kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ (викторина для детей подготовительной к школе группы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В короткой образной форме пословицы отражают все стороны нашей жизни. В них заключены мудрость, красота и великая сила русской речи.

При знакомстве детей с пословицами  особое значение отводится пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Очень важно, чтобы дети смогли потом использовать пословицы в своей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ (викторина для детей подготовительной к школе группы)»

Норинова Ульяна Михайловна

учитель-логопед

высшей квалификационной

категории

МКДОУ«Детский сад №2 п. Ольга» Ольгинского района

Приморкого края



СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИСТОРИЙ ПО ПОСЛОВИЦАМ

(викторина для детей подготовительной к школе группы)

Без пословиц не проживёшь – точно и справедливо сказано народом. В короткой образной форме пословицы отражают все стороны нашей жизни. В них заключены мудрость, красота и великая сила русской речи.

При знакомстве детей с пословицами особое значение отводится пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Очень важно, чтобы дети смогли потом использовать пословицы в своей речи.

Пословицы, прежде всего, характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы можно записать, объединить их в книги, украсить их детскими рисунками.

Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую силу и выразительность.

Цели викторины:

  • Обучение составлению коротких творческих историй по пословицам с использованием графических схем.

  • Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.

  • Формирование умения применять пословицы в повседневной жизни.

  • Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.

  • Воспитание любви к народному творчеству.

Оборудование:

  • Карточки с рисунками прямого значения пословиц.

  • Выставка книг «Малые фольклорные формы».

  • Презентация «Пословицы в рисунках».

  • Призовые фишки.

  • Мяч.

  • Карточка с ребусом.

  • Пакет с пословицами изображенными в рисунках (схемах).

  • Призы победителям.

Предварительная работа:

  • Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателями, родителями).

  • Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого « Коли делать нечего» и Б.В.Шергина «Одно дело делаешь, другого не порть».


Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня мы вместе свами устроим небольшую викторину. Но сначала предлагаю заглянуть на нашу книжную выставку и ответить на мои вопросы.

Логопед предлагает детям ознакомиться с книжной выставкой и назвать малые фольклорные формы знакомые детям.

Ответы детей: Потешки, песенки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, загадки, дразнилки, считалки, поговорки.

Логопед: Итак, тема нашей викторины « Пословицы». У народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?

Ответы детей: Они учат нас смелости, верности, трудолюбию, дружбе.

1 Задание: «Подбери антоним» Дети стоят в кругу. Педагог в центре круга с мячом в руках(взрослый кидает мяч ребёнку который должен дать ответ).

Логопед: Много пословиц придумали люди, давайте вспомним, о чем они говорят. О совести, чести и бесчестии. О родителях и…

Дети: Детях.

Логопед: О правде и…

Дети: Лжи.

Логопед: О добре и…

Дети: Зле.

Логопед: О счастье; О войне; О труде. И т.д.

Дети: О горе; О мире; О лени. …

2 Задание: « Рассмотри, расскажи и объясни» Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с рисунками прямого значения пословиц, рассказать угаданную пословицу и объяснить её переносный смысл.

  • Объясни значение этой пословицы.

«Яблоко от яблони не далеко падает»

  • Как ты понимаешь эту пословицу?

«Человек без друзей, что дерево без корней»

  • Что это значит?

«Двое пашут, а семеро, руками машут»

  • О чём говорится в этой пословице?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

  • В каком случае так говорят?

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

3 Задание: Просмотр презентации «Пословицы в рисунках». По окончанию просмотра сообщаем детям , что в конце викторины нужно будет придумать историю или несколько историй по пословицам. Но перед этим предлагаем детям потренироваться в образовании новых слов для их историй.

Логопед: Подумайте, о ком может быть наша история?

Дети: О людях (детях).

Логопед: Как назвать ребенка когда он (она) шалит, дерётся, ленится, озорничает, трудится, ворчит и т.д.

Дети: Шалун (шалунья),драчун(драчунья),лентяй(лентяйка),озорник (озорница), труженик(труженица),ворчун(ворчунья) и т. д.

4 Задание: Игра «Скажи наоборот». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, Кто больше наберёт, тот и выиграет в этом задании (логопед фиксирует сколько у кого фишек для финального подсчёта).

Логопед: Начали! Ленивая…

Дети: Работящая.

Логопед: Длинная…

Дети: Короткая.

Логопед: Короткая нитка – работящая девка.

Дети: Длинная нитка – ленивая девка.

И Т.Д.

5 Задание «Ребус»

Логопед: Вот мы и добрались до секретного пакета, который поможет вам в составлении историй. Но чтобы его открыть, нужно разгадать ребус. А ребус не простой, посмотрите внимательно, в нём спряталась пословица (дети отгадывают нарисованный ребус).



Логопед: Молодцы! Отгадали ребус!

Педагог вместе с детьми открывает пакет с подсказкой. В нем находятся пословицы, изображенные в рисунках. Но чтобы всем хватило подсказок нужно разбиться на пары.

Примеры для пословиц в рисунках: «Яблоко от яблони недалеко падает», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д.

6 Задание: «Составление творческих историй»

Логопед: Вот мы и подошли к самому главному заданию нашей викторины. Ребята, вам нужно не только придумать интересную историю, но и оценить истории своих друзей. Как вы думаете, какой должна быть история?

Дети: Интересной, полной.

Логопед: Хорошо подумайте, в какой ситуации можно использовать эти пословицы. И помните рассказ нужно рассказывать чётко, громко, выразительно.

Дети по очереди парами составляют короткие творческие истории, опираясь на свои подсказки-пословицы, остальные ребята внимательно слушают, оценивают, объясняя своё решение. Все результаты фиксирует логопед. После подводятся итоги, и объявляется пара победитель.

Логопед: Какие замечательные истории у вас получились. Пословицы живут в нашем языке уже очень давно и украшают нашу речь. Так что же такое пословица?

Дети: Это короткое и мудрое высказывание-поучение.

Логопед: Чему она нас учит?

Дети: Как нужно поступать, а как не надо.

Логопед: Смотрите, что стало с нашим пакетом, он опустел. Я предлагаю вам нарисовать свои истории, положить в пакет и подарить ребятам из старшей группы. Согласны?

Задание для воспитателей или домашнее задание:

  • Рисование по следам творческих историй;

  • Закрепление понимания прямого и переносного значения пословиц.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Норинова Ульяна Михайловна

Дата: 04.02.2022

Номер свидетельства: 599542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства