Цель: познакомить детей с играми народов разной национальности, поживающих в России.
Задачи:
расширение знаний детей о разнообразии игр народов разной национальности;
объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России и формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей;
воспитание чувства патриотизма, общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России; воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной
развивать мотивацию к двигательной активности и потребность в физическом совершенствовании двигательные качества: скорости, координации, ловкости.
Оборудование: мольберт, магниты и картинки с людьми разной национальности, платки, конусы, гимнастические палки.
Предварительная работа: реализация педагогического проекта «Нет ничего краше Родины нашей»
Ход мероприятия:
Воспитатель: На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Чтение детьми, заранее выученного, стихотворения
«Что мы Родиной зовём?»
1 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тихий вечер за окном.
2 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим, синим
Флаг России над Кремлём!
Воспитатель: Ребята, а как называют людей, которые живут в России?
Дети: Россияне.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? Хотите узнать, в какие игры играют люди других национальностей, проживающих в России?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.
Воспитатель: Повторим правила игр:
- Играем честно и сообща.
- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.
- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.
Воспитатель: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
И поделиться радостью,
Весельем каждый рад.
Ребята, занимайтеместа в вагонах поезда
Машинист - воспитатель, дети сидят в «поезде»
Воспитатель объявляет станции.
Воспитатель: Внимание, станция «Русские народные игры» Мы будем играть в русскую народную игру «Ручеек» Послушайте правила игры.
Игры любят все на свете –
В ручеёк играем, дети!
Встали в пары друг за дружкой,
Взялись за руки с подружкой –
Ручки вверх подняли,
Струйкой побежали!
Те, кто были впереди,
Оказались позади!
Русская народная игра «Ручеек»
Под музыку «Калинка-Малинка» дети встают в пары в колонну друг за другом, поднимают руки вверх и образуют ворота. Ребята пробегают через них, выбирают себе пару среди ребят и становится позади ворот. Игрок, который остался без пары, пробегают через ворота, выбирают себе пару среди ребят и становится тоже позади ворот.
Воспитатель: А знаете, куда мы дальше направимся? Мы полетим на самолете - далеко на Север. Превращаю вас в самолеты! Полетели!
Дети двигаются врассыпную.
Воспитатель: Мы очутились в Якутии на станции «Игры народов севера»
Здесь живут якуты. Здесь длинные, полярные ночи, поэтому мало тепла и света. Завывает ветер. В лицо летит колючий снег. А детям и взрослым все - равно не холодно! Они с удовольствием играют в якутскую народную игру «Льдинки, ветер и мороз»
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают в круг. И повторяют за воспитателем движения и слова.
Холодные льдинки, прозрачные льдинки, (хлопают в ладоши)
Сверкают, звенят дзинь, дзинь…(прыгают на месте на носочках)
На сигнал «Ветер!» дети – льдинки разбегаются в разные стороны.
На сигнал «Мороз!» дети – обнимаются по парам
На сигнал «Льдинка» дети делают большой круг – льдинку.
Воспитатель: А знаете, куда мы дальше направимся? Мы поедем на машине – в республику Татарстан.
Дети двигаются врассыпную, имитируя руками, движения руля.
Воспитатель: Станция «Татарская культура» Поиграем в татарскую народную игру «Хлопушки»
Татарская народная игра «Хлопушки»
На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
- Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Воспитатель: А знаете, куда мы дальше направимся? Мы полетим на вертолете - далеко на Юг. Полетели!
Дети двигаются врассыпную.
Воспитатель: Станция «Осетинские народные игры» Вам предстоит научиться играть в осетинскую игру, а называется она «Водопад и ветер»
Осетинская народная игра «Водопад и ветер»
Для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад!» - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер!» - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.
Воспитатель: А дальше мы направимся в республику Адыгея. Седлаем коней!
Дети двигаются врассыпную.
Воспитатель: Добро пожаловать на станцию «Адыгейская народная игра «Адыг» (конь). Слушайте внимательно правила этой игры.
Адыгейская народная игра «Адыг»
Дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя игроки подскоками двигаются к конусам и оббегают их, тот, кто первый закончит эстафету - победитель.
Воспитатель: Садимся в лодки и мы поплывём в другой уголок нашей Родины. Мы приплыли с вами в Башкириюна станцию «Башкирская», здесь живут башкиры. Ребята, а вы знаете, что такое юрта? Это складывающийся домик в виде шатра. Многие пастухи-башкиры до сих пор с юртами по степи путешествуют. Эти «домики» очень быстро собираются и также быстро разбираются. Ну что - попробуем построить юрту? А поможет нам в этом башкирская народная игра «Юрта»
Башкирская народная игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки вокруг платков. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок. ребята перемещаются в общий круг.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок»
По окончании они быстро бегут к своему платку и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель:
В России дружной и большой национальностей не счесть: