Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Проект направлен на формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, воспитания любви и почтения к дому и семье и бережного отношения к окружающему миру. Проект разработан на основе народного календаря, народных праздников.Проект содержит компоненты творческого развития, с опорой на игровую деятельность, как ведещей формой в данном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников. »
Пояснительная записка.
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, также подтверждается содержанием нормативных и правовых документов.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п. 1) определено, что «содержание образования должно… обеспечивать формирование и развитие личности воспитанников в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Одной из задач ФГОС дошкольного образования (п. 1.6) является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание воспитанников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В данном документе отмечается, что «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота... При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Система духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным,воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Исходя из вышеизложенного, нами был разработан проект «Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников». Основная идея проекта заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в основу содержания семейных посиделок легли народные праздники.
Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.
На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Дети дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.
Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.
Особое значение имеет подготовка к семейным посиделкам.
Подготовка к празднику включает два типа социального взаимодействия:
активное совместное участие педагогов и родителей в организации родительских встреч для подготовки праздника;
активное сотрудничество педагогов и воспитанников.
Совместная работа педагогов и родителей структурируется путем проведения родительских встреч по следующему алгоритму:
информационная часть (информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное наполнение праздника);
педагогическая часть (дискуссии на педагогические темы);
творческая часть (обсуждение и изготовление подарков для детей);
практическая часть (разучивание текстов песен, хороводов);
техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных).
Активное совместное участие педагогов и детей строится в ходе ежедневного педагогического процесса и содержит следующие блоки:
традиционные игры и хороводы, связанные с приближающимся праздником;
формирование здоровьесберегающей среды (изменение интерьера к празднику, украшение к празднику);
блок творческого изобретательства (подготовка подарков для дома).
Таким образом, дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.
В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы дляоформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства, на чем основана русская духовность. Родители вовлекаются во все дела и игры. Приобретенный опыт и совместные переживания становятся базой для поддержания русских традиций в семье.
В проведении праздника можно выделить пять этапов, каждый из которых имеет свою духовную атмосферу и эмоциональную окраску.
Алгоритм проведения праздника:
1 этап: создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. На выбор родителей предлагается участие в нескольких видах деятельности: украшение помещения, подготовка праздничного стола, изготовление небольших поделок, подарков, сюрпризов.
2 этап: совместные игры. Проводятся в помещении или на улице. Это могут быть игры как в общем кругу при ведущей роли педагога, так и отдельные небольшие «аттракционы», за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмический круг, который проигрывается ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3 этап: праздничная трапеза. Трапеза - праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4 этап: спектакль-сказка. Это этап праздника, призванный показать детям и родителям разные возможности предметной игры, научить правильному движению кукольных персонажей, оживить их.
5 этап: завершение праздника. Праздник завершается словами благодарности, уборкой стола, подарками и добрыми пожеланиями.
Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством включения семьи в образовательный процесс.
Задачи проекта:
познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
создание эмоционального комфорта;
воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру;
повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании; поспособствовать повышению значения семейных ценностей.
Отличительная особенностьпроекта заключается в интеграции различных областей знаний, использовании педагогических технологий, опирающихся на традиции народной педагогики, способствующих возрождению народных традиций через совместную творческую деятельность детей и взрослых.
Новизной проекта является включение в образовательный процесс ДОУ семьи.
Методологическая основа проекта:
Системный подход – отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и законы функционирования.
Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных элементов-процессов в развитие личности как системного целого.
В этом отношении системный подход тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельность – основа, средство и условие развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь в разнообразные виды деятельности, то есть организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.
Реализация вышеназванных методологических подходов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она как бы задает социальную программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.
Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В этой связи Этнопедагогический подход в данном проекте является одним из ведущих. На протяжении многих лет прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционирует образовательное учреждение. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.
Принципы: культуросообразности, учета возрастных особенностей детей, эстетизации, интегративности, познавательной выразительности,наглядности,поэтапности,цикличности,вариативности, художественного фольклорного исполнения произведений.
Участники реализации проекта:
Дети.
Педагоги.
Родители.
Планируемые результаты:
Воспитанники имеют представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к окружающему их миру;
проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте сДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Технологическая модель духовно-нравственного воспитания дошкольников
посредством включения семьи в образовательный процесс
Концептуальные основы этнокультурного образования дошкольников
Системный подход.
Личностный подход.
Деятельностный подход.
Культурологический подход.
Этнопедагогический подход.
Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством включения семьи в образовательный процесс.
Принципы:
1. культуросообразности,
2. учета возрастных особенностей детей,
3. эстетизации,
4. интегративности,
5. познавательной выразительности,
6. наглядности,
7. поэтапности,
8. цикличности,
9. вариативности,
10. художественного фольклорного исполнения произведений.
Механизм реализации:
знания и представления +
мотивация +
чувства и отношения +
навыки и привычки +
поступки и поведение.
Педагогические условия:
проект должен базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста;
проект содержит компоненты творческого развития.
Дидактические приоритеты:
направленность на приобщение к народным традициям;
развитие от общего к конкретному;
опора на игровую деятельность как ведущую в данном возрасте.
игровая, познавательная, продуктивная, художественно-речевая, музыкальная деятельность; ознакомление с элементами фольклора, художественно-речевая деятельность.
Результат:
Воспитанники имеют представления:
о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
о духовных и нравственных ценностях;
о ценностном отношении к окружающему их миру;
проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте сДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
МКДОУ детский сад № 21 городского округа Ревда
СЕМЕЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.