Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в образовательной деятельности ДОО»
Семинар – практикум для педагогов
Тема «Современные педагогические технологии
в образовательной деятельности ДОО».
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО посредством инновационных педагогических технологий.
Задачи:
1. Уточнить знания педагогов об инновационных педагогических технологиях.
2. Выявить умения использовать педагогические технологии и адаптировать их под свои условия.
3. Определить специфику реализации технологии в конкретной возрастной группе в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО).
3. Учить выделять типичные проблемы в организации образовательного процесса на основе технологии и устранять их.
Результат: педагоги способны внедрять инновационные технологии, адаптировать их под свои условия.
План:
№ п/п
Вопросы
Формы работы
Методический продукт
1
Принципы ФГОС ДО
Работа с нормативным документом
Шпаргалка педагога
«Принципы ФГОС ДО»
2
Определения педагогической технологии
Знакомство с определениями разных авторов, выбор наиболее понятного и точного
Схема (рисунок) определения педагогической технологии
3
Критерии образовательной технологии
Обсуждение
Перечень критериев
4
Отличия технологии и методики
Сообщение
Таблица «Основные отличия технологии и методики»
5
Классификация педагогических технологий
Обсуждение
Таблица «Классификация педагогических технологий в ДОО»
Домашнее задание: описание одной из технологий по схеме
Картотека педагогических технологий по ООП ДО
Современные технологии в дошкольном образовании
С 2014 года началось введение ФГОС ДО, а с 2016 года – реализация ФГОС ДО.
Какие принципы провозглашает Стандарт?
Принцип индивидуализации, когда сам ребенок становится субъектом образования;
Принцип возрастной адекватности;
Принцип поддержки инициативы и самостоятельности;
Принцип развивающего обучения;
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Соответственно, необходимы технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором ребенок включается в процессы саморазвития, саморегуляции, проявляя свою познавательную активность.
Почему важно владеть технологиями дошкольного образования?
Педагогическая технология позволяет активизировать творческую деятельность детей, проявлять субъектную позицию ребенку, позволяют формировать качества, обозначенные в целевых ориентирах ФГОС ДО, предпосылки учебной деятельности, так необходимые на последующих этапах обучения.
В связи с тем, что один из принципов Стандарта - учет индивидуальных и возрастных особенностей, современное дошкольное образование требует новых подходов проектирования и конструирования образовательной деятельности, совершенно иных подходов к образовательному процессу.
И, самое важное, требуются педагогические кадры, способные разрабатывать авторские программы, проекты и внедрять техноло-гии дошкольного образования, адаптировать под свои условия.
Материал из Википедии: Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого - педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектирова-нию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:
1.компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.
(Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.)
термин «педагогические технологии» …
2.инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость).
Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.
Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.
(Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3).
3.система способов, приемов, шагов,
последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий, обеспечивающих гарантированный результат.
(Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.)
Практическое задание.
1. Выберите из предложенных определений то, которое считаете для Вас наиболее понятным и точным или найдите другое определение.
2. Зафиксируйте это определение схемой или рисунком.
Что понимать под результатом деятельности ДОО?
Результат педагогической деятельности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепорюк).
Если при применении педагогических технологий в ДОО педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.
Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность —потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой).
Критерии образовательной технологии:
Концептуальность. В основе технологии должна лежать научная концепция.
Системность. В основе технологии лежит целостный и системный подход, взаимосвязь всех частей.
Управляемость. Любая технология должны быть управляема, возможность анализировать, проектировать, проводить диагностику, корректировать процесс реализации.
Эффективность.Любая реализуемая технология должна гарантировать результат в оптимальное потраченное время с оптимальными ресурсами.
Воспроизводимость.Это важный критерий технологии. Технологию может воспроизвести любой коллектив или педагог, независимо от стажа, опыта и возраста.
Практическое задание.
На основе определения выделить основные существенные отличия технологии и методики и заполнить таблицу.
Основные существенные отличия технологии и методики:
Технологии
Методики
Характер
Решение образовательных задач
Достижение цели
Результат
Взаимодействие
(образец заполнения таблицы в приложении)
Классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.
Педагогические технологии - школьного звена, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников)
В каждой образовательной программе реализуемой в ДОО, заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.
УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОО.
Без этого условия цели педагогической системы ДОО и образовательная программа не могут быть реализованы.
Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию:
- здоровьесберегающие педагогические технологии (медико - профилактические технологии; здоровьесберегающие технологии; технологии социального благополучия ребенка; технологии валеологического обучения родителей.)
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
- технология исследовательской деятельности,
- технология проектной деятельности,
- технологии «Портфолио дошкольника»,
- информационно-коммуникативные технологии.
- технологии математического образования,
- конструирование, леготехнологии, робототехника,
- технология активных методов обучения и модерации (повышения мотивации обучающихся, познавательной активности, для формирования умения работать в команде, коммуникативных навыков)
- игровые технологии.
-технология макетирования.
-технология коллекционирования.
Практическое задание.
Описать одну из технологий, используемых в группе педагогом (воспитателем, специалистом).