Просмотр содержимого документа
««Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка»
Тема: «Совместная деятельность
музыкального руководителя и
педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог:
Пестова Алёна Викторовна
г. Салехард
Взаимодействие специалистов в детском саду –
важная и ответственная форма работы
с детьми дошкольного возраста.
Практика подсказывает,
о необходимости поиска эффективных методик
по сохранению психического здоровья дошкольников.
Совместная работа специалистов ДОУ
помогает реализовать намеченные цели
в интересной для детей форме.
Именно в раннем детстве формируются личностные качества,
раскрываются способности ребёнка.
Главным средством взаимодействия ребёнка
и взрослого должны стать игровые ситуации.
Необходимо создать для малыша комфортную
психологическую атмосферу.
Совместная деятельность педагога-психолога
и музыкального руководителя
в дошкольном образовательном учреждении
строится в рамках психолого-педагогического сопровождения
реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие».
В совместной работе педагога-психолога
и музыкального руководителя
кроются большие возможности развития дошкольников
в условиях детского сада в данной образовательной области.
Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога осуществляется по двум направлениям:
Коррекционно-развивающее
Информационно-консультативное
Педагог – психолог и музыкальный руководитель учитывают:
Индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка.
Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности.
Закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических, психологических и музыкальных занятиях.
Основные задачи стоящие перед педагогом – психологоми музыкальным руководителем:
создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО;
развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников;
обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребёнка с учётом особенностей его развития;
развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве;
развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок;
учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
развивать мелкую и общую моторику;
расширять лексический запас;
развивать коммуникативные навыки.
Области сотрудничества:
1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.
2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.
3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.
Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:
оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребёнка;
учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель:
консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учётом их возраста;
участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать;
Цель нашей совместной работы:
- помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.
- оптимизация образовательного процесса по музыкальному развитию каждого ребёнка во взаимодействии музыкального руководителя и психолога
Основные задачи:
- преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
I. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Как психологу, так и музыкальному руководителю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения),мы проводим занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постоянно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Вызвать у ребёнка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем научить каким-нибудь движениям и умениям. Всегда нужно помнить, что именно игра – ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста, потому что является для них жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребёнка: мышление, речь, память, воображение. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. С помощью игры решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционные.
Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют.
От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приёмы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.
II. Дошкольникам сложно понимать и выражать свои чувства, эмоции, говорить о своих ощущениях, выстраивать диалог и партнёрские отношения друг с другом, выступать перед зрителем. Необходимо создать для малыша комфортную психологическую атмосферу. Для этого в нашем детском саду мы проводим театрализованные музыкально-психологические тренинги.
Театрализованный музыкально-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:
- развитие саморегуляции;
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- приобретение социальных навыков, формирование навыков общения в различных ситуациях;
- снятие эмоционального напряжения;
- коррекция агрессивного поведения;
- формирование адекватной самооценки; развитие эмпатии, толерантности.
Данный тренинг можно проводить в комплексе коррекции, а также и как профилактику нарушения поведения. В комплексе мы используем стихи, загадки, логоритмические этюды.
III. Наиболее видимое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка оказывает живопись и музыка. Поэтому огромное внимание в нашей работе уделено арт-терапевтическим методикам, таким как рисование под музыку, слушание музыки и её анализ.
Мандала-терапия один из современных приёмов арт-терапии, который мы используем в своей работе. В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе.
В детском саду ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. В работе с детьми необходимо создание условий воспитания и обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Одной из приемлемых форм работы с детьми является метод мандалы. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными) под музыкальное сопровождение.
Мандала – это, как правило, круг, имеющий выраженный центр.
Мандала — это не просто красивый замысловатый рисунок. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.
Мандала — это ценный инструмент для развития положительных качеств человека, его силы и энергетики.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности.
Цель работы при закрашивании мандалы:
- развитие творческих способностей
- развитие произвольности поведения, коррекция эмоционального состояния
- диагностика актуального настроения (раскрашивание белого круга)
- развитие воображения
- снятие внутреннего напряжения, релаксация
- развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков
- воспитание аккуратности
- активизация бессознательного.
Совершенно не важно, умеет ли ребёнок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново.