kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, воспитания любви и почтения к дому и семье и бережного отношения к окружающему миру. Проект разработан на основе народного календаря, народных праздников.Проект содержит компоненты творческого развития, с опорой на игровую деятельность, как ведещей формой в данном возрасте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников. »

Пояснительная записка.


Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через так называемое «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, также подтверждается содержанием нормативных и правовых документов.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, п. 1) определено, что «содержание образования должно… обеспечивать формирование и развитие личности воспитанников в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Одной из задач ФГОС дошкольного образования (п. 1.6) является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание воспитанников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В данном документе отмечается, что «образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота... При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».

Система духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным,воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.


Исходя из вышеизложенного, нами был разработан проект «Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников». Основная идея проекта заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в основу содержания семейных посиделок легли народные праздники.


Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.

На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

Дети дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.

Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.


Особое значение имеет подготовка к семейным посиделкам.

Подготовка к празднику включает два типа социального взаимодействия:

  • активное совместное участие педагогов и родителей в организации родительских встреч для подготовки праздника;

  • активное сотрудничество педагогов и воспитанников.


Совместная работа педагогов и родителей структурируется путем проведения родительских встреч по следующему алгоритму:

  • информационная часть (информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное наполнение праздника);

  • педагогическая часть (дискуссии на педагогические темы);

  • творческая часть (обсуждение и изготовление подарков для детей);

  • практическая часть (разучивание текстов песен, хороводов);

  • техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных).


Активное совместное участие педагогов и детей строится в ходе ежедневного педагогического процесса и содержит следующие блоки:

  • традиционные игры и хороводы, связанные с приближающимся праздником;

  • формирование здоровьесберегающей среды (изменение интерьера к празднику, украшение к празднику);

  • блок творческого изобретательства (подготовка подарков для дома).

Таким образом, дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы дляоформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности.


Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства, на чем основана русская духовность. Родители вовлекаются во все дела и игры. Приобретенный опыт и совместные переживания становятся базой для поддержания русских традиций в семье.

В проведении праздника можно выделить пять этапов, каждый из которых имеет свою духовную атмосферу и эмоциональную окраску.

Алгоритм проведения праздника:

1 этап: создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. На выбор родителей предлагается участие в нескольких видах деятельности: украшение помещения, подготовка праздничного стола, изготовление небольших поделок, подарков, сюрпризов.

2 этап: совместные игры. Проводятся в помещении или на улице. Это могут быть игры как в общем кругу при ведущей роли педагога, так и отдельные небольшие «аттракционы», за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмический круг, который проигрывается ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.

3 этап: праздничная трапеза. Трапеза - праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол в соответствии с данным временем года и характером праздника.

4 этап: спектакль-сказка. Это этап праздника, призванный показать детям и родителям разные возможности предметной игры, научить правильному движению кукольных персонажей, оживить их.

5 этап: завершение праздника. Праздник завершается словами благодарности, уборкой стола, подарками и добрыми пожеланиями.


Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством включения семьи в образовательный процесс.


Задачи проекта:

  • познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;

  • формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;

  • развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;

  • создание эмоционального комфорта;

  • воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру;

  • повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании; поспособствовать повышению значения семейных ценностей.


Отличительная особенностьпроекта заключается в интеграции различных областей знаний, использовании педагогических технологий, опирающихся на традиции народной педагогики, способствующих возрождению народных традиций через совместную творческую деятельность детей и взрослых.


Новизной проекта является включение в образовательный процесс ДОУ семьи.


Методологическая основа проекта:

Системный подход – отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и законы функционирования.

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных элементов-процессов в развитие личности как системного целого.

В этом отношении системный подход тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельность – основа, средство и условие развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь в разнообразные виды деятельности, то есть организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Реализация вышеназванных методологических подходов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она как бы задает социальную программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В этой связи Этнопедагогический подход в данном проекте является одним из ведущих. На протяжении многих лет прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционирует образовательное учреждение. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.


Принципы: культуросообразности, учета возрастных особенностей детей, эстетизации, интегративности, познавательной выразительности,наглядности,поэтапности,цикличности,вариативности, художественного фольклорного исполнения произведений.


Участники реализации проекта:

  • Дети.

  • Педагоги.

  • Родители.


Планируемые результаты:

Воспитанники имеют представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

  • о духовных и нравственных ценностях;

  • о ценностном отношении к окружающему их миру;

  • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

  • сотрудничают в тесном контакте сДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

  • воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

  • являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

  • понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.


Технологическая модель духовно-нравственного воспитания дошкольников

посредством включения семьи в образовательный процесс


Концептуальные основы этнокультурного образования дошкольников

Системный подход.

Личностный подход.

Деятельностный подход.

Культурологический подход.

Этнопедагогический подход.

Цель проекта: создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством включения семьи в образовательный процесс.

Принципы:

1. культуросообразности,

2. учета возрастных особенностей детей,

3. эстетизации,

4. интегративности,

5. познавательной выразительности,

6. наглядности,

7. поэтапности,

8. цикличности,

9. вариативности,

10. художественного фольклорного исполнения произведений.

Механизм реализации:

  1. знания и представления +

  2. мотивация +

  3. чувства и отношения +

  4. навыки и привычки +

  5. поступки и поведение.

Педагогические условия:

  • проект должен базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста;

  • проект содержит компоненты творческого развития.

Дидактические приоритеты:

  • направленность на приобщение к народным традициям;

  • развитие от общего к конкретному;

  • опора на игровую деятельность как ведущую в данном возрасте.


Компоненты духовно-нравственноговоспитания дошкольников:

игровая, познавательная, продуктивная, художественно-речевая, музыкальная деятельность; ознакомление с элементами фольклора, художественно-речевая деятельность.

Результат:

Воспитанники имеют представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

  • о духовных и нравственных ценностях;

  • о ценностном отношении к окружающему их миру;

  • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

  • сотрудничают в тесном контакте сДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

  • воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

  • являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям;

  • понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.





































МКДОУ детский сад № 21 городского округа Ревда










СЕМЕЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.



Шушпанова Е.В.,

воспитатель первой кв.кат.





Апрель ,2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейные посиделки как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Автор: Шушпанова Елена Викторовна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства