8 – октября - Сергий капустник!
В этот день всей семьёй капусту квасили, капустные пироги стряпали.
Считалось, что «хлеб и капуста – лихого не подпустят».
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей:
- Если в доме есть хлеб и капуста, в доме не будет беды.
Педагог:
- Замечательный праздник Капустник, как жал, что в больших
городах его совсем забыли. А ведь капуста – наша кормилица.
Что из неё можно сделать?
Ответы детей:
- Солить, варить борщ, ши, печь пироги.
В ней есть много витаминов,
она полезна для здоровья.
Педагог:
- Капустные листья снимают головную боль, капуста и кормит и лечит.
«Хоть в салат меня, хоть и в щи, вот такую поищи» - так в народе говорят.
Вспомните ребята, что делали в праздник Сергий капустник.
Ответы детей:
- Пекли пироги.
Педагог:
- Мы пока не умеем тесто месить, да и пироги печь, но обязательно
научимся. Сегодня у нас повар…
Она научит нас печь пироги. Входит повар, вносит тесто, беседует с детьми.
Объясняет, из чего пекут пироги, какое бывает тесто, начинка.
Повар:
- Чтобы работать с тестом, надо быть опрятным. Надевайте фартуки,
девочки – косыночки, мальчики – платочки, колпаки, мойте руки, за работу.
(Поэтапно напоминает последовательность выпечки пирогов, помогает детям).
1. Присыпка рабочего места мукой.
2. Раскатывание шарика теста в лепёшку.
3. Закладывание начинки.
4. Защипывание теста.
5. Перекладывание на смазанный противень.
6. Подойти пирожки должны.
7. Смазать взбитым яйцом.
Ну, наверно можно есть эти пироги. Как вы думаете, можно?
Ответы детей:
- Нет, их надо испечь.
Повар:
- Настоящие поворята. Понесу пироги на кухню, в духовку поставлю.
(Воспитатель привлекает детей к уборке рабочего места.
После чего они моют руки).
Педагог:
- Пока пекутся пироги, можно и праздник начать. Восславим нашу
кормилицу. Кто хочет о капусте рассказать?
Ответы детей: (По желанию детей загадывают о капусте загадки, читают
стихи).
- Без меня на грядке пусто, а завут меня….(капуста).
- Закутан ребёнок, в 100 пелёнок.
- Здесь весною было пусто, летом выросла….(капуста).
- Как надела 100 рубах, захрустела на зубах.
- Я бела и сочна,
Я полезна и вкусна.
- Стою на толстой ножке,
Хрустят мои одёжки.
- Загорелся помидор завёл с капустой разговор:
- До чего же ты бела, совсем не загорелая.
- Вот попробуй загорать, если платьев сорок пять.
Пока снимаю платьица, солнышко закатиться.
Педагог:
- О капусте мы знаем игру. Она так и называется – «Капуста».
Послушайте о капусте поговорку.
- Капуста, капуста, будь виласта
Будь виласта, не будь голенаста,
Не будь голенаста, будь пудаста.
Прислушайтесь к поговорке ещё раз – сколько новых выражений!
Вот одно: «Будь виласта». Как вы понимаете эти слова? (Дети пытаются дать
ответы).
Листок в листок, завита капуста. Чем больше виток – тем лучше.
А выражение – «Не будь голенаста» как понимать?
Ответы детей:
- Чтобы ножка, стебель капусты, были меньше, короче.
Педагог:
- Правильно. «Будь пудаста» - что это за выражение?
Ответы детей:
- Чтобы капуста была большой, тяжёлой.
Педагог:
- Верно! Пуд – это 16 кг. Почти как каждый из вас столько весит.
Вот какой огромный кочан. Давайте мы сейчас огромный кочан завьём, только
помогайте мне. Беритесь все за руки и не отцепляйтесь. Идите за мной.
(Заводит хоровод – улитку).
- Раз – виток, два – виток и т.д.
Остановитесь – осмотритесь: какой кочан мы с вами завили.
А теперь, разовьём его, руки не отпускайте, повернитесь за…(называет имя
последнего ребёнка). Идите за ним.
Вот и развили капусту. Я знаю песенку о капусте.
Послушаёте. (Исполняется русская народная песня «Вейся, капуста», обр. Т.
Попатенко.)
Понравилась песня?
Ответы детей:
- Она красивая, певучая, немного грустная!
Педагог:
- Послушаем ещё раз, кто запомнил, может подпевать. А теперь завьём
хоровод с этой песней. (Дети ведут хоровод (2 раза) со сменой направляющего).
Вспомним теперь знакомую песенку о капусте.
Дети исполняют «Вот какие кочаны!», муз. Д.Львова-Компанейца, сл. И.Мазника.
Входит повар, вносит пироги угощает детей.