Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, а по какой картине вы узнаете позже. Но сначала мы проведём разминку на тему "Осень".За правильный ответ я вам буду давать листик, а вы найдёте ему пару и сядите на стул. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной).
· Сильный, порывистый, холодный (ветер);
· Моросящий, холодный, мокрый (дождь);
· Непроглядный, серый, густой (туман);
· Жидкая, чёрная, липкая (грязь);
· Серое, хмурое, облачное (небо);
· Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);
· Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).
А сейчас слушаем внимательно загадку
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая -
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Как вы догадались, что это ёж? …
Посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (ежиха и ежата).
Как их можно назвать? (ежиная семья).
Где они находятся? Воспитатель обобщает.
«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны
Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата? ( тащат червяка в разные стороны).
Вспомните, что ещё едят ежи? ( ягоды, грибы, личинок, жуков). (Мама ежиха принюхивается к улитке, пробирается к ней сквозь листву )
Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учит добывать пищу, охотиться).
Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? (умная, заботливая, внимательная).
Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (голодные, жадные, прожорливые).
Что делает вот этот ёжик? (свернулся в клубок).
Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука, спрятался от него).
Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (трусливый, боязливый, пугливый, слабый).
Теперь мы немного отдохнем, поиграем.
Физкультминутка.
Еж спешил к себе домой Шагать на
Нес запасы он с собой месте.
Через кочки он скакал Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал Бег на месте.
Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,
В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.
А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать
И к детишкам поспешил. на месте.
Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план. Давайте каждый пункт плана обозначим картинкой :
1Какое время года изображено на картине?
2 Кто и что изображёно?
3 Где происходит действие?
4Что произошло со всеми ежами? Почему?
5Чем всё закончилось?
Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана (воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них).
Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.
(дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают у какой "цепочки" рассказ был интересней, аргументируя свой выбор).
- А знаете и вы о том, что В детских книжках часто можно увидеть ежика, несущего на спине яблоко. На самом деле ежи не накалывают на спинные иглы ни яблоки, ни грибы, ни прочие крупные предметы – они физически не способны свернуться так, чтобы это сделать. «Отцом» мифа о том, что зверьки переносят на спине запасы, является древнеримский историк Плиний Старший. С чего он это взял – неизвестно.