- воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать уважение к труду пожарных.
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы и прочтение стихов на тему «Пожарная безопасность» (С. Михалков «Дядя Стёпа», К. Чуковский «Путаница», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Б. Житков «В дыму» и др.); беседы по пожарной безопасности; рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожарная безопасность»;просмотр презентаций по теме «Пожарная безопасность», «Правила поведения во время пожара».
Оборудование: карточки с девизами, эмблемы для команд, флажки по количеству детей одной команды, коробок спичек, пазлы для каждой команды, 2 телефона, животные – игрушки, салфетки («влажные полотенца») по количеству детей, 2 машинки с веревочками, «одежда пожарных», 2 утюга, 2 гимнастические скамьи, 2 стула, кегли, 2 «пожарных рукава», 2 ведра, «макет костра, картинки с изображением огнеопасных и других предметов, картотека с загадками и иллюстрации по теме «Пожарная безопасность», медали «Юный пожарный» по количеству детей.
Участники: дети подготовительной группы, ведущий, взрослый в роли старухи Шапокляк.
Ход развлечения.
Дети средней и старшей-подготовительной группы собрались в спортивном зале, под музыку появляется старуха Шапокляк.
Шапокляк: Так, чтобы такого сделать плохого? (поднимает спичечный коробок, трясёт его). О! Спички! Так, так. Сейчас костёрчик разведу (пытается разжечь костёр).
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Ой, бабушка, что вы делаете?
Шапокляк: Ой! Напугала - то, что ты кричишь, как на пожаре?
Ведущий: Не останови я сейчас Вас, не миновать бы нам беды — пожара.
Шапокляк: Да ладно, пожара! Во-первых, я не бабушка, а гражданка Шапокляк, а во-вторых, какой пожар из-за одной спички?
Ведущий: Ну, не скажите.
Ростом спичка — невеличка.
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла!
(показывает на плакаты)
Шапокляк: Ух, ты! А я и не знала, что эта спичка такая хулиганка.
Ведущий: Да, видно, Шапокляк, ты многого не знаешь. Ребята, а расскажите Шапокляк, что нужно делать для того, чтобы не было пожара? (ответ детей)
Бросать горящие спички, небрежно и беспечно обращаться с огнём;
Оставлять открытыми двери печей, каминов;
Использовать неисправную аппаратуру и приборы;
Пользоваться неисправными розетками.
- А что необходимо сделать, если возник пожар? (ответы детей)
Вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию;
Подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь;
Не открывать окна, так как от воздуха огонь разгорится сильнее;
Начинающийся пожар – маленький огонь – можно затушить самостоятельно;
Набросить на себя мокрое покрывало, плащ или пальто при нахождении в зоне пожара;
Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если в помещении сильно задымлено;
Вывести из горящего помещения людей, детей, закрыв им рот мокрой повязкой;
Отправить пострадавшего в больницу, вызвать ему скорую помощь по телефону «03».
Ведущий: Я предлагаю заучить маленькое правило: «Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер«01». Давайте вместе его повторим.
Всякий раз, когда случается пожар, мы обращаемся к тем людям, кто своей профессией избрал борьбу с огнём. Эти люди — пожарные.
Шапокляк: О! Я тоже могу стать пожарным, ведь я не боюсь огня, посмотрите, как я могу тушить пожар (показывает). Да и правила пожарной безопасности я уже выучила.
Ведущий: Чтобы умело и ловко тушить пожары, мало быть храбрым человеком, знать все правила пожарной безопасности, всю пожарную технику и приёмы борьбы с огнём. Пожарные должны быть ловкими и сильными бойцами, а для этого они должны много заниматься спортом. Вот сегодня в нашем зале встретятся две команды будущих пожарных - «Угольки» и «Капельки». Я предлагаю тебе, Шапокляк, и вам, ребята, посмотреть, какие они сильные и ловкие.
КОМАНДЫ ВЫСТРАИВАЮТСЯ.
Ведущий: Прошу команды представиться.
Девиз команды «Угольки»:
Мы команда угольки
Мы живём – не тужим.
Ловкость, смелость и успех
Нам сегодня нужен!
Девиз команды «Капельки»:
Хоть мы капельки малы,
Но проворны и смелы,
Мы потушим угольки,
Чтобы не было беды.
Ведущий: За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку. В конце состязаний, мы проверим, какая команда заработала больше фишек — та и будет считаться победителем.
Ведущий: Никто из нас не хочет ссориться с огнём,
Поэтому больше знать нужно о нём!
1 конкурс «Кто быстрее сообщит о пожаре».
Нужно добежать по гимнастической скамейке до телефона набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, называя свой домашний адрес и имя фамилию.
2 конкурс «Сбор пожарной команды»(дети)
Ведущий: Пожарные должны очень быстро уметь одеваться, если вдруг где-то произошёл пожар.
Задача игроков - по очереди добежать до стула с одеждой (каска, накидка, надеть её, произнести: «По команде тревога — готов». Снять одежду, вернуться назад — передать эстафету следующему игроку.
3 конкурс «Пожарные едут на помощь»(дети)
Ведущий: Пожарные должны быстро выехать на место бедствия и потушить огонь. Для этого они должны быть ловкими водителями.
Задача игроков - провести «змейкой» игрушечную пожарную машину, не сбив ни одной кегли.
Отгадайте загадки о пожаре.
1. Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь (огонь)
2. Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
3. Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
4. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут (Пожарный)
5. Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей (водой)
6. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими (Спичками)
7. Если в доме вдруг случится –
Из окошек дым клубится,
И огонь, и пышет жар –
Это значит там (пожар)
Это, сын, не просто шутка,
Не теряя ни минутки,
Долго ты не думай, сын, –
Позвони по (ноль-один)
4 конкурс «Спаси животного и людей из пожара»(дети)
Ведущий: Призвание пожарных — помогать
Из огня людей спасать.
Кошек, рыбок и собачек,
Хомячков, любимый мячик.
Задача игроков – детей - перенести игрушку-животного из одной корзины в другую
Ведущий: Молодцы, наши пожарные, всех животных спасли. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Шапокляк: А пока команды отдыхают, можно я с ними поиграю? Я буду вам читать стихотворение, а вы после каждой строчки, если сочтёте нужным, отвечайте все вместе дружно такими словами: «это я, это я, это все мои друзья», а если что-то неправильно — то будете молчать.
1. Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?
2. Кто, из вас почуяв дым, говорит пожар, горим?
3. Кто, из вас шалит огнем, утром, вечером и днем?
4. Кто, костры не поджигает, и другим не разрешает?
5. Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол - еле сам живой ушел?
6. Признавайтесь, дети в том, кто, из вас шалит с огнем?
7. Кто поджог траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Даже сгорел гараж знакомых, и строительный забор?
8. Кто от маленькой сестрички прячет дома дальше спички?
9. Кто пожарным помогает, правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Шапокляк:
Вот закончилась наша игра
И хочу я вам пожелать:
Чтоб не ссориться огнем,
Нужно больше знать о нем,
Отказаться от привычки
Свысока смотреть на спички
И запомнить навсегда,
Что бывает, если дети,
Те, что знают все на свете,
Зажигают спички эти
И бросают не туда.
Дремлют спички, словно птички,
В коробочке до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры:
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончиться печально
Интересная игра.
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы,
И останется от дома
Только горсточка золы.
Если папы дома нет,
Убежал куда-то дед,
А у мамы на работе
Непредвиденный банкет;
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг-
Пиротехник и электрик –
То нельзя включать:
Утюг,холодильник, кипятильник,
Новый бабушкин светильник,
Пылесос, электрочайник,
Телевизор и паяльник,
Ни за что и никогда
Не хватайте провода,
И без взрослых даже штепсель Не втыкайте ни куда.
Игра «Топаем, хлопаем» (если можно сказанное действие выполнять – хлопают, нельзя выполнять – топают).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Шапокляк: Молодцы, вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.
Ведущий: Вот и закончились наши учения, ребята вы были ловкими, сильными и быстрыми. А сейчас мы узнаем, какая же команда оказалась сильней.
Подсчитываются фишки, объявляются результаты.
А тебе Шапокляк, я хочу подарить вот такой плакат, чтобы ты никогда не забывала о правилах пожарной безопасности(ПЛАКАТ НАРИСОВАН ДЕТЬМИ)
Шапокляк: Спасибо большое. Ребята, а вы запомнили правила пожарной безопасности? Давайте поиграем, а я узнаю, все ли вы запомнили. Нужно закончить предложение.
1.2.3.4. У кого пожар в(квартире)
Красный отблеск пробежал, кто со спичками (играл)
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил (утюг)
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье наг (газом)
Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег (траву)
Кто бросал при этом посторонние (предметы)
Помни каждый гражданин пожарный номер (01)
Дым увидел, не зевай и пожарных(вызывай)
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня вы показали свои знания, умения в борьбе с огнем. Вы смело можете носить гордое звание «Юный пожарный»!