Семинар - практикум для родителей: "Кризис трех лет. Понять и пережить"
Семинар - практикум для родителей: "Кризис трех лет. Понять и пережить"
Семинар-практикум для родителей «Кризис трёх лет. Понять и пережить»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей раннего возраста. Задачи: Выделить основные симптомы возрастного кризиса трёх лет; Развить психолого-педагогическую компетентность родителей; Актуализировать позицию ответственного родителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вступительное слово психолога. Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Однако наличие проблем в воспитании детей неизбежно. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать первый шаг к ее решению. Проблемы всегда легче решать вместе.
Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши один раз».
Наш малыш стал очень любопытным.
Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
Наш малыш отказывается спать в привычное время.
Наш малыш капризничает во время еды.
Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Наш малыш любит с нами играть.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
ранимость центральной нервной системы;
повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев, с полутора лет.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте, тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2, 5—3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаше, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет).
Как угодно лишь бы не так!
Я так решил!
Пойди туда не знаю куда.
Я сам.
Бунт на корабле.
Не нужны мне ваши книжки.
Властелин семьи.
Выполнение упражнения «Нельзя»
Один из участников — «ребенок» сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка, и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки ( «нельзя трогать»); ноги ( «нельзя туда ходить»). Далее завязываются уши ( «не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза ( «не смотри, это нельзя смотреть детям). Часто говорим: «Помолчи!»(завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя- «ребенка» позволяет другим участникам понять, осознать и сопереживать весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.
Просмотр видеоролика «Стань ответственным родителем».
Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует» На листочках, которые разделены на две части записать: в левую колонку – всё, что огорчает в ребёнке, в правую – всё, что радует. На выполнение упражнения дается 5 мин. Затем педагог записывает на доске все факты, огорчающие родителей. Таким образом, определяется, что почти всё, что родителей огорчает, является временным проявлением возрастного кризиса.
ИГРА «Тоннель».
Родителям предлагается построиться в две колонны. Каждому дается карточка с надписью например: «Завяжи шарф!», «Выпей молоко!», «Собери игрушки!». Одному из родителей предлагается пройти по коридору, выслушав все команды. Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Приятно ли вам было слышать все указания? Очень важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Внимательно рассмотрим варианты родительских установок (приложение 1). Не говорите своему ребенку того, чего бы вы на самом деле не желали ему. Родители все по кругу комментируют позитивные установки.
Упражнение: «Обратная фраза»
Часто родители употребляют такие фразы:
Пошли скорее, сколько тебя ждать
Ешь быстрее иначе не получишь десерт
Убери за собой
Не мешай
Не капризничай, любимая футболка на стирке. Надевай ту. Которая есть
Ляжешь ты, наконец спать
Ты по попе захотел
Чтобы я никаких «не хочу» не слышала
Сколько раз повторять
Ты руки помыл?
Но эти фразы не желательны, если ваш ребенок переживает кризис 3х лет. Давайте придумаем альтернативу
На старт, внимание …..марш, Побежали!
После того, как исчезнет это маленькая котлетка, к тебе прилетит что – то вкусное
Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на своем столе
Иди, поиграй немного сам, а когда я освобожусь мы устроим с тобой мини – праздник
Смотри-ка а вот родственница твоей любимой футболки, давай ее наденем?
Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?
Интересно кому это я сейчас уши покусаю?
Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его быстрее, пока он нам настроение не испортил.
Раз – два –три передаю секретную информацию….повторите, как слышали?
Спорим, что с твоих рук потечет черная вода?
Таким образом, в основе кризиса 3х лет лежит мечта ребенка о том, чтобы взрослые изменили свое отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода.
Главное, помните, что ваш ребенок просто хочет сказать вам следующее:
«Хочу знать, что можно и нельзя»
«Хочу знать свои обязанности»
«Хочу, чтобы меня хвалили!»
Первая рекомендация: успокойтесь
Еще одна рекомендация – не смотрите на кризис, как на что-то плохое. Ведь кризис - это показатель того, что ваш ребенок развивается.
Не переживайте сильно по поводу истерик ребенка, это нормальная реакция, все должны через нее пройти.
Упражнение «Карусель»
Цель: проверка полученных знаний о «кризисе трех лет»
Инструкция
Участники объединяются в подгруппы, каждая из которых получает карточку с одним вопросом.
Вопросы для подгрупп:
1. Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период «кризиса трех лет»?
2. Что такое «кризис трех лет»?
3. Как реагировать взрослым на проявления «кризиса трехлетнего ребенка»?
Подгруппы отвечают на свои вопросы. Через 3 минуты каждая подгруппа передает свою карточку другой. Наконец все подгруппы отвечают на все три вопроса. Потом проводится обсуждение.
Игра «Какой он – мой ребёнок»
(звучит песня «Берегите своих детей» в исполнении Ия)
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.
На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса трёх лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.