Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей: "Развивающие математические игры своими руками"»
Семинар – практикум для родителей
Тема: «Развивающие математические игры - своими руками».
Цель: вовлечение родителей в организацию развивающей среды для ребёнка в домашних условиях своими руками.
План семинара – практикума
1. Теоретическая часть.
Вступительное слово воспитателя об авторах развивающих методик –
Джорже Кюизенере и о Вячеславе Воскобовиче, нашем современнике.
Краткое содержание этих методик.
2. Практическая часть.
2.1. Изготовление развивающих игр «Цветные числа Кюизенера» и
«Квадрат Воскобовича» вместе с родителями.
2.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания о том, в какие игры, сделанные своими руками, играют дети.
3.Подведение итогов семинара – практикума.
1. Теоретическая часть. Вступительное слово воспитателя об авторах развивающих методик:
Если вы решили основательно заняться развитием малыша, не пожалейте времени для начала на сбор информации о детских развивающих методиках. А таковых на сегодняшний момент не так уж и мало. Так как же выбрать оптимальный вариант? Тут, конечно, можете следовать своим внутренним ощущениям. Однако есть один общий для всех развивающих систем момент – это раннее начало. Развивающих методик много, предлагаю рассмотреть следующие методики.
Бельгийский учитель начальной школы Джорж Кюизенер (1891 – 1976г.) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Это счётные палочки, которые являются многофункциональным математическим пособием. При помощи них «через руки» можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между» и многое другое. В 1952 году он опубликовал книгу « Числа и цвета», посвящённую своему учебному пособию. Кюизенер изготовил набор счётных палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Он разработал палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число (демонстрируются палочки из игрового набора). Такую игру можно вполне сделать самостоятельно, заменив палочки цветными полосками из обычного цветного картона (показываю готовые цветные полоски). Автор современной методики, Вячеслав Воскобович, по профессии инженер- физик, в начале 1990 годов разработал для собственных детей серию игр, которые со временем составили отдельную методику. Для того чтобы увлечь детей, под каждую игру можно подвести сказочную историю. Одной из игр является «Квадрат Воскобовича». Игры с этим квадратом развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
2. Практическая часть.
2.1. Займёмся изготовлением «цветных чисел». Начнём с единицы. Это будет эталон измерения. Единица – квадрат белого цвета со стороной 2 см. Отмеряем и вырезаем их 10 штук. Теперь приступаем к изготовлению числа два. Это прямоугольник розового цвета размером 2 на 4. Продолжаем отмерять и вырезать последующие полоски, каждой несколько штук. Полоска « три» будет голубого цвета, четыре – красного, пять – жёлтого. Число шесть – фиолетового цвета, семь – чёрного, восемь – бордового, девять – синего. И, наконец, десять – оранжевого цвета. Цветные числа готовы.
А теперь предлагаю вам самим выполнить детские игровые задания.
Вот несколько самых популярных игровых заданий:
- Попросите ребёнка показать полоску, цвет которой не будет красным и чёрным.
- Спросите, какого цвета полоска короче синяя или красная, фиолетовая или чёрная.
- Предложите ребёнку сделать лестницу из полосок преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и чёрную полоску.
- Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета полосок, а потом вниз, называя уже цвет каждой полоски.
- « Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребёнок должен найти к нему подходящую полоску.
- Покажите ребёнку оранжевую полоску, и пусть ребёнок уложит на неё любые, по его мнению, подходящие числа.
А теперь приступим к изготовлению пособия для другой игры – «Квадрата Воскобовича». Изготовить его несложно. Он состоит из 16 одинаковых прямоугольных треугольников (демонстрирую), основание которых составляет 8 см. Склеиваем 2 разных по цвету листа картона. Например: синий и красный или жёлтый и зелёный. Делим его на маленькие квадраты со стороной 8 см. Каждый квадрат разрезаем по диагонали и получаем по 4 прямоугольных треугольника. Соединяем их по данной схеме и скрепляем широким скотчем с обеих сторон. Квадрат готов.(Родители занимаются изготовлением пособия). Принцип работы с квадратом аналогичен принципу оригами. Теперь попробуем пофантазировать. Путём сгибания квадрата можно добиться получения различных фигур. Попробуйте сами…(родители упражняются в складывании квадрата, демонстрируют свои фигуры).
2.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания о том, в какие игры играет ребенок дома, в том числе и в игры, сделанные своими руками.
Предложить родителям рассказать об опыте воспитания детей дома, а именно: об играх, в которые играет ребенок дома, о руководстве детской игрой, о принципах выбора той или иной игры, о возможном изучении методической литературы и самостоятельном изготовлении развивающих игр.
3. Подведение итогов семинара – практикума.
Литература:
«Математика уже в детском саду». Авт.: М.Фидлер. Изд. «Просвещение»1981г.
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Авт.: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Изд. «Мозаика- Синтез» 2010г.
«Энциклопедия методов раннего развития». Авт.: А. Рапопорт