kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий использования интерактивных форм обучения в реализации этнокультурного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте представлен опыт реализации регионального компонента в казачьем детском саду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий использования интерактивных форм обучения в реализации этнокультурного воспитания дошкольников»

Управление образования

Администрации города Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 11










Инновационный образовательный проект



"Создание условий использования интерактивных форм обучения в реализации этнокультурного воспитания дошкольников (казачий компонент регионального содержания образования).»



























2014 год

Содержание проекта:


1.Обоснование актуальности …………………………………2-

1.1.

2.




Обоснование актуальности проекта


Из ничего не бывает ничего

«В казаки шли все, кому не по душе был произвол царя и помещиков,

кому не сиделось на месте. Воины и пахари, они осваивали окраины

государства, укрепляли их, раздвигали границы. Тем, что Россия

раскинулась от Черного моря до Тихого океана, она обязана казачеству»

А. Гулыга

Современный этап жизни российского образования можно охарактеризовать одним словом – инновация. Но в погоне за новыми формами обучения мы забываем, что мы жители огромной страны, традиции в которой складывались веками, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, эгоизму, меркантильности наших людей.

На основе практико-созидательного партнёрства с ИПК и ПРО, совместно с методической службой Управления образования, обобщив имеющийся опыт работы нашего МБДОУ в статусе областной инновационной площадки, была разработана программа по экологическому воспитанию и речевому развитию детей с нарушениями речи, при использовании регионального компонента.

Программа «Флорики» предполагает: духовно – нравственное воспитание, познавательно – речевое, интеграцию патриотического содержания в познавательно – речевое, физическое и интеллектуальное воспитание.

Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, его традициями, обычаями, произведениями музыки и литературы, выполненными донскими авторами, что представляет региональный компонент социально-нравственного развития ребенка дошкольника.

Актуальность выбранной проблемы подчеркивается неоднократно, так как современная система образования в России защищает и стремится развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства.

Об актуальности темы свидетельствует опыт реализации регионального компонента. Он составляет базу для обеспечения комплектности, системности и вариативности включения регионального содержания в образование дошкольников.

ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности образовательной деятельности воспитанников. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого воспитанника, его активности.

Актуальным становиться необходимость создания таких условия образования и воспитания, чтобы педагоги и воспитанники стремились получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

Таким образом, актуальность проекта определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.

Анализ образовательной ситуации учреждения

Инновационный проект МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 11 города Новочеркасска является организационной основой реализации новых подходов к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Национальной инициативы «Наша новая школа», Комплексного плана модернизации общего образования.

В МБОУ СОШ №8 работает стабильный, творческий педагогический коллектив. Учителя готовы к осуществлению инновационной деятельности. Соответствующее образование и квалификация кадров, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы, способствующие внедрению инновационного проекта в образовательный процесс.

За последние два года на курсах повышения квалификации обучились более 70% педагогов школы, из них 20,5% на курсах по использованию ИКТ и интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в уровне развития и воспитанности учащихся.

В последние годы значительно активизировалось участие детей в школьных, городских, региональных, всероссийских мероприятиях различной направленности. С каждым годом увеличиваются количественные показатели банка одаренных детей.

В учреждении работают два компьютерных класса: мобильный и стационарный, создан банк программных разработок (ЦОР) и мультимедийных пособий как по предметам школьного цикла, так и по внеклассной деятельности. Большинство учителей используют Интернет-ресурсы в целях улучшения качества образовательного процесса; многие из них являются участниками городских и областных конференций по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В 2012 году школа стала участником проекта по использованию электронных журналов и дневников.

Однако, наряду с имеющимися достижениями, существует ряд проблем, в первую очередь связанных с качеством образования школьников. Внедрение инновационного проекта позволит создать единую интерактивную среду в учреждении, сформировать осознанную потребность учащихся в получении знаний, а также ключевые компетенции, активную жизненную позицию школьников, тем самым способствуя повышению качества образования.

Концептуальная идея проекта

Целью оптимизации образовательного процесса, повышения качества образования является формирование современной информационно-образовательной среды. Если ранее предметно-информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует думать о расширении и изменении образовательной среды, придании ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информационного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности.

Требования ФГОС к возможности использования информационно-коммуникационных ресурсов (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования различных процессов и явлений, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, и пр.) определяют новый подход к ведению образовательного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные технологии обучения.

Под интерактивной средой понимается освоение и применение интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся через погружение в атмосферу взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Повышение качества образовательного процесса при использовании интерактивного взаимодействия обеспечивается за счёт реализации закономерности: чем выше активность ребёнка в педагогически целесообразной деятельности, тем выше эффективность педагогического процесса. При этом интерактивная среда должна охватывать все образовательное пространство школы (учебное, воспитательное, профессионально-педагогическое), обусловливать атмосферу воспитательных и профессиональных отношений. Создание такой среды – процесс и результат изменения отношения к образовательному процессу всех его участников: педагогического коллектива и администрации, учащихся и их родителей, а также открытого взаимодействия с внешней социокультурной средой.

Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации за счет опережающего развития.

Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии (диалоге) его в окружающей среде.

Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя современные технологии.

Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Цели проекта:

1) повышение качества образования через погружение школьника в интерактивную среду, обеспечивающую естественно активное состояние всех субъектов образовательного процесса.

2) развитие методического потенциала учреждения и расширение возможностей обучения при помощи интерактивных технологий.;

3) переход на новый технологический уровень всех информационных процессов, проходящих в образовательном учреждении.

Задачи проекта:

создание условий для успешности обучения, повышения мотивации учения, развития познавательного интереса посредством обеспечения субъектной позиции;

оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование интерактивных технологий;

формирование единого информационного пространства школы, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (учитель – ученик – родитель);

активное самораскрытие и самореализация личности в атмосфере сотворчества детей и взрослых;

организация дистанционного обучения;

сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья участников образовательного процесса;

создание положительного имиджа школы и позиционирование её на рынке образовательных услуг города, области и страны.

Этапы реализации проекта

Подготовительный: (установочный) (2012г.)

• сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия;

• обоснование актуальности избранной темы проекта;

• проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса;

• распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;

• ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта;

• разработка программы деятельности;

• изучение современной практики по данной теме.

Организационный

• формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений проекта;

• реализация поставленных задач, проведение запланированных мероприятий, выполнение проекта;

• формирование проблемы, определение целей, задач проекта;

• определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы;

• определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта);

• согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования;

• определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.

Практический: (реализационный) (2013- 2014г.)

• фиксация исходного состояния;

• моделирование комплекса подпрограмм и проектов и их реализация, соотношения факторов, ресурсов и результатов;

• прогнозирование тенденций развития школы;

• определение форм и содержания управленческих решений;

• обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающий ( презентационный) (2015г.)

• обработка и анализ промежуточных итогов реализации предполагаемым результатам эксперимента (проекта);

• обобщение и распространение опыта работы учителей;

• формирование банка данных по итогам работы;

• представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента;

•проведение итоговой родительской конференции с участием представителей учреждений социума;

• информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта;

• определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.

Основные направления деятельности

Интерактивная среда школы включает в себя следующие направления деятельности: интерактивное обучение, интерактивное воспитание, интерактивная педагогика, интерактивное взаимодействие с родителями.

Интерактивное обучение. Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.

Интерактивная обучающая среда на уроке должна способствовать:

развитию «пытливости ума», повышению мотивации учения посредством повышения роли эмоционально-ценностного и творческого компонентов деятельности, учёта индивидуальных способностей, интересов школьников;

расширению, углублению и творческому применению знаний;

развитию у школьников умения критически мыслить, решать проблемы, оперируя уже известными объемами информации и самостоятельно осваивая новые знания и способы деятельности.

Решение задач этого проектного модуля предполагает активное использование на уроках:

технологий организации интерактивного взаимодействия;

компьютерных обучающих программ, современной компьютерной техники (в том числе мультимедийных систем, интерактивных досок и др. современного оборудования);

возможностей дистанционного обучения (для детей, временно обучающихся на дому или находящихся на семейном обучении), а также при выполнении домашних заданий;

материалов компьютерного банка дополнительной учебной информации (Интернет-ресурсов и сетевых проектов), созданного творческой группой и пополняемого как учителями, так и учениками.

Интерактивное воспитание (включая программу «Здоровье» и создание внеурочной интерактивной среды).

Интерактивная воспитательная среда создаёт условия самораскрытия, самоутверждения личности в социально ценной деятельности, формирования активной жизненной позиции. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Интерактивная воспитательная среда должна способствовать:

развитию самостоятельности, инициативности школьников, созданию условий для самореализации личности;

развитию лидерских качеств, организаторских умений;

формированию демократического опыта взаимодействия, умению чётко представлять, обосновывать и защищать собственные идеи, делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.

Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в организации жизнедеятельности школьного коллектива через:

использование интерактивных технологий организации воспитательного процесса и взаимодействия в нём:

развитие самоуправления в классных коллективах; создание страницы ученического самоуправление на сайте школы;

вовлечение большего числа подростков и старшеклассников в деятельность детского общественного объединения школы;

реализация проектов ученического самоуправления;

проведение мероприятий с помощью интерактивных технологий (конференции, диспуты, деловые игры);

организацию физкультурно-оздоровительной работы.

расширение и творческое преобразование традиционных форм внеурочной работы в процессе коллективной организаторской деятельности учителей и учащихся.

Интерактивное взаимодействие с родителями

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве школы.

Решая поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи, находясь в изменившейся социальной реальности, педагог ищет новые подходы во взаимодействии с учащимися и родителями. Налаженный диалог с родителями должен стать одним из первых шагов в сотрудничестве семьи и школы.

Если проанализировать частоту обращения родителей по вопросам обучения и воспитания детей в нашей школе, можно увидеть следующую закономерность: в целом у родителей постепенно ослабевает заинтересованность в сотрудничестве со школой, родители перестают видеть в ней партнера в воспитании ребенка. Снижается постепенно и эффективность просветительской работы с родителями. Предположительно, эта же картина повторяется во многих ОУ.

Формы взаимодействия с семьей, родителями.

















Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.


Интерактивная педагогика

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Интерактивная среда педагогического коллектива должна способствовать:

стимулированию профессионального самосовершенствования педагогов;

повышению психологической комфортности, снижению рисков профессиональных деформаций;

созданию условий для развития профессионального творчества.

Решение задач проектного модуля предполагает создание атмосферы сотворчества в деятельности педагогического коллектива через:

вовлечение всех членов педагогического коллектива в работу творческих групп по совершенствованию образовательного процесса (разработку и проведение педагогических советов, дней мастерства, совершенствование отдельных элементов программ и, при необходимости, разработку новых программ, проектов);

активное вовлечение педагогов в совместную творческую деятельность с учащимися как условие интерактивной среды образовательного учреждения;

проведение конкурсов: «Интерактивный урок», «Лучший классный руководитель»;

участие в постоянно действующем семинаре «Применение интерактивные технологий в образовательном процессе»;

создание сайтов учителей и страниц МО.

Предполагаемая результативность проекта

В аспекте обученности и развития личности обучающихся:

формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;

повышение качества знаний, умений и навыков;

расширение опыта исследовательской деятельности, навыков учебного сотрудничества;

динамика развития творческого мышления учащихся;

снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.

В аспекте воспитанности и социализации школьников:

гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;

развитие самостоятельности и инициативности, активной жизненной позиции, лидерских качеств;

сохранение и укрепление психического и физического здоровья;

обогащение опыта организации взаимодействия, товарищеских отношений.

В аспекте профессионального развития педагога:

профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;

повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;

повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;

профилактика профессиональных деформаций.

В аспекте развития образовательного учреждения:

повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;

повышение качества организации образовательного процесса и управления им;

совершенствование образовательной программы;

повышение комфортности образовательной среды;

удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;

благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;

повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Онищенко Наталья Владимировна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства