Просмотр содержимого документа
«Составление описательного рассказа о нерпе с использованием сюжетной картины и опорой на схему. Знакомство с «байкальским тюленем» нерпой.»
Занятие на тему
«Жемчужина Сибири – озеро Байкал»
Цели:
Составление описательного рассказа о нерпе с использованием сюжетной картины и опорой на схему. Знакомство с «байкальским тюленем» нерпой.
Задачи:
Познакомить детей с млекопитающим, живущем в озере Байкал, - нерпой;
Закрепить знания о жизнедеятельности нерпы: питании, росте, развитии, существовании в пресной воде озера;
Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания;
Воспитывать бережное отношение к озеру Байкал и его обитателям.
- Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего настроения. Молодцы!
- Ребята вы хотите отправиться в удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? (Россия). Как называется наш город? (Братск).Как называется наш край? (Сибирь). Я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете.
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
3. Ну вот, мы с вами и прилетели на озеро Байкал. Присаживайтесь дети на камушки. А встречает нас на озере Байкал…., кто смотрит на нас из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся поближе с королевой Байкала - нерпой. (рассматривание фотографии нерпы). Ребята, а может кто-нибудь из вас, знает что-нибудь о нерпе? Кто желает рассказать? (рассказы детей).
4. Презентация о нерпе (просмотр слайдов).
5. Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом. Байкальская нерпа –обитатель озера Байкала. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы—165 см., рост среднего человека. Вес от 50 до 130кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой 7−8 км/ч. По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.
Питанием нерпе служит непромысловая рыба - голомянка, байкальский бычок.
Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается весной. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5°C, в то время, как снаружи стоят морозы —15...—20°C. Период кормления заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый у более старших и взрослых особей.
Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей.
До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. По учёту сотрудников, в настоящее время в Байкале обитает, около 100 тыс. голов нерп.
6. Вы, наверное устали, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Нерпа и рыбки». (Дети делятся на две команды: один ребёнок нерпа, остальные дети рыбки. По команде гуляем рыбки плавают, по команде «нерпа» дети уплывают (убегают). Игра проводится 2-3 раза).
7. Динамическая пауза. Изобразить, как нерпа плавает, ныряет, лежит и греется на солнце.
8. Составление описательных рассказов о нерпе
План рассказа:
- Как называют? Какого цвета?
- Нерпа - это рыба, птица или зверь? Почему?
- Строение нерпы.
- Где живёт? Чем питается?
- Как называют детёнышей? Почему?
- Какую пользу приносит?
9. Итог занятия: Ребята, мы сейчас еще раз с вами повторим, что мы интересного узнали о нерпе:
- Как нерпа приспосабливается жить в воде, зимой и весной?
- Когда рождаются детеныши?
- Какого цвета детеныши нерпы?
- Чем питаются новорожденные нерпята?
- Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?
10. - Ребята, вы такие молодцы, все запомнили. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в самолете.
Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз», делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
11. Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? (Да) Молодцы! Всем спасибо!