kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологические истоки формирования детской лжи «Малышка – Лгунишка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все родители сталкиваются с детской ложью. Что это – незрелость, склонность к фантазированию? Как к этому относится? Какую тактику поведения выбрать?

Все дети обманывают, это известно давно. Как же нам относится к детской лжи? Как вести себя с маленькими лгунами: быть непримиримыми к ним, или, наоборот, снисходительными? Пройдёт ли это само собой или нужны специальные педагогические усилия, чтобы ребёнок «вырос» из этого, перестал врать? Для чего вообще дети лгут, зачем им это нужно?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологические истоки формирования детской лжи «Малышка – Лгунишка»»

Социально-психологические истоки формирования детской лжи

«Малышка – Лгунишка»


КГКП я/с №102 «Айсулу»

Воспитатель Ширидзянова Н.А.


Все родители сталкиваются с детской ложью. Что это – незрелость, склонность к фантазированию? Как к этому относится? Какую тактику поведения выбрать?

Все дети обманывают, это известно давно. Как же нам относится к детской лжи? Как вести себя с маленькими лгунами: быть непримиримыми к ним, или, наоборот, снисходительными? Пройдёт ли это само собой или нужны специальные педагогические усилия, чтобы ребёнок «вырос» из этого, перестал врать? Для чего вообще дети лгут, зачем им это нужно?

Они не одиноки

Ну, во-первых, лгут не только дети. Лжём и мы, взрослые, и не меньше малышей. Наша ложь даже опаснее – но почему мы такие? Во многом потому, что наши собственные родители не воспитали нас как следует тогда, когда мы были маленькими. Корни большой взрослой лжи часто уходят в раннее детство.

Когда и зачем малыши обманывают взрослых и друг друга?

Известный психолог Е.В. Субботский как-то провёл интересный эксперимент. Дети от 3 до 5 лет должны были лопаточкой переложить шарик из одной корзины в другую. Справиться с этим было непросто, потому что шарик скатывался с лопатки. Если ребёнку удавалось переложить шарик, он получал в награду конфету.

Пока в комнате присутствовал взрослый, всё шло хорошо: кому-то удавалось выполнить задание и получить награду, кому-то нет, но никто не пытался жульничать. Но вот экспериментатор вышел. Разумеется, он по-прежнему наблюдал за детьми, только они об этом не подозревали. И, конечно, многие начали хитрить: видя, что переложить лопаточкой не получается, перекладывали руками.

Но вот взрослый вернулся и стал задавать вопросы.

-Так ты лопаточкой переложила?

-Да, лопаточкой…

-Молодец! На, бери конфету.

И вот тут выяснилось, что дети (даже трёхлетние!) ведут себя по-разному! Кое-кто с радостью берёт конфету и спокойненько её съедает. Но таких малышей очень мало. Большинство, взяв незаслуженную награду, явно испытывают муки совести. Им стыдно, они не смотрят взрослому в глаза, видно, что у них тяжело на душе. Некоторые потом всё-таки съедают конфету, а кое-кто выбрасывает её. Был и такой мальчик, который со злостью воскликнул: «Не нужна мне ваша конфета!» - кинул её в угол и выбежал из комнаты.

В данном случае, очевидно, что дети обманывают ради своей выгоды: и это, безусловно, худший вид лжи. Почему малыши так себя ведут? Потому что конфета вкусная и хочется её съесть. Соблазн слишком велик, а контроль над собой у таких маленьких детей пока ещё слишком слабый – невозможно удержаться.

Что из этого следует?

Во-первых, то, что не стоит постоянно ставить ребёнка в такое положение, когда у него будут возможность и желание обманывать вас. Ведь пока экспериментатор находился в комнате, никто не пытался жульничать. Если у ребёнка мало шансов «добиться успеха», он и не станет врать. Дети, как это ни странно, - довольно-таки прагматичные существа.

С другой стороны, нельзя вечно контролировать ребёнка. Он должен постепенно становиться самостоятельным. Но выпускать его из-под контроля следует не сразу, а исподволь. Желательно выбирать такие ситуации, когда вы в малыше более-менее уверены, когда вокруг нет непреодолимых соблазнов.

Если это случилось…

Что делать родителям, если ребёнок всё-таки вам соврал?

Во-первых, важно понимать, когда он лжёт, а когда говорит правду. Вам, как родителям, сделать это легко.

  • Для этого вам необходимо просто внимательно понаблюдать за своим малышом: за его лицом, голосом и манерами, взглядом и настроением.

  • Проверяйте его слова (лучше так, чтобы он об этом не знал). Если обман успешен, ребёнок станет лгать всё более изощрённо.

  • Взрослый должен с самого начала дать понять, что обмануть его невозможно.

А нужно ли наказывать ребёнка, солгавшего ради своей выгоды?

Вот тут однозначного ответа не существует. Одного наказать нужно, другого, как ни странно, нельзя.

Наказывать нужно не очень совестливых, «толстокожих». В описанном выше эксперименте такие дети преспокойно съедали свои «неправильные» конфеты. А вот если у ребёнка совесть чуткая, лучше не наказывать. Не стоит даже говорить ему, что для вас очевидна его ложь. Достаточно показать тоном голоса, своим обращением, что малыш вас огорчил.

Способ воздействия на «тонкокожих» детей может быть иным. Он вас обманул, а вы в ответ дарите ему какую-то давно желанную вещь, идёте с ним в зоопарк… И тем самым вызываете особенно болезненные упрёки совести (мамочка такая хорошая, а я вёл себя очень плохо!).

Тут главное – хорошо знать особенности характера своего ребёнка и выбирать линию поведения в зависимости от его индивидуальности.

Однако лгут дети не только для своей выгоды, но, бывает, и совершенно по другим причинам.

Ищите причину

Дети часто путают фантазии и реальность: боятся привидений, сказочных чудовищ и прочих таинственных существ. Малышам свойственно жить больше в фантастическом мире, потому что там они пока чувствуют себя лучше. В реальном мире страшновато: здесь они маленькие, слабые, а в своём воображении – большие и сильные.

И это тоже весьма распространённые мотивы детской лжи: стремлению приукрашивания реальности (фантазирование) и потребность в самовозвеличивании. И интересно, что сами эти мотивы вполне положительные!

Правда, и в этом случае взрослый обязан точно знать, когда малыш выдумывает, а когда говорит правду. Но показывать это ребёнку нужно не всегда.

Подобная ложь детям также необходима, как испытывающему острую боль необходимо обезболивающее.

Ложь – это своеобразная анестезия души: слабому, неприспособленному к реальной жизни существу она нужна. Поэтому не стоит разоблачать ребёнка. Пусть поживёт в мире своих иллюзий и пусть рассказывает их вам. Так будет лучше, чем, если кроха станет всё таить в себе. Пока для него это нормально.

Что есть истина?

И всё же ребёнок должен постепенно из этого вырастать, учась жить в реальном мире. И если процесс роста идёт успешно, реальность постепенно перестаёт пугать малыша, и фантазии становятся, уже не нужны.

В возрасте 5 лет (когда появляется страх смерти). Многие дети верят в то, что они и их близкие бессмертны, причём бессмертие они понимают в чисто земном плане. «Мы никогда не умрём» - это значит «не умрём физически», будем жить здесь, на земле, вечно!

На первый взгляд это утверждение звучит, как феноменальная нелепость. Но что если ребёнок прав? Что если люди действительно бессмертны, хотя, конечно, и не физически? Просто дети ещё не в состоянии отделить духовное от телесного.

Вот тут уже мы сталкиваемся с особым видом детской фантазии. В этом случае мы считаем ложью просто то, что не соответствует нашему, взрослому, мировоззрению. А это вовсе не ложь, а особые специфические представления ребёнка о мире, которые ему нужны, ибо позволяют сохранять веру в жизнь, не боятся её, быть оптимистом. И разрушать эти «иллюзии» ребёнка ни в коем случае нельзя.

Начнём с себя

Впрочем, как бы хорошо вы ни понимали ребёнка, как бы правильно себя ни вели, он всё равно время от времени будет лгать. Потому что люди делают это почти всегда, причём сами того не замечая. Мы обманываем себя, а тем самым и других, раз принимают ложь за истину.

Так что лучше нам проследить за собой и посчитать, сколько раз мы сами соврём за какое-то определённое время, а сколько – «невинное дитя». И ещё не известно, кто «выиграет».

Дело в том, что искусство выискивания мельчайших соринок в чужом глазу, в том числе и у своего чада, развивается как раз на почве упорного нежелания замечать толстые брёвна у себя самого. И у таких родителей дети неизбежно вырастают лживыми: по принципу «яблочко от яблони недалеко падает».

Так что, прежде всего, нужно критично отнестись к себе самому, оценить со стороны своё собственное поведение, лучше следить за собой и быть примером для малыша. И это вообще главный принцип воспитания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-психологические истоки формирования детской лжи «Малышка – Лгунишка»

Автор: Ширидзянова Надежда Андреевна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства