Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход – основа организации образовательного процесса в ДОУ»»
Мастер-класс
«Системно-деятельностный подход –
основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе, посвященном очень интересной и актуальной теме «Системно – деятельностный подход в развитии познавательной активности дошкольников»
Эта тема очень актуальна т.к. система дошкольного образования перешла на новый этап. В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.
Основным инструментом организации процесса по развитию познавательной активности дошкольников является образовательная технология «Ситуация» (адаптированный вариант для ДО, разработанный Людмилой Георгиевной Петерсон). Для детей дошкольного возраста образовательная деятельность в системно-деятельностном методе включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
Слайд 2
Введение в ситуацию,
Актуализация знаний,
Затруднение в ситуации,
Открытие детьми нового знания (способа действий),
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка,
Осмысление (итог).
Предлагаю вам рассмотреть поэтапную реализацию всех шести шагов деятельностного метода, но… так как мы с вами уже давно не дети, применим этот метод к ситуации из нашей взрослой жизни.
- Скажите, вы когда-нибудь ходили в походы?
- В каких походах вы бывали?
- А какие виды походов вы еще знаете?
- А вот я ни разу не была в походе и не знаю, с чего начать. Помогите мне пожалуйста собраться в поход!
-Что же вам предстоит сделать? Помочь собраться в поход.
Слайд 3
Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в ситуацию».
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).
Слайд 4
Следующий этап образовательной ситуации «Актуализация знаний».
- Давайте подумаем, что мне необходимо, чтобы отправиться в поход (отгадываем ребусы: рюкзак, палатка, посуда, продукты, спички… (принимаются все ответы)
Слайд 5, 6, 7, 8,9,10
Этот этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете и движутся к своей «детской цели».
- Вы все говорите правильно и называете нужные вещи. Вот я уже в походе, но, от куда ни возьмись, налетела черная туча. Начался сильный дождь. Я и все мои вещи промокли. Что мне нужно сделать? (Высушить одежду, разжечь костёр…) Но спички тоже промокли!
Слайд 11
Вот мы с вами и подошли к этапу «Затруднение в ситуации»
Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю, не умею».
- Смогу я высушить одежду, если промокли спички? Нет
- Почему не смогу? Потому, что промокли спички.
- Что мне нужно сделать, что бы разжечь костер? Добыть огонь.
Слайд12
Этап «Затруднение в ситуации» закончен и начинается следующий этап «Открытие нового знания»
На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.
В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет… Постепенно представления детей об источниках получения знаний расширяются и систематизируются.
- Как добыть огонь? Варианты ответов
-Но я этого не знаю. Что нужно делать, если чего-то не знаешь? Спросить у того, кто знает.
- Мне не у кого спросить, я в лесу одна и со мной только смартфон? Можно обратиться к интернету.
- Обращайтесь и покажите, как это сделать. (должны дать готовые способы разжигания костра без спичек)
Этап «Открытие нового знания» завершён. Мы узнали, как можно развести костер без спичек.
Таким образом, на этапе «Открытие нового знания (способа действия)» дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.
Слайд 13
Следующий этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений». На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями. Вот мы с вами и поиграем.
Слайд 14
Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения.
Мы применили знания, как развести костер, развели и высушили одежду.
Вот мы и подошли к последнему этапу «Осмысление»
Этот этап также важен, так как здесь происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились)…».
Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребёнка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.
- Скажите, чем вы сегодня занимались? Кому помогали? Смогли помочь? Как вам это удалось? Спасибо вам за помощь.
И последний этап «Осмысление (итог)» завершён.
Итак, мы с вами рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста. Человек достигает результата, только делая что-то сам.
Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность».