STEM‑квест «Спасти энергию!»
для подготовительной группы
Цель: сформировать у дошкольников основы энергосберегающего поведения через познавательно‑экспериментальную деятельность.
Задачи:
познакомить с понятием «энергия» и способами её сохранения;
развить познавательный интерес к экспериментальной деятельности;
сформировать навыки безопасного обращения с электроприборами;
воспитать бережное отношение к природным ресурсам.
Формат: командное прохождение станций с опытами и заданиями.
Реквизит
маршрутный листы для команд;
жетоны за правильные ответы;
материалы для опытов (см. по станциям);
карточки с заданиями;
призы для победителей.
Ход квеста
Появляется персонаж «Энергосберегайка»
«Здравствуйте, друзья! Я — Энергосберегайка.
Злая колдунья Энергокрадка похитила всю энергию в нашем городе! Чтобы её
вернуть, вам нужно пройти испытания и собрать волшебные кристаллы знаний.
Готовы спасти энергию?»
Дети получают маршрутный лист.
Станции квеста
1. «Электрическая лаборатория» (опыт с статическим электричеством)
Задача: понять, как возникает статическое электричество.
Материалы:
пластмассовые линейки;
шерстяная ткань;
бумажные фигурки «лампочек».
Опыт:
Потереть линейку о шерсть.
Поднести к бумажным лампочкам.
Наблюдать, как они притягиваются.
Вопрос для обсуждения:
Почему лампочка «прилипла» к линейке?
Где в жизни мы встречаем статическое электричество?
Награда: кристалл «Знание» за верный ответ.
2. «Тепловой щит» (опыт с теплопроводностью)
Задача: выяснить, какие материалы лучше сохраняют тепло.
Материалы:
две металлические ложки;
газета;
мех или шерстяная ткань;
горячая вода.
Опыт:
Нагреть ложки в горячей воде.
Одну обернуть газетой, вторую — мехом.
Через 5 мин проверить температуру.
Вывод: мех сохраняет тепло лучше, чем газета.
Задание:
Выбрать из карточек предметы, которые «держат» тепло (шуба, термос, стеклопакет и т. д.).
Награда: кристалл «Тепло» за правильное решение.
3. «Энерго‑пазл» (логика и экология)
Задача: сопоставить старые и современные приборы.
Материалы:
карточки с изображениями (веник ↔ пылесос, свеча ↔ лампочка, утюг с
углями ↔ электрический утюг и т. д.).
Задание:
Собрать пары и объяснить, какой прибор экономит энергию.
Вопрос:
Почему современный прибор «умнее» старого?
Награда: кристалл «Логика»
4. «Безопасный ток» (правила электробезопасности)
Задача: запомнить правила обращения с электричеством.
Материалы:
карточки‑схемы с ситуациями (например, «пальцы в розетку», «мокрые руки у
розетки», «оторванный провод»).
Задание:
Найти опасные ситуации и рассказать, как поступить правильно.
Примеры правил:
Не трогать розетки мокрыми руками.
Не оставлять электроприборы без присмотра.
Не тянуть за провода.
Награда: кристалл «Безопасность»
5. «Энергия природы» (Дыхательная гимнастика)
Задача: познакомить с видами электростанций
Материалы:
Пособия для дыхательной гимнастики
Фотографии гидро, солнечной и ветряной электростанций
Вопрос:
Как мы можем почувствовать ветер
Где в природе мы видим такое движение воздуха? (ответ: ветер).
Награда: кристалл «Природа» за активное участие.
Финал
Команды собирают все кристаллы и отдают Энергосберегайке.
Ведущий:
«Вы справились! Теперь энергия вернётся в город. Давайте повторим правила:
Выключайте свет, уходя из комнаты.
Берегите тепло — закрывайте двери.
Вы — настоящие защитники энергии!»
Награждение:
всем участникам — кристалы символ квеста.
Безопасность: все опыты проводятся под контролем воспитателя.
Рефлексия: в конце спросить:
Что нового вы узнали?
Что будете делать дома, чтобы экономить энергию?