kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум «Содержание и организация работы по развитию диалогической и монологической речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар предназначен для воспитателей и родителей дошкольников и направлен на обучение  детей описанию предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Содержание и организация работы по развитию диалогической и монологической речи»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»















СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Содержание и организация работы по развитию

диалогической и монологической речи»

Тема: «Обучение описанию предметов»



Составила и провела:

Вахонина Е. Ю.,

высшая квалификационная категория















Нижневартовск



Описание - это тип монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта речи.

Как тип монолога описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов монологической речи. Прежде всего, описание характеризуется обязательным наличием объекта речи, который называется в начале описания. Объект описания не называется в загадках, но в этом случае его называет отгадавший, ориентируясь на перечисленные признаки, загадывающий подразумевает объект. Таким образом, любое описание перечисляет признаки вполне определенного объекта.

В качестве объекта описания могут выступать предметы, игрушки, явления живой и неживой природы, человек, помещения, картины, фотографии Описание имеет специфичные функции, которые заключаются в характеристике внешних признаков или характеристике внутренних качеств человека, материала, сезона, особенностей поведения человека, повадок и обитания животных и т.д.

Для сравнения: функция повествования - изложение событий во временной последовательности (с чего все началось, что было и чем завершилось событие), рассуждения - в объяснении какого-либо факта, в доказательстве чего-либо.

Описание отличается статичностью, выражающейся в едином временном плане. Признаки объекта описания наблюдались или наблюдаются в определенный момент, поэтому в описании, как правило, используются глаголы одного времени, смещение времен не допускается. Нередко описание сравнивают с фотографией предмета‚ явления, запечатленные в какой-то конкретный по времени миг.

Описание строится по своим законам. Композиционная схема или структура чаще всего включает такие части:

- общая характеристика объекта, передающая впечатления от описываемого или основные признаки;

- последовательное перечисление отдельных признаков;

- оценочное суждение, вывод.

Третья часть в описании присутствует не всегда, Иногда отдельное суждение может включаться в первую часть. Это говорит о вариативности, легкости структуры описания. Вариативность достигается также тем, что последовательность перечисления признаков может быть любая. Например, описывать наряженную елку можно снизу вверх, а можно и наоборот, и описание ни в том, ни в другом случае не потеряет ни яркости образа елки, ни связности сообщения.

В качестве речевых средств в описании чаще всего используются: существительные, называющие части или детали объектов, прилагательные, характеризующие особенности объекта описания, синонимы, антонимы, многозначные слова, реже используются глаголы - они нужны для определения временных признаков.

Таким образом, описание как тип монологической речи отличается от других:

- наличием объекта речи;

- своеобразием выполняемых функций;

- статичностью;

- перечислительной структурой, вариативной по своему характеру;

- особыми описательными средствами.

Этот вопрос важен для методики обучения детей описанию, поскольку он показывает возможности детей их трудности в усвоении данного типа монолога.

Анализ исследований позволил обнаружить особенности связанные с усвоением дошкольниками 4-7 лет монологов-описаний и их типологических черт.

1. Прежде всего, исследователи выявили факт, что в повседневной жизни ребенка-дошкольника редко возникают естественные потребности в описательной функции речи, такие ситуации следует специально создавать.

2. У детей 4-6 лет только начинают появляться умения определять объект описания - возрастная динамика развития данного умения незначительна это свидетельствует о недостаточности стихийного речевого опыта детей для овладения данным умением.

3. У дошкольников 4-6 лет практически сформированы умения соблюдать статичность описания - они используют глаголы одного времени, эта черта описания практически присутствует во всех высказываниях.

4. Наиболее сложным умением для дошкольников является соблюдение последовательности высказывания детей часто не последовательны, одна мысль вклинивается в другую, определенный порядок перечисления признаков отсутствует, Нередко дети не знают как начать, как закончить описание. Большинство описаний детей пятого и: шестого года жизни не имеют завершающего предложения.

5. Предложения в описаниях детей, как правило, бессвязны, часто используются номинативные предложения.

6. Объем описаний детей невелик, но с возрастом дошкольники описывают

более подробно, об этом свидетельствует динамика.

7. Недостатком описаний детей является отсутствие в них яркого полного образа, что объясняется отсутствием наблюдательности и неумением пользоваться образными средствами языка.

Итак, дошкольники испытывают определенные трудности в усвоении описательной речи, которые особо ярко проявляются в определении объекта описания, в построении последовательного и связного текста, в полной и образной характеристике объекта описания.

Учитывая специфику описания, как типа монологической речи и особенности усвоения описания детьми дошкольного возраста исследователи выделили круг содержательных задач, решение которых должно помочь детям овладеть описательной речью.

К ним относятся:

- развитие у детей наблюдательности: умений выделить в рассматриваемых объектах части и признаки, адекватно обозначая их словом;

- обучение детей последовательному обследованию предмета;

- ознакомление их со структурой описания, с различными видами последовательности,

- обучение различным способам связи предложений в тексте (повтор, синонимическая, местоименная и сюжетная связи);

- целенаправленное обогащение лексики детей, формирование образности речи;

- введение в их речь предложений описательного характера.

В программных документах так подробно содержание не представлено. Однако, наличие задачи - обучать детей описательной речи - предполагает выше названное содержание, поскольку иначе эта задача не будет решена.

При организации обучения детей описанию важно определить: 1) с какого возраста следует начинать работу; 2) содержание и методы предварительной работы подготавливающей обучение, 3) выбор объектов описания; 4) тематику занятий.

Началу обучения предшествует подготовительный период. Данный период иногда называют сенсорным, где малыши при содействии взрослых учатся осматривать окружающие предметы и объекты живого мира, выделяя в них разнообразные особенности (строение, цвет, форму, величину, материал, свойства и качества).

Позже умение увидеть в объекте описания его особенности будет основой для монолога. Эта работа с детьми необходима из-за целостного восприятия предметов.

Педагог, направляя внимание дошкольников к последовательному выделению признаков предметов или явлений, учит их способам обследования, способам рассматривания. При этом в словарь детей вводятся разнообразные лексические средства, закрепляющие в сознании малышей, представления об особенностях предметов.

Начиная со среднего возраста для развития наблюдательности можно использовать дидактические игры: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Найди два одинаковых предмета» и т.д.

Для подготовки ярких, образных описаний в старшем дошкольном возрасте уместно проводить словесные упражнения в использовании средств лексической выразительности. К подобным упражнениям можно отнести:

- Упражнения в словоизменении, помогающие детям почувствовать разницу в стенках слов при их изменении («Как можно изменить слово «хвост», назвать его по-другому, чтобы оно звучало ласково(звучало угрожающе)?» «Какая разница между словами «хвост», «хвостик», «хвостище»?»);

- упражнения в придумывании эпитетов («У лисички шерстка оранжевого цвета», «Как по- другому сказать об этом, какая шерстка? {рыжая}»‚ «Осень какая?» ( дождливая, желтая, золотая, угрюмая);

- упражнения в сравнении («С чем можно сравнить снег?», «На что похожи глаза лисенка?»);

- упражнения на подбор синонимов и антонимов.

Содержание и методы подготовительной работы не только предшествуют, но и постоянно сопровождают‚ сопутствуют обучению.

Выбор объекта описания является немаловажным для организации подготовки специальных занятий по обучению детей рассказыванию. На первых порах для описания может быть использована игрушка с ярко выраженной индивидуальностью, например, «трогательно наивный неуклюжий, «широко открытыми на мир глазами утенок» и т.д.

В старших группах кроме обычных игрушек объектами описания могут служить предметы одежды, посуды, предметы народного творчества.

Кроме предметов для описания уместно использовать предметные и сюжетные природные явления: времена года, сезонные явления, букеты цветов или листьев и т.д., натуральные предметы.

Таким образом, создавая модель обучения детей описательному типу монолога педагог продумывает содержание и методику подготовительного периода обучения, отбирает объекты для описания, предусмотрев последовательность в их использовании, их количество и виды.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дудина Елена Юрьевна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства