kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение детей с растройством аутического спектора в дошкольной образовательной организации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»»

«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Введение в тему. Игра «Отвечай, сосед слева»

Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Все участники стоят в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто стоит слева от него. (Вопросы: Какое сейчас время года? Сколько Вам лет? Сколько у Вас детей? Какая цветом одежда у Вашего соседа справа? Назовите Ваш любимый фильм. В каком месяце Вы отмечаете день рождения?

Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для вас важен контакт глаз с партнером при общении? Об этих и других особенностях детей данной категории мы и поговорим сегодня.

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра.

Вам всем известно, что расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.

Вы знаете, и наверняка большинство из вас сейчас подумали об одном мальчике из старшей группы с ярко выраженными рас. У нас целая команда педагогов задействована в его сопровождении для максимальной степени интеграции его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс. И мы собрали вас здесь не для того чтобы поучать как работать с такими детьми. Мы хотим вам предложить посмотреть на проблему с другой стороны.

Для начала, хочу вам продемонстрировать небольшое видео.

Просмотр видео до 2.37

Очень наглядно здесь показано, в чем особенность работы мозга у детей с РАС.

Теперь, я хочу, чтобы вы ощутили, хотя бы частично, то, как чувствует себя человек (ребенок или взрослый), когда на него действует сразу столько раздражителей

«Шумотерапия»: вкл/выкл свет (хорошо бы очень яркий фонарь), громкая музыка (drum and bass с 0.55сек), яркие меняющиеся картинки на экране.

А сейчас попробуйте решить несложную образовательную задачу, когда соединению мозга с чувствами что-то мешает (раздать задания 1 и 2). Скажите, как вы себя чувствовали при выполнении задания? Вам было комфортно?

При расстройствах аутического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, они нередко носят разнонаправленный характер, в том числе и внутри одной системы.

Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки – искаженно. Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие особенности ребенка как: трудности при распознавании или игнорирование определенных звуков, стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами и т.п

Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов 9 активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма.

Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем: − повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам; − нарушения фильтрации; − проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые, собственно, и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них: − имеют защитную функцию; − другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации; − третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах.

Просмотр видео с 2.38 по 3.30

Эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.

Сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять посещение дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем

Типичными направлениями работы являются развитие навыков общения и речи, невербальных предпосылок интеллектуальной деятельности. При расстройстве аутистического спектра у ребенка не возникает полноценной коммуникации. Может быть кто-то из вас смотрел фильм «Человек дождя»? если нет – рекомендую к просмотру.

Просмотр видео

Давайте попробуем вместе определить с вами несколько шагов, которые может предпринять взрослый для формирования коммуникации у ребенка с РАС. Как вы думаете какой будет первый? (мнения педагогов).

Шаг первый: установление эмоционального контакта.

Для того чтобы установить контакт, вернуть ему ощущение что взрослый рядом, что он в социуме. Можно поиграть с ними:

  • Взаимодействие с сыпучими продуктами и материалами (фасоль, песок, пластиковые пробки и др.). Закопать и найти игрушку.

  • Выдувание мыльных пузырей. Если не может сам, пусть помогает открыть пузырёк и погружать в неё палочку.

  • Пальчиковое рисование. Хотя не все дети этой категории любят пачкаться.

  • Игры с водой (переливание).

  • Игры со светом и тенями (солнечный зайчик).

  • Игры с кусочками ваты (подбрасывать, дуть на них).

Шаг второй: Формирование навыков, необходимых для установления коммуникации. Это достаточно большой раздел, и поэтому чтобы сэкономить время мы подготовили памятки с рекомендациями при работе на данном этапе (раздать памятки).

Следует отметить, что коммуникативное общение, для детей с РАС, не всегда представляет собой словесную форму взаимодействия ребенка с окружающими. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации.

Альтернативная коммуникация может: − использоваться постоянно; − временно замещать речь; − использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью. Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из альтернативных средств коммуникации - Карточки PECS. (сделать комплект шт. 6 на каждого и предложить педагогам «рассказать» о чем-нибудь)

У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации. И первыми людьми которые

Просмотр видео с 3.40 до 4.10

Аутизм может делать удивительные вещи – давайте посмотрим несколько фрагментов (Расплата 2.20 до 5.20 – характеристика рас) 48.20

Видео 40.25 до 41.40






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Эльвира Кяшафовна Ботова

Дата: 29.07.2024

Номер свидетельства: 654514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства