Данное мероприятие позволяет повысить компетентность родителей в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста. материал предназначен для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей»
Семинар-практикум для родителей по теме:
“Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
(Игровой практикум по основам экономики)
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи: – познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
– расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, Д/и «Профессии», Д/и «Собери банкноту».
План работы:
Приветствие «Добро пожаловать».Вступительное слово ведущего, в котором задаётся «рабочее настроение», предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.
Ведущий: Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Задачи экономического воспитания дошкольников:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой.
Формы и методы по экономике
ЭКОНОМИКА
- загадки;
- пословицы;
- экономические задачи;
- сказки;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- уроки (математика, окружающий мир, чтение)
Знакомство дошкольников с основами экономики проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС ДО, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевыеигры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Игра-стратегия – сложная многоплановая деятельность, которая предусматривает не только осознание игрового замысла, сюжетной линии, но и конкретную последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо договорится, объединить усилия, не раз выполнять индивидуальный и коллективный выбор.
Сегодня мы вам предлагаем, отправится в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики»
Игровой практикум по основам экономики
3.1. Игровое упражнение «Обмен» «Бартер»
1,2,3,4,5- начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку
Предлагаю обмен конфета– на пословицу или поговорку экономического содержания.
(разделение родителей на команды по цвету фантика)
Придумать название своей команды
3.2.Разминка для команд
Экономические загадки:
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…. (товар)
На товаре быть должна
Обязательно…..(цена)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без……(рекламы)
Чуть оплошаешь -так в тот же момент
Рынок захватит весь твой….(конкурент)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …..(доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить ….(налоги)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
На рубль-копейки, на доллары-центы,
Бегут набегают в банке…(проценты)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …..(ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…..(залог)
И врачу и акробату
Выдают за труд…….. (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация:
«деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них…..(договоры)
3.3.Игровое упражнение «Черный ящик»
Вам предстоит угадать, что лежит в волшебной коробке
Загадка.
Их делают из бумаги и металла.
У одних людей их много, а у других мало.
В разных странах их называют по-разному.
Что это???
- Правильно, деньги – это неотъемлемая часть экономики
Игра «Собери банкноту»
3.4. Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не заежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ
Придумать слоган к рекламе мороженого
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
3.5. Кому, что нужно для работы
- Составить пазлы
- Определить какую услугу или товар производит представитель данной профессии.
Автослесарь - У
Маляр-штукатур –У
Клоун –У
Банкир-У
Гончар –Т
Продавец –У
Милиционер –У
Проходчик –Т
Тракторист –У
Врач- У
Парикмахер – У
Повар -У/Т
Плотник -Т
Рыбак –Т
Пожарный –У
Швея-У/Т
Учитель- У
Художник –У/Т
Решение экономических задач.
Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5руб. за 1 кг.,а в другом по 6 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 руб за 1 кг.. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
3.6. Экономика в сказках
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. Сказка о рыбаке и рыбке (потребности для жизни)
2. Федорино горе (Труд)
3. Телефон (Потребности)
4. Муха-цокотуха (Деньги)
5. Терем-теремок (распределение труда)
6. Иван царевич и Серый волк (потребности, обмен, бартер)
7. Кот в сапогах (реклама)
8. Огниво (обмен, деньги)
3.7. Вручение памяток, рекомендаций по экономическому воспитанию.
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: мои воспитанники вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Рекомендации родителям
по экономическому воспитанию детей в семье
1. Не скрывайте от ребёнка, каким способом зарабатываются семейные деньги и на что они расходуются.
2. Объясняйте ребёнку, какой вид деятельности какой доход приносит.
3. Просите ребёнка купить к обеду продукты на определённую сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните, у кого и почему это получилось лучше.
4. Если Вы решили давать ребёнку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку на какое-то время.
5. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.
6. Внушайте ребёнку, что ничто не даётся даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.
7. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий.
8. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности.
Литература
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148