Просмотр содержимого документа
««Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Шахтерский ясли-сад №7»»
Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении:
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в
МБДОУ «Шахтерский ясли-сад №7»
Автор:Усова Марина Владимировна – старший воспитатель МБДОУ «Шахтёрский ясли-сад №7"
Описание:Моя публикация будет интересна заведующим ДОУ, старшим воспитателям, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ. Форма проведения: традиционная, с использованием игровых приемов. Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Задачи: 1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. 2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни. 3. Развить творческий потенциал педагогов. 4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. Предварительная работа: 1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете. 2. Отбор и изучение литературы по вопросу физкультурно-оздоровительной работы. 3. Консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы. 4. Открытые мероприятия по теме педагогического совета. 5. Тематический контроль «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ. Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня». 6. Работа с родителями: оформление стендов, анкетирование родителей. 7. Разработка сценария проведения педагогического совета. 8. Подготовка проекта решения педагогического совета. 9. Домашнее задание воспитателям: ** педагоги каждой группы должны быть готовы проанализировать пути решения, свои методы, плюсы – минусы в работе по теме педсовета (первой годовой задаче). ** быть готовыми провести (интересную, «неизбитую») подвижную игру, познакомить с закаливающей процедурой, физминутку, пальчиковый тренинг. Предлагаю секретарю занять своё место и начать работу.
Повестка дня: 1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, старший воспитатель Усова М.В.., старший воспитатель. 2. Вступительное слово по теме педсовета – заведующий МДОУ№7, Дроздова Т.Ф . 3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ №7 , оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Бинатова А.В.. 4. Итоги тематической проверки, старший воспитатель Усова М.В., 5. «Оздоровительно-игровой час» в старшей группе
Мельник О.А., Ушакова Ю.Н., воспитатели. Видеопросмотр, обсуждение. 6. Деловая игра. Проводит инструктор по физкультуре и старший воспитатель Усова М.В. 7. Проект решения педагогического совета. 8. Организационные вопросы.
Хочется надеяться, что все педагоги будут активно участвовать в работе педсовета, делиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме, задавать вопросы, комментировать.
Ход педсовета:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, Усова М.В., старший воспитатель (отчёт).
2. Вступительное слово по теме педсовета – Дроздова Т.Ф., заведующий.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно- оздоровительной деятельности с детьми. И главная цель данной работы: *сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда: музыкальные, спортивный зал с соответствующим оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для спортивных игр, медицинский блок, кабинет логопеда, спортивные площадки. Вот такова модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Планирование физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в рамках Типовой образовательной программы ДОУ «Теремок». По данному направлению разработаны планы физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической, санитарно-просветительской работы. Разработано блочное комплексно-тематическое планирование на все возрастные группы, перспективные планы, ведутся протоколы медико-педагогического контроля физкультурно-оздоровительной работы, где контролируется и питание, и закаливание, и самостоятельная двигательная активность. Также работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, прогулок, различных гимнастик и многое другое. Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультурно-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат… Оценить эффективность данной работы возможно на основе анализа результатов объективного исследования состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей с использованием технологии мониторинга, а также анкетирования родителей (читать вывод по слайду). Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов. Это я говорила о положительных сторонах аспекта. Теперь бы хотелось послушать мне вас: есть ли у нас недостатки в работе по данному вопросу, что мешает выполнять работу на высоком уровне, какие «плюсы», какие «минусы»?
3. «Анализ состояния здоровья воспитанников ДОУ№7 «Теремок», оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Бинатова А.В. Одной из главных задач коллектива нашего дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей через организацию закаливания, воспитание привычки к повседневной двигательной активности, здоровому образу жизни. И это не случайно, так как нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового ребёнка. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Данная работа проводится в нашем учреждении комплексно: она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина, своевременно организуются медицинские обследования, контролируется проведение профилактических прививок. В начале каждого учебного года все воспитанники распределяются по группам здоровья: Анализируя распределение воспитанников по группам здоровья можно сделать вывод, что в сравнении за три года количество воспитанников с 1 группой здоровья увеличилась, а с 3 группой – уменьшилась. Это положительная динамика. Медицинский контроль за состоянием здоровья осуществляется врачами специалистами 1 раз в год. Мною регулярно проводятся наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки групповых комнат, соблюдение воздушно-теплового режима, физической нагрузки на физкультурных занятиях. В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду так в 2021г она составила 81,5%. Случаи травматизма отсутствуют. Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (ежедневные прогулки, хождение босиком, минутки-пробудки и другие). Стало традицией проведение «Дней здоровья» для детей, организации которых активную помощь оказывают родители. В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, наличие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок, лимон). Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях, с целью предупреждения переутомления, динамические часы на прогулке. В детском саду создаются условия для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического здоровья. В каждой группе имеются физкультурные уголки с нестандартным физкультурным оборудованием. На территории детского сада имеется спортивная площадка с гимнастическим оборудованием. Педагоги используют разнообразные формы и методы организации физической активности. Ежемесячно руководителем учреждения проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей детского сада. Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг. Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, ароматерапия, кварцевание групп. В целях санитарно просветительской работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей на стенде «Здоровье» ежемесячно обновляются материалы. Вывод: Педагогами, администрацией и мной, ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривают повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Также планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива.
4. Итоги тематической проверки «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ, организация физкультурно-оздоровительной работы», старший воспитатель Усова М.В.
Аналитическая справка Срок проведения: с 21.10.21 по 16.11.21 Основой целью данного контроля является оценка уровня сформированности практических знаний и умений педагогов в области сохранения и укрепления здоровья детей и использования в практике работы здоровьесберегающих техник и технологий. Задачи: 1. Изучить состояние воспитательно-образовательной работы с детьми по проблеме, проанализировать систему работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями, выявить умение воспитателей творчески подходить к данному вопросу, используя нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями. 2. Оценить условия (среду, режим, нагрузку, двигательный режим) пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение», дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в группах детского сада, способствующей развитию у детей умений и навыков, способствующих здоровому образу жизни. 3. Определить перспективы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему применению разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной деятельности с детьми.
Проверка проводилась во всех возрастных группах. Была проконтролирована систематичность проведения традиционных здоровьесберегающих технологий. Такие как: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, «Оздоровительно-игровые», «Динамические часы», наличие консультаций и папок – передвижек для родителей по данной теме, спортивных уголков. А также использование нетрадиционных методов в работе с детьми, а именно: применение дыхательной гимнастики, точечного самомассажа, проведение элементов психологического тренинга, пескотерапия, арттерапия и т.п. Беседы и наблюдение за педагогами показало, что все используют такие формы организации физической активности детей, как гимнастику после сна, подвижные и спортивные игры в течение дня, а так же профилактические мероприятия (разные виды закаливания, самомассаж, дыхательную и корригирующую гимнастику). Замечаний нет. В процессе проверки выявлено, что воспитатели повысили свой профессиональный уровень по данной проблеме, путем изучения специальной методической литературы, интернет консультаций. Результаты проверки показали, что в каждой возрастной группе применяются нетрадиционные методы и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми. Хорошо организована в группах работа валеологического характера: дети посредством различных методов и способов получают знания о ЗОЖ, которые помогут ему познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки в записях, чтение сказок и слушание ауди-постановок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна, «Оздоровительно-игровой час» в сочетании с профилактическими процедурами. Педагоги обладают высокой компетентностью в организации предметно-развивающей среды по данной тематике: физкультурные уголки грамотно оформлены, мебель промаркирована, спорт.инвентарь соответствует санитарным и возрастным требованиям.. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки. В них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Замечание по данному вопросу: необходимо пополнять ежегодно и желательно в начале года оборудование в «Физкультурных уголках». Физкультурные занятия проводятся на высоком уровне: структурные части соответствуют типу занятия; осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств. Физрук обеспечивает дифференцированный подход к детям с учетом физической подготовленности. Просмотр утренней гимнастики показал умение воспитателей подбирать физические и строевые упражнения в соответствии с возрастом, подготовленностью; использовать различные атрибуты и звуковое сопровождение; выстраивать сюжет. Но не у всех имеются описание подвижных игр, картотека комплексов утренней гимнастики и корригирующих упражнений. Анализ планов выявил разнообразие форм работы с родителями по физическому воспитанию: родительские собрания, консультации, выпуски сан.бюллетеней, привлечение к участию в спортивных праздниках, совместных физкультурных занятиях. Хочется отметить состояние документации в некоторых в группах, которая подтверждает использование многообразие форм работы по физическому воспитанию. Это средняя, старшая и логопедическая группы. Наглядная информация для родителей в группах представлена тоже достаточно ярко. Но есть необходимость разнообразить оформление материалов по приемлемым методам закаливания, самомассажу. В ходе проведения тематического контроля были выявлены следующие недостатки: - недостаточно внимания уделяется педагогами мероприятиям оздоровительного характера, способствующих повышению двигательной активности детей в утренний отрезок времени; - педагогами групп не выдерживается график прогулок с детьми, неоправданно сокращается время прогулки; - нет обогащения прогулки выносным материалом для организации двигательного режима (весеннее – осеннее – зимний период).
Вывод: Контроль показал, что физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, в целом, ведется на достаточно высоком уровне. Уровень профессионального мастерства педагогов довольно высокий. Они качественно планируют работу в данном направлении, используют разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливающих процедур, грамотно строят образовательное пространство, привлекают к работе в данном направлении родителей. Рекомендации: 1. Необходимо пополнять ежегодно и желательно в начале года оборудование в «Физкультурных уголках». Срок исполнения: до января 2022 года ответственные: воспитатели 2. Обратить внимание на выдерживание графика прогулок и обогащение прогулок в весеннее – осеннее – зимний период выносным материалом для организации двигательного режима. Срок исполнения: в течение года ответственные: воспитатели 3. Систематически обновлять информационный уголок для родителей «Нетрадиционные оздоравливающие методы работы с детьми». Срок исполнения: в течение года ответственные: воспитатели 4. Обновить (у кого нет сделать): *Картотека прогулок; *Картотека различных игр, проводимых в группе; *Комплексы: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
5. Видеопросмотр, обсуждение «Оздоровительно-игровой час» в старшей группе, воспитатели Мельник О.А., Ушакова Ю.Н. 6. Деловая игра: старший воспитатель Усова М.В.
Сообщение на тему «Физическая культура в детском саду». воспитатель (Дорофиенко О.П.) Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада в плане физвоспитания. Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает: • физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения; • занятия и мероприятия по ЗОЖ и валеологии; • прогулки 2 раза в день; • утренняя гимнастика и гимнастика после сна; • физкультминутки, динамические часы; • музыкально-ритмические занятия; • самостоятельную двигательную деятельность детей. Что необходимо для полноценного физвоспитатния? Во-первых, специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, образование, педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении. Во-вторых, нужна система знаний, основанная на следующих принципах: 1. непрерывность (с утра до вечера); 2. добровольность (вызывать желание, а не принуждать); 3. доступность упражнений; 4. чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью. Всё это формирует физическую культуру детей. И сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в этом вопросе…
Педагогический практикум по физической культуре (в форме деловой игры).
Педагоги разбиваются на 2 команды.
1. Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания: Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.. Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
2. Командам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.
3. На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?
Высказывания мудрых людей, живущих в разное время: * "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой * "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов. * "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр. * "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ. 4.Педагоги каждой команды показывают 2 варианта физкультминутки. 5. Задать друг другу по одному вопросу (по теме педсовета) – обдумывание 1 минута. 6. Задание командам: организовать и провести подвижную игру. 7. Творческое задание: разработать принципы «Радостной физкультуры» Принципы «Радостной физической культуры»: а. Каждое занятие – новая игра или путешествие в страну Физкультуры б. Физкультурная разминка = это сюжетный и соревновательный комплекс. Дозировка осуществляется с учетом групп здоровья в. Планирование занятий должно носить тематический характер и учитывать интерес детей и времена года г. Использовать на занятии высокохудожественное и образное слово, музыку, а также театрализацию («Ты – кошечка, ты - слонёнок…», а так же костюмы, шапочки и т.п.) д. Каждое занятие – это встреча с новым. 8. Закаливание: удивите своих соперников, предложив им новую закаливающую процедуру… 9. Закончить пословицы о здоровье (совместное задание) Чистота – (залог здоровья).
Здоровье дороже (золота).
Чисто жить – (здоровым быть). Здоровье в порядке – (спасибо зарядке). Если хочешь быть здоров – (закаляйся). В здоровом теле – (здоровый дух). Здоровье за деньги (не купишь). Береги платье с нову, (а здоровье смолоду). Будет здоровье –(будет все). 10. И в заключение – «мозговой анализ» - Педагогические ситуации
Педагогические ситуации 1. Прокомментируйте данный диалог. Разговор двух мам: - Мой ребенок стал ходить в детский сад и начал часто болеть. Я считаю, что виноваты в этом воспитатели: не присматривают хорошо за детьми. - Ты права, мой ребенок не болеет, потому что мы сидим с ним дома. Если бы вы, воспитатель д/с, случайно услышали такой диалог, как бы вы отреагировали? ____________________________________________________________ 2. Мама привела ребенка в детский сад и увидела, что в группе открыта фрамуга, выразив недовольство воспитателю группы и выслушав доводы воспитателя, она обратилась в администрацию детского сада. * Что могла ответить воспитатель на недовольство мамы? * Права мама? _____________________________________________________________
3. Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав? __________________________________________________________ 4. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) ____________________________________________________________ 5. Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сна не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как выйти из этой ситуации. ____________________________________________________________
6. Ребёнок в течение года переболел более 4-х раз ОРЗ и ОРВИ. Можно ли такого ребёнка считать часто и длительно болеющим? Какую работу необходимо проводить с таким ребёнком воспитателям, родителям, мед. персоналу. 11. Рефлексия «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог: - Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо: - Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька. - Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы? - Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка. - Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза? - Потому, что я не любила есть морковку, моя внученька. - Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь? - Это потому, моя Деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку…
В один голос, обращаясь к присутствующим:если вы не хотите, чтобы вас съел Серый волк, как бабушку, ведите здоровый образ жизни!
Вот такая у нас сегодня рефлексия и такая установка. Будьте здоровы!
7. Проект решения педагогического совета № 2.
1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно. 2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник». Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра. Срок: 1 февраля 2020 г.
3. Дополнить - физкультурные уголки: **интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией; **регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми. - документацию: **Картотекой прогулок; **Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке; **Комплексами: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час» Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2022 г.
4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д. Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года
5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями. Ответственные: инструктор по физкультуре, воспитатели. Срок: до 1.03.2022 г. 8. Организационные вопросы.