Просмотр содержимого документа
««Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»»
«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
Введение в тему. Игра «Отвечай, сосед слева»
Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении. Все участники стоят в кругу. Я сейчас буду подходить к каждому и задавать вопросы, но на этот вопрос отвечает не тот, на кого я буду смотреть, а тот, кто стоит слева от него. (Вопросы: Какое сейчас время года? Сколько Вам лет? Сколько у Вас детей? Какая цветом одежда у Вашего соседа справа? Назовите Ваш любимый фильм. В каком месяце Вы отмечаете день рождения?
Суждение: что вы чувствовали во время игры, насколько для васважен контакт глаз с партнером при общении? Об этих и других особенностях детей данной категории мы и поговорим сегодня.
В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычного детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра.
Вам всем известно, что расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.
Вы знаете, и наверняка большинство из вас сейчас подумали об одном мальчике из старшей группы с ярко выраженными рас. У нас целая команда педагогов задействована в его сопровождении для максимальной степени интеграции его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс. И мы собрали вас здесь не для того чтобы поучать как работать с такими детьми. Мы хотим вам предложить посмотреть на проблему с другой стороны.
Для начала, хочу вам продемонстрировать небольшое видео.
Просмотр видео до 2.37
Очень наглядно здесь показано, в чем особенность работы мозга у детей с РАС.
Теперь, я хочу, чтобы вы ощутили, хотя бы частично, то, как чувствует себя человек (ребенок или взрослый), когда на него действует сразу столько раздражителей
«Шумотерапия»: вкл/выкл свет (хорошо бы очень яркий фонарь), громкая музыка (drumandbass с 0.55сек), яркие меняющиеся картинки на экране.
А сейчас попробуйте решить несложную образовательную задачу, когда соединению мозга с чувствами что-то мешает (раздать задания 1 и 2). Скажите, как вы себя чувствовали при выполнении задания? Вам было комфортно?
При расстройствах аутического спектра часто наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, они нередко носят разнонаправленный характер, в том числе и внутри одной системы.
Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки – искаженно. Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие особенности ребенка как: трудности при распознавании или игнорирование определенных звуков, стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами и т.п
Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов 9 активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма.
Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем: − повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам; − нарушения фильтрации; − проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые, собственно, и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них: − имеют защитную функцию; − другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации; − третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах.
Просмотр видео с 2.38 по 3.30
Эти нарушения проявляются особыми формами поведения, которые могут выполнять защитную или компенсирующую функцию.
Сенсорные дисфункции могут серьезно затруднять посещение дошкольных учреждений и других мест вне дома. Они могут препятствовать обучению и взаимодействию с другими людьми. В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным. Для определения сенсорного профиля используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем
Типичными направлениями работы являются развитие навыков общения и речи, невербальных предпосылок интеллектуальной деятельности. При расстройстве аутистического спектра у ребенка не возникает полноценной коммуникации. Может быть кто-то из вас смотрел фильм «Человек дождя»? если нет – рекомендую к просмотру.
Просмотр видео
Давайте попробуем вместе определить с вами несколько шагов, которые может предпринять взрослый для формирования коммуникации у ребенка с РАС. Как вы думаете какой будет первый? (мнения педагогов).
Шаг первый: установление эмоционального контакта.
Для того чтобы установить контакт, вернуть ему ощущение что взрослый рядом, что он в социуме. Можно поиграть с ними:
Взаимодействие с сыпучими продуктами и материалами (фасоль, песок, пластиковые пробки и др.). Закопать и найти игрушку.
Выдувание мыльных пузырей. Если не может сам, пусть помогает открыть пузырёк и погружать в неё палочку.
Пальчиковое рисование. Хотя не все дети этой категории любят пачкаться.
Игры с водой (переливание).
Игры со светом и тенями (солнечный зайчик).
Игры с кусочками ваты (подбрасывать, дуть на них).
Шаг второй: Формирование навыков, необходимых для установления коммуникации. Это достаточно большой раздел, и поэтому чтобы сэкономить время мы подготовили памятки с рекомендациями при работе на данном этапе (раздать памятки).
Следует отметить, что коммуникативное общение, для детей с РАС, не всегда представляет собой словесную форму взаимодействия ребенка с окружающими. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации.
Альтернативная коммуникация может: − использоваться постоянно; − временно замещать речь; − использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью. Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из альтернативных средств коммуникации - Карточки PECS. (сделать комплект шт. 6 на каждого и предложить педагогам «рассказать» о чем-нибудь)
У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации. И первыми людьми которые
Просмотр видео с 3.40 до 4.10
Аутизм может делать удивительные вещи – давайте посмотрим несколько фрагментов (Расплата 2.20 до 5.20 – характеристика рас) 48.20