Цель:дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для родителей "Растим любознайку"»
Семинар для родителей «Растим любознайку»
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
План проведения:
Приветствие
Игра «Знакомство»
Что такое ТРИЗ в детском саду (лекция)
Давайте поиграем. ( Знакомство с играми для детей)
Способности ребенка?
Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»
Как развивать детскую любознательность? (дискуссия)
Умеете ли вы отвечать на детские вопросы? (памятка для родителей)
Экспресс – опросник: «Цветные анкеты»
Ход проведения:
Добрый вечер! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, то вы пришли на эту встречу! Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме семинара .
А для начала познакомимся. Давайте встанем в круг. Под музыку я передаю мяч, музыка останавливается и тот родитель, у кого мяч в руках, представляется и отвечает на вопрос: с какого возраста, по вашему мнению, нужно развивать детскую любознательность? Спасибо, всем родителям за выраженное мнение! Прошу вас пройти за столы.
До 2-3 лет родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает. Но чем ближе к школе, тем больше волнует вопрос: «Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»
Способности у каждого свои. Увидеть и направить их развитие – задача родителей.
Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.
Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень важно приобщиться к ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Что такое ТРИЗ в детском саду./ мини – лекция/
Наше время – время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению. Детям дают знания в готовом виде и лишают их возможности делать открытия, так постепенно дети могут потерять способность к творчеству.
Последнее время делаются попытки выявлять и развивать творческие способности детей. Для этого создаются кружки по интересам, студии, новые программы.
Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Я считаю, что познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать открытия. Это будут открытия для себя.
В. Сухомлинский сказал: «Педагог, воспитывай так, чтобы ребенок был искателем и открывателем знаний»
Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения. Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.
В этом нам помогает ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основатель ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.
В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учить ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовская технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество.
Тризовская педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения.
Девиз тризовцев - можно говорить все.
Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя.
Вот для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо-плохо» играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня, что мы формируем совсем маленького ребенка.
Игра «Хорошо – плохо» может возникнуть неожиданно, когда вы с ребенком бываете дома, в зоопарке, по пути в магазин, а детский сад.
Игра будет проходить живо, ели вы с ребенком будете проигрывать ее в ролях: мама говорит, что хорошо, а ребенок , что плохо (или наоборот). Кто первым закончил, то и проиграл.
Хорошо, если ваш малыш сам начнет эту игру. То есть, ежедневно встречаясь с массой проблем, явлений, предметов, он будет уже маленьким философом, анализируя окружающий мир и его противоречия, этим самым развивая свою речь, закрепляя ранее полученные знания.
Раннее детство – период накопления сенсорного опыта уже к концу 3-го года жизни ребенок умеет сравнивать предметы, группировать их по каким-то признакам. В дошкольном возрасте формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Понимание имени признака является важнейшим инструментом формирования обобщения. Ребенок может понять, что звук, цвет, форма и др. – это признаки объектов. Формировать обобщенное понятие имени признака, научить выявлять и называть признаки, их значения. Базовой моделью стала модель: объект- имя признака – значение признака.
О разных играх и методах мы поговорим, а также поиграем в следующей рубрике: «Давайте поиграем»
Игра «Хорошо – плохо»
Например: ЗИМА – это:
ХОРОШО: ПЛОХО:
Можно кататься на санках холодно, можно замерзнуть
Играть в снежки поскользнуться, получить травму
Кататься на лыжах надо много одежды одевать
Зимой «Новый год» простыть и заболеть
И, тем не менее, зима – это замечательно!
ДОЖДЬ
ХОРОШО ПЛОХО
Поливает растения не пойдем гулять
Смывает пыль на дорогах промокнуть и заболеть
Купить зонтик сыро на улице
И, тем не менее, дождь - это прекрасно.
Игра на внимание «Уши, глаза нос»
Взрослый в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, язык, рот ребенок должен показать ту часть тела. Взрослый сбивает детей, показывая неправильные варианты.
Игра «Что в чем»
Ребята, листочек часть чего? ( дерева, тетради, альбома, книги, календаря, папки, газеты, дневника, блокнота, )
Играют вдвоем или небольшой группой. Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, явление, событие и т. п. затем игроки задают вопросы . ведущий отвечает «да или нет» .так, методом исключения, задавая разные вопросы. Отгадывающий находит верный ответ . затем игроки меняются ролями.
Игра «Превращения»
Назвать во что может превратиться кружка без ручки ( стакан),кепка без козырька ( шапка), диван без спинки (кровать), стул без спинки ( табурет)…
Игра «Составь предложения»
Девочка + книга = девочка читает книгу. Дом + улица= на улице строят дом.
Игра « Оживите круги». Уважаемые родители, превратите, пожалуйста, круги , которые нарисованы на листочках в предметы круглой формы. И т. д. и т. п.
Благодарю вас зато, что вы откликнулись на наш призыв и поиграли с нами. И пора перейти к следующему вопросу.
Показатели явно выраженных способностей в раннем возрасте.
Малыш рано начинает говорить (к 1 году – 40-50 слов-символов)
Высокая потребность в познании (много задает вопросов и главный из них «Почему?)
Своеобразная внимательность (замечают то, что другие не замечают)
Повышенное любопытство (не гасите это стремление, направьте его в нужное русло)
У способных детей с раннего детства хорошая память.
Способности ребенка
Встречаясь в жизни с разными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темп их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди отличаются друг от друга по своим способностям.
Всякая способность является способностью к чему–нибудь, к какой-то деятельности.
Доказано, что способности наследуются, примером этого служат существование семей, в которых несколько поколений проявляли однородную по свое направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось не менее 18 значительных музыкальных дарований. Наследственность может повлиять на способности, но не напрямую
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. В развитии способностей у ребенка является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность к обучению и формируется на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. В способностях детей, как общих, так и специфических - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они определяются в успешности учебной работы, в том, что дети по-разному справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают систему знаний.
Рекомендации:
Уже давно педагогами замечено, что развитие одних способностей автоматически ведет к развитию других. Поэтому, выявив одну способность, не следует забывать о других.
Строить занятия с ребенком, нужно исходя из необходимости, как можно больше охватывать мыслительных операций.
Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира.
Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребенку
Учите ребенка не зацикливаться на тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех.
Все это помогает ребенку подсознательно выстраивать механизмы эффективного развития аналитических и творческих способностей.
В любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом учесть возможности его возраста и индивидуальные особенности малыша.
Тогда успех в развитии обеспечен!
Всех вас мучает вопрос, а какие способности у моего ребенка? Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты и определить способности детей в разных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной, лидерской. если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, в клетке ставится (-), если выражено неярко (+), если для ребенка это характерно и этим он отличается от сверстников (++)
Посчитайте количество знаков.
Первая колонка – интеллектуальные способности
Вторая – творческие способности
Третья – лидерские способности
Четвертая – двигательные способности
Вы сами видите, какие способности преобладают у вашего ребенка!
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, то портят игрушки, с целью узнать, что там внутри. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему. Часто возникают вопросы: что это? Для чего?
Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Любознательны ли наши дети? Послушайте ответы детей.
Вопросы:
Любите ли вы загадки? Кто загадывают их вам дома?
Чем любите заниматься больше всего?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Вы услышали ответы детей. А теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросом?
Представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Согласны ли вы с ответом матери? Как бы вы ответили.
Как отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
В. А. Сухомлинский советовал нам взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал? А ваше мнение?
У вас на столах лежат памятки: «Как отвечать на детские вопросы». Заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Какой из них вы считаете наиболее важным в воспитании любознательности? Почему?
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку, ребенок ответил. Будете ли вы удовлетворены ответом или зададите ему наводящие вопросы?
И еще один вопрос: как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы дать ребенку как можно больше сведений и глубоких знаний? Так, одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает книги, предназначенные для школьников и умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?
В заключение нашей встречи вам предлагается экспресс - опросник «Цветные анкеты»
Уважаемые родители! Вам предложены три анкеты. Анкете определенного цвета соответствует своя оценка нашей встречи
Синяя - у нас остались нерешенные вопросы
Зеленая – в целом встреча понравилась
Красная - все было на высоком уровне.
Вам нужно выбрать одну анкету и опустить в ящик. Опрос анонимный.
До свидания! До новых встреч!
Лист вопросов:
Ваш ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит.
Нестандартно мыслит, предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям
Энергичен, нуждается в большом объеме физических упражнений
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Пластичен, открыт всему новому, не зацикливается на старом , предпочитает новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты , не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею
Часто руководит играми и занятиями других детей
Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов, например, в игре использует игрушки и предметы быта и другие средства.
Легко общается с детьми и взрослыми
Любит ходить в походы, играть на открытых площадках
Склонен к логическим рассуждениям,
Способен с головой уходить в интересующие его занятия
Инициативен в общении со сверстниками
Предпочитает проводить время в подвижных играх
Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста
Бегает быстрее всех в детском саду
Приложение 1
Как отвечать на детские вопросы
(памятка для родителей)
1.Отнеситесь к вопросам детей с уважением,
не отмахивайтесь от них.
2.Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка
в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3.Давайте краткие и доступные пониманию
дошкольника ответы, избегайте сложных слов,
книжных оборотов речи.
4.Ответ должен обогатить ребенка новыми
знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
5.Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на вопросы
встречным «А ты думаешь как?»
6.В ответ на вопрос ребенка постарайтесь
вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.
7.Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте
на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость,
тактичность к окружающим людям.
8.Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал.