СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ (викторина для детей подготовительной к школе группы)
СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ (викторина для детей подготовительной к школе группы)
Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В короткой образной форме пословицы отражают все стороны нашей жизни. В них заключены мудрость, красота и великая сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение отводится пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Очень важно, чтобы дети смогли потом использовать пословицы в своей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ (викторина для детей подготовительной к школе группы)»
Норинова Ульяна Михайловна
учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
МКДОУ«Детский сад №2 п. Ольга» Ольгинского района
Приморкого края
СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ
(викторина для детей подготовительной к школе группы)
Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В короткой образной форме пословицы отражают все стороны нашей жизни. В них заключены мудрость, красота и великая сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение отводится пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Очень важно, чтобы дети смогли потом использовать пословицы в своей речи.
Пословицы, прежде всего, характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы можно записать, объединить их в книги, украсить их детскими рисунками.
Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую силу и выразительность.
Цели викторины:
Обучение составлению коротких творческих историй по пословицам с использованием графических схем.
Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.
Формирование умения применять пословицы в повседневной жизни.
Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.
Воспитание любви к народному творчеству.
Оборудование:
Карточки с рисунками прямого значения пословиц.
Выставка книг «Малые фольклорные формы».
Презентация «Пословицы в рисунках».
Призовые фишки.
Мяч.
Карточка с ребусом.
Пакет с пословицами изображенными в рисунках (схемах).
Призы победителям.
Предварительная работа:
Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателями, родителями).
Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого « Коли делать нечего» и Б.В.Шергина «Одно дело делаешь, другого не порть».
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы вместе свами устроим небольшую викторину. Но сначала предлагаю заглянуть на нашу книжную выставку и ответить на мои вопросы.
Логопед предлагает детям ознакомиться с книжной выставкой и назвать малые фольклорные формы знакомые детям.
Логопед:Итак, тема нашей викторины« Пословицы». У народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?
Ответы детей:Они учат нас смелости, верности, трудолюбию, дружбе.
1 Задание: «Подбери антоним» Дети стоят в кругу. Педагог в центре круга с мячом в руках(взрослый кидает мяч ребёнку который должен дать ответ).
Логопед: Много пословиц придумали люди, давайте вспомним, о чем они говорят. О совести, чести и бесчестии. О родителях и…
Дети: Детях.
Логопед: О правде и…
Дети: Лжи.
Логопед: О добре и…
Дети: Зле.
Логопед: О счастье; О войне; О труде. И т.д.
Дети: О горе; О мире; О лени. …
2 Задание: « Рассмотри, расскажи и объясни» Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с рисунками прямого значения пословиц, рассказать угаданную пословицу и объяснить её переносный смысл.
Объясни значение этой пословицы.
«Яблоко от яблони не далеко падает»
Как ты понимаешь эту пословицу?
«Человек без друзей, что дерево без корней»
Что это значит?
«Двое пашут, а семеро, руками машут»
О чём говорится в этой пословице?
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
В каком случае так говорят?
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
3 Задание: Просмотр презентации «Пословицы в рисунках». По окончанию просмотра сообщаем детям , что в конце викторины нужно будет придумать историю или несколько историй по пословицам. Но перед этим предлагаем детям потренироваться в образовании новых слов для их историй.
Логопед: Подумайте, о ком может быть наша история?
Дети: О людях (детях).
Логопед: Как назвать ребенка когда он (она) шалит, дерётся, ленится, озорничает, трудится, ворчит и т.д.
Дети: Шалун (шалунья),драчун(драчунья),лентяй(лентяйка),озорник (озорница), труженик(труженица),ворчун(ворчунья) и т. д.
4 Задание: Игра «Скажи наоборот». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, Кто больше наберёт, тот и выиграет в этом задании (логопед фиксирует сколько у кого фишек для финального подсчёта).
Логопед: Начали! Ленивая…
Дети: Работящая.
Логопед: Длинная…
Дети: Короткая.
Логопед: Короткая нитка – работящая девка.
Дети: Длинная нитка – ленивая девка.
И Т.Д.
5 Задание «Ребус»
Логопед: Вот мы и добрались до секретного пакета, который поможет вам в составлении историй. Но чтобы его открыть, нужно разгадать ребус. А ребус не простой, посмотрите внимательно, в нём спряталась пословица (дети отгадывают нарисованный ребус).
Логопед: Молодцы! Отгадали ребус!
Педагог вместе с детьми открывает пакет с подсказкой. В нем находятся пословицы, изображенные в рисунках. Но чтобы всем хватило подсказок нужно разбиться на пары.
Примеры для пословиц в рисунках: «Яблоко от яблони недалеко падает», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д.
6 Задание: «Составление творческих историй»
Логопед: Вот мы и подошли к самому главному заданию нашей викторины. Ребята, вам нужно не только придумать интересную историю, но и оценить истории своих друзей. Как вы думаете, какой должна быть история?
Дети: Интересной, полной.
Логопед: Хорошо подумайте, в какой ситуации можно использовать эти пословицы. И помните рассказ нужно рассказывать чётко, громко, выразительно.
Дети по очереди парами составляют короткие творческие истории, опираясь на свои подсказки-пословицы, остальные ребята внимательно слушают, оценивают, объясняя своё решение. Все результаты фиксирует логопед. После подводятся итоги, и объявляется пара победитель.
Логопед: Какие замечательные истории у вас получились. Пословицы живут в нашем языке уже очень давно и украшают нашу речь. Так что же такое пословица?
Дети: Это короткое и мудрое высказывание-поучение.
Логопед: Чему она нас учит?
Дети: Как нужно поступать, а как не надо.
Логопед: Смотрите, что стало с нашим пакетом, он опустел. Я предлагаю вам нарисовать свои истории, положить в пакет и подарить ребятам из старшей группы. Согласны?
Задание для воспитателей или домашнее задание:
Рисование по следам творческих историй;
Закрепление понимания прямого и переносного значения пословиц.