Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность обучающихся путём применения современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда
Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность обучающихся путём применения современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда
Успешность ребёнка - это его здоровье и душекное благополучие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность обучающихся путём применения современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда»
Создание образовательного пространства, обеспечивающего успешность обучающихся путем применения современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда.
В настоящее время родители и педагоги заинтересованы в том, чтобы дети имели полноценные знания по всем дисциплинам, были эрудированы, хорошо воспитаны, и в будущем - успешны в жизни. Но нужно помнить, что успешность ребенка-это не только определенный багаж знаний, но, прежде всего, его здоровье и душевное благополучие. Поэтому эффективные современные методы в работе логопеда становятся сейчас перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. К таким методам работы относятся следующие современные технологии: логопедический массаж, биоэнергопластика, СУ-ДЖОК- терапия, дыхательная гимнастика, песочная терапия, мнемотехника, информационные технологии.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
При тяжелых речевых нарушениях применяется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать нарушение звукопроизношения, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной стороны речи у детей. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.
Показания для логопедического массажа
При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как: сложная дислалия, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия и все ее симптомы, короткая подъязычная связка (уздечка), заикание (если есть дизартрические расстройства). нарушение голоса (если нет органического нарушения).
Противопоказания
В противопоказания логопедического массажа входят все инфекционные заболевания, стоматит, герпес, грибки, гнойничковые раны, фурункулез, поражения кожи, ожоги, раны, аллергические реакции, болезни крови и сосудов, эписиндром (так как логопедический массаж может вызвать судороги). До трех лет в полости рта массаж не делают.
Логопедический массаж делают с согласия родителей на данную процедуру и справок от врачей: невролога, отоларинголога, педиатра и т.д. (если ребенок находится на учете у данных специалистов).
Приемы логопедического массажа
Главная цель при проведении логопедического массажа –нормализация мышечного тонуса! Для этого используют специальные приемы. Выбор приемов массажа зависти от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей, патологической симптоматики.
При пониженном тонусе речевой мускулатуры используется следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрации, похлопывания.
При повышенном тонусе используются в основном поглаживания и легкая вибрация.
Логопед использует обычно комплекс приемов и сочетает их с приемами пассивной или активной артикуляционной гимнастики и самомассажем. В работе по проведению логопедического массажа используются стерильные бинты, салфетки, зонды, зондозаменители, шпатели, щеточки. Таким образом проводится: логопедический массаж лицевых мышц, логопедический массаж губ, логопедический массаж языка.
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Биоэнергопластика – это совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря таким движениям у ребенка улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается координация движений мелкой моторики пальцев рук, ускоряется исправление звукопроизношения, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, развивается память и произвольное внимание.
Биоэнергопластика – это фундамент развития артикуляционного аппарата, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. А правильное речевое дыхание является основой для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Правильное речевое дыхание ребенка-это база для развития речи! Все звуки нашей речи, как известно, мы произносим на выдохе, соответственно, если речевой выдох неправильный, то все звуки будут звучать смазано, нечетко.
Несовершенства речевого дыхания
У детей с нарушениями речи можно наблюдать следующие несовершенства речевого дыхания:
Слабый вдох и выдох, что ведет к очень тихой речи, иногда даже шепотом. (наблюдается ,как правило у физически слабых детей.)
Неравномерное распределение воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а затем договаривает фразу шепотом, или недоговаривает, проглатывает слоги и фразы.
Неумелое распределение дыхания в предложениях. Ребенок вдыхает воздух в середине предложения, а затем продолжает. Например: Мы с мамой (вдох) идем гулять.
Торопливое произнесение фраз без перерыва на вдохе, с «захлебыванием»
Неравномерный толчкообразный выдох. Речь звучит то громко, то тихо.
Дыхательная гимнастика способствует:воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшению дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, улучшает работу органов пищеварения, ликвидирует различные неврозы. Дыхательная гимнастика проводится не более 5- 6 минут, важно в это время следить за ребенком и его самочувствием. Гимнастику можно чередовать с артикуляционной гимнастикой, массажем. Игры по развитию речевого дыхания проводятся в форме игры, детям очень нравятся.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Давно известно, что мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией ребенка. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем устную речь детей. На индивидуальных занятиях используются различные приемы по развитию мелкой моторики: мозаика, шнуровки, лепка, рисование, штриховка, пальчиковые упражнения. Кроме этого, используются пальчиковые игры с элементами сказкотерапии с помощью героев-животных, которые надеваются на каждый пальчик ребенка, а также один из интереснейших приемов - «Волшебные шнуровки». Выполнение таких упражнений стимулирует развитие всех компонентов речи: автоматизация сложных звуков, развитие слухового восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи и связного высказывания.Наряду с различными традиционными пальчиковыми играми, в логопедических целях, активно используются и нетрадиционные методы. Один из таких методов – это Су-Джок терапия. Изображенная корейским философом и профессором Пак Чжэ Ву Су- Джок терапия является новым современным подходом в логопедии.В переводе с корейского языка СУ- это ладонь, ДЖОК- это стопа. Теоретической основой системы лечения является открытие в каждой руке и ноге поверхностей и точек, соответствующих определенным точкам человеческого тела.В логопедической работе приемы Су- Джок терапии активно используются в качестве массажа при коррекции различных речевых нарушений, развитии мелкой моторики, общем восстановлении организма.
Приемы и технология проведения Су-Джок терапии:
1.Массаж специальным шариком ( прокатывание шарика между ладошками и пальцами с проговариванием).
2.Массаж с помощью эластичных колец (кольца разного диаметра и размера надеваются на каждый палец до появления легкого покраснения и ощущения тепла).
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи шариков, колечек, массажных мячей. Массаж проводится в игровой форме. Сначала логопед показывает ребенку, как правильно прокатывать шарик, потом делает это одновременно с ребенком и проговариванием текста, связанного с темой занятия. Выполнение таких упражнений на логопедических занятиях оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Они не только мотивируют детей на занятия, но и позволяет повысить их речевую активность в результате заучивания стихов, скороговорок, потешек, в рассказывании коротких рассказов, в автоматизации поставленных звуков, развивает мелкую моторику пальцев рук.
Песочная терапия
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии, способствующей более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. На логопедических занятиях мы все наши лексические темы обыгрываем на песке. Таким образом, используются игры по формированию фонематического слуха, по коррекции звукопроизношения, по развитию грамматического строя речи, по расширению словарного запаса, по развитию пространственных представлений с помощью предлогов, по предупреждению оптической дисграфии. Кроме этого, игры с песком:
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью,
совершенствуют зрительное восприятие,
расширяют речевые возможности,
помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
позволяют развивать фонематические процессы,
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Мнемотехника
Мнемотехника в переводе с греческого языка обозначает «искусство запоминания», это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи ребенка. Мнемотехника строится от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей и структуры речевого и психического развития ребенка. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, затем используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Суть мнемотехник заключается в следующем: На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение, схема). Глядя на эти схемы или картинки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехники мы используем в изучении нового материала, в заучивании стихов, чистоговорок, скороговорок, в обучении пересказа текста, при написании изложений и сочинений. В педагогике мнемотехнику называют по-разному: сенсорно- графические схемы, блок-квадраты, предметно-схематические модули, схемы составления рассказа, коллажи. Использование приемов мнемотехники на занятиях сокращает время обучения, развивает основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, а также развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Информационные технологии в работе учителя-логопеда
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Так, на логопедических занятиях используются компьютерные обучающие и развивающие игры, создаются слайды с картинным материалом, текстами, фотографиями и различными заданиями. Применение компьютерных технологий на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. В процессе занятий, с применением компьютера, дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, за счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме этого, важным моментом в подготовке детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной, координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Таким образом, применение современных педагогических технологий на коррекционных занятиях позволяет создать образовательное пространство, которое оптимизирует процесс коррекции речи, способствует оздоровлению всего организма, обеспечивает личностную и социальную успешность обучающихся.