kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для родителей "Растим любознайку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий  для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для родителей "Растим любознайку"»

Семинар для родителей «Растим любознайку»

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий  для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.  

План проведения:

  1.  Приветствие

  2. Игра «Знакомство»

  3. Что такое ТРИЗ в детском саду (лекция)

  4. Давайте поиграем. ( Знакомство с играми для детей)

  5. Способности ребенка?

  6. Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

  7. Как развивать детскую любознательность? (дискуссия)

  8. Умеете ли вы отвечать на детские вопросы? (памятка для родителей)

  9. Экспресс – опросник: «Цветные анкеты»

Ход проведения:

Добрый вечер! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, то вы пришли на эту встречу! Это  означает, что всех нас объединяет интерес к теме семинара .

А для начала познакомимся. Давайте  встанем в круг. Под музыку я передаю мяч, музыка останавливается и тот родитель, у кого мяч в руках, представляется и отвечает на вопрос: с какого возраста, по вашему мнению, нужно развивать детскую любознательность? Спасибо, всем родителям за выраженное мнение! Прошу вас пройти за столы.

До 2-3 лет родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает. Но чем ближе к  школе, тем больше волнует вопрос: «Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»

Способности у каждого свои.  Увидеть и направить их развитие – задача родителей.

Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.

       Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень важно приобщиться к ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Что такое ТРИЗ  в детском саду./ мини – лекция/

Наше время – время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий  подход к усвоению знаний.  Еще очень часто обучение сводиться к  запоминанию и воспроизведению. Детям дают знания в готовом виде и лишают их возможности делать открытия, так постепенно дети могут потерять способность к творчеству.

Последнее время делаются попытки выявлять и  развивать творческие способности детей. Для этого создаются кружки по интересам, студии, новые программы.

Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Я считаю,  что познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений  делать открытия. Это будут открытия для себя.

В. Сухомлинский сказал: «Педагог, воспитывай  так, чтобы ребенок был искателем  и  открывателем знаний» 

Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения. Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.

В этом нам помогает ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основатель ТРИЗ – Генрих  Саулович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику.  С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы  в соответствии с возрастными особенностями детей.

          В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учить ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. Тризовская технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество.

Тризовская педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения.

Девиз тризовцев - можно говорить все.

 Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом, есть толика хорошего, и наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя.

 Вот  для этого и была придумана интересная игра: «Хорошо-плохо» играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все  предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, а затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня, что мы формируем совсем маленького ребенка.

Игра «Хорошо – плохо» может возникнуть неожиданно, когда вы с ребенком бываете дома, в зоопарке, по пути в магазин, а детский сад.

Игра будет проходить живо, ели вы с ребенком будете проигрывать ее в ролях: мама говорит, что хорошо, а ребенок , что плохо (или наоборот). Кто первым закончил, то и проиграл.

Хорошо, если ваш малыш сам начнет эту игру. То есть, ежедневно встречаясь с массой проблем, явлений, предметов, он будет уже маленьким философом, анализируя окружающий мир и его противоречия, этим самым развивая свою речь, закрепляя ранее полученные знания.

Раннее детство – период накопления сенсорного опыта уже к концу 3-го года жизни ребенок умеет сравнивать предметы, группировать их по каким-то признакам.  В дошкольном возрасте формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

 Понимание  имени признака является важнейшим инструментом формирования обобщения. Ребенок может понять, что звук, цвет, форма и др.  – это признаки объектов. Формировать обобщенное понятие имени признака, научить выявлять и называть признаки, их значения. Базовой моделью стала модель: объект- имя признака – значение признака.

О разных играх и методах мы поговорим, а также поиграем в следующей рубрике: «Давайте поиграем»

  Игра «Хорошо – плохо» 

Например: ЗИМА – это:

              ХОРОШО:                                           ПЛОХО:

Можно кататься на санках                  холодно, можно замерзнуть

Играть в снежки                                   поскользнуться, получить травму

Кататься на лыжах                               надо много одежды одевать

Зимой «Новый год»                              простыть и заболеть

  И, тем не менее, зима – это замечательно!

ДОЖДЬ

ХОРОШО ПЛОХО

Поливает растения не пойдем гулять

Смывает пыль на дорогах промокнуть и заболеть

Купить зонтик сыро на улице

И, тем не менее, дождь - это прекрасно.

Игра на внимание «Уши, глаза нос»

Взрослый в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, язык, рот ребенок должен показать ту часть тела. Взрослый сбивает детей, показывая неправильные варианты.

Игра «Что в чем»

Ребята, листочек часть чего? ( дерева, тетради, альбома, книги, календаря, папки, газеты, дневника, блокнота, )

-лампочка ( комнаты, прибора, столба, видеокамеры, настольной лампы, фонарика, холодильника, телевизора, микроволновки, духовки )

- экран ( телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма, кинозала)

- кнопка ( звонка, куртки, баяна, клавиатуры, )

 «Да и нет»

Играют вдвоем или небольшой группой.  Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, явление, событие и т. п. затем игроки задают вопросы . ведущий отвечает «да или нет» .так, методом исключения, задавая разные вопросы. Отгадывающий находит верный ответ . затем игроки меняются ролями.

Игра «Превращения»

Назвать во что может превратиться кружка без ручки ( стакан),кепка без козырька ( шапка), диван без спинки (кровать), стул без спинки ( табурет)…

Игра «Составь предложения»

Девочка + книга = девочка читает книгу. Дом + улица= на улице строят дом.

 Игра « Оживите круги».  Уважаемые  родители, превратите, пожалуйста, круги , которые нарисованы на листочках в предметы круглой формы. И т. д. и т. п.

Благодарю вас зато, что вы откликнулись на наш призыв и поиграли с нами. И пора перейти к следующему вопросу.

Показатели явно выраженных способностей  в раннем возрасте.

  • Малыш рано начинает говорить (к 1 году – 40-50 слов-символов)

  • Высокая потребность в познании (много задает вопросов и главный из них «Почему?)

  • Своеобразная  внимательность (замечают то, что другие не замечают)

  • Повышенное любопытство (не гасите это стремление, направьте его в нужное русло)

  • У способных детей с раннего детства хорошая память.

Способности ребенка

Встречаясь в жизни с  разными людьми,  наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темп их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди отличаются друг от друга по своим способностям.

Всякая способность является способностью к чему–нибудь, к какой-то деятельности.

Доказано, что способности наследуются, примером этого служат  существование семей, в которых несколько поколений проявляли однородную по свое направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях  его предков насчитывалось не менее 18 значительных музыкальных дарований. Наследственность может повлиять на способности, но не напрямую

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. В развитии способностей у ребенка является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность к обучению и формируется на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. В способностях детей, как общих, так и специфических -  обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они определяются в успешности учебной работы, в том, что дети по-разному справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают систему знаний.



Рекомендации:

  • Уже давно педагогами замечено, что развитие одних способностей  автоматически ведет к развитию других. Поэтому, выявив одну  способность, не следует забывать о других.

  • Строить занятия с ребенком, нужно исходя из необходимости, как можно больше охватывать мыслительных операций.

  • Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира.

  • Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребенку

  • Учите ребенка не зацикливаться на  тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех.

Все это помогает ребенку подсознательно выстраивать механизмы эффективного развития  аналитических и творческих способностей.

В любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом учесть возможности его возраста и индивидуальные особенности малыша.

Тогда успех в развитии обеспечен!

Всех вас мучает вопрос, а  какие способности у моего ребенка? Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты и определить способности детей в разных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной, лидерской. если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, в клетке ставится (-), если выражено неярко (+), если для ребенка это характерно и этим он отличается от сверстников (++)

Посчитайте количество знаков.

  • Первая колонка – интеллектуальные способности

  • Вторая – творческие  способности

  • Третья – лидерские способности

  • Четвертая – двигательные способности

  Вы сами видите, какие способности преобладают у вашего ребенка!

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, то портят игрушки, с целью узнать, что там внутри. Ребенок растет.  Возрастает его любознательность к окружающему. Часто возникают вопросы: что это? Для чего?

Из чего сделано? Недаром их называют  «почемучками».

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Любознательны ли наши дети?  Послушайте ответы детей.

Вопросы:

  • Любите ли вы загадки? Кто загадывают их вам дома?

  • Чем любите заниматься больше всего?

  • Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

Вы услышали ответы детей. А теперь хотелось бы узнать ваше мнение.

  1. Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

  2. Всегда ли вы отвечаете на вопросы и всегда ли надо отвечать?

  3. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

  4. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросом?

Представьте такую ситуацию:

 Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

  1. Согласны ли вы с ответом матери? Как бы вы ответили.

  2. Как отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?

  3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

  4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

  5. В. А. Сухомлинский советовал нам взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал? А ваше мнение?

У вас на столах лежат памятки: «Как отвечать на детские вопросы». Заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Какой из них вы считаете наиболее важным в воспитании любознательности? Почему?

Очень эффективно развивается любознательность  с помощью загадок. Вы загадали загадку, ребенок ответил. Будете ли вы удовлетворены ответом или зададите ему наводящие вопросы?

            И еще один вопрос: как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы дать ребенку как можно больше сведений и глубоких знаний? Так, одна мама с гордостью  рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает книги,  предназначенные для школьников и умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?         

           В заключение нашей встречи вам предлагается экспресс - опросник «Цветные анкеты»

Уважаемые родители! Вам предложены три анкеты. Анкете определенного цвета соответствует своя оценка нашей встречи

  • Синяя -  у нас остались нерешенные вопросы

  • Зеленая – в целом встреча понравилась

  • Красная -  все было на высоком уровне.

Вам нужно выбрать одну анкету и опустить в ящик. Опрос анонимный.

До свидания! До новых встреч!































Лист вопросов:

  1. Ваш ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит.

  2. Нестандартно мыслит, предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям

  4. Энергичен, нуждается в большом объеме физических упражнений

  5. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  6. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное

  7. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

  8. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

  9. Умеет хорошо излагать свои  мысли, имеет большой словарный запас.

  10. Пластичен, открыт всему новому, не зацикливается на старом , предпочитает новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты , не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею

  11. Часто руководит играми и занятиями других детей

  12. Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений

  13. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  14. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов, например, в игре использует игрушки и предметы быта и другие средства.

  15. Легко общается с детьми и взрослыми

  16. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках

  17. Склонен к логическим рассуждениям,

  18. Способен с головой уходить в интересующие его занятия

  19. Инициативен в общении со сверстниками

  20. Предпочитает проводить время в подвижных играх 

  21. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность

  22. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме

  23.  Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста                                                                                     

  24. Бегает быстрее всех в детском саду



















Приложение 1





Как отвечать на детские вопросы

(памятка для родителей)

1.Отнеситесь к вопросам детей с уважением,

не отмахивайтесь от них.

2.Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка

в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3.Давайте краткие и доступные пониманию

дошкольника ответы, избегайте сложных слов,

книжных оборотов речи.

4.Ответ должен обогатить ребенка новыми

знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5.Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на вопросы

встречным «А ты думаешь как?»

6.В ответ на вопрос ребенка постарайтесь

вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.

7.Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте

на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость,

тактичность к окружающим людям.

8.Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал.

Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь

многое и сможешь сам ответить на свой вопрос» 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семинар для родителей "Растим любознайку"

Автор: Алимбекова Алла Дмитриевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283339


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства